Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» (1-4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №6
___________Ю.П. Анохин
Приказ от «01» сентября 2015 г. № 440
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
(в рамках работы окружной пилотной площадки)
Название курса: «Народное искусство и художественное творчество»
Возраст: 6,5-10 лет
Срок реализации: 2015-2019 годы (4 года)
Разработчик: Матерова В.Г., учитель изобразительного искусства
Радужный
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………..……3
Актуальность программы и практическая значимость………………………………...3
Новизна…………………………………………………………………………………..3
Степень новизны для учащихся………………………………………………………...3
Мотивирующий потенциал программы………………………………………………..3
Развивающий потенциал программы…………………………………………………..3
Здоровьесберегающий потенциал программы………………………………………....4
Методы обучения, воспитания и развития……………………………………………..4
Формы и методы, используемые в период реализации программы…………………..5
Общая характеристика внеурочной деятельности………………………………..5
Личностные и метапредметные результаты…………………………………….....6
Тематическое планирование……………………………………………………….....9
V.Содержание программы внеурочной деятельности……………………………….14
VI.Описание методического и материально – технического обеспечения…………18
Литература………………………………………………………………………………19
Приложение……………………………………………………………………………...20
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» разработана в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2014 г. №344 "О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия Внеурочная деятельность в школе". Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6.Программа разработана на основе учебно – методического пособия В.Н.Банникова «Народное искусство и художественное творчество» для внеурочной деятельности младших школьников, в рамках УМК «Школа России», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации(Москва, «Просвещение» 2010г.). Данная программа является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 6.
Актуальность программы и практическая значимость
Необходимость разработки программы внеурочной деятельности связана с введением федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться и развиваться, составляющее основу личностного роста учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, находить разные пути решения; учиться сотрудничать с другими людьми не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Программа является целостным курсом, который включает в себя основные виды художественного творчества и способствует реализации главной цели художественного образования - формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим ценностям, овладению знаниями и опытом национального культурного наследия. Тематика и последовательность программы обеспечивают эмоциональные контакты с искусством, художественные знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях, способствуют творческой самореализации и являются средством приобщения ребенка к художественной культуре, познанию мира в образной форме.
Новизна
В качестве ценностных ориентиров выделено формирование российской гражданской идентичности, как условие укрепления российской государственности. Лежащий в основе стандартов и применяемый в реализации данной программы системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к самообразованию и непрерывному образованию. Педагогическая целесообразность программы заключается в его реализации с применением ведущегометода освоения ФГОС в начальной школе, в условиях внеурочной деятельности - метода проектной деятельности.
Степень новизны для учащихся
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, формирование и развитие универсальных способов деятельности.
Мотивирующий потенциал программы
Содержание программы, содержащее описание народных традиций, культурных ценностей, с глубоко нравственным смыслом, вызывает стойкий интерес у учащихся. Активные формы проведения занятий, проектный метод обучения, информационно-коммуникационные технологии способствуют поддержанию интереса к занятиям по данной программе.
Развивающий потенциал программы
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения. Целенаправленное формирование и развитие универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных.
При реализации программы учитывается необходимость:
определения динамики развития учащиеся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данной программы.
Здоровьесберегающий потенциал программы
Реализуется на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, он относится к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Занятия предполагают использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервовздоровья, работоспособности.
Методы обучения, воспитания и развития
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.).
Интернет технологии
1.Вещательные услуги (для учителя и обучающихся):
книги, словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы.
2.Поисковые услуги:
каталоги;
поисковые системы.
3. Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:
курсы, программы, предназначенные для самообразования (для учителя);
обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты.
Проектная деятельность
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.Учащиеся выполняют проект в течение определенного отрезка времени.
Программа предполагает выполнение проектов, которые можно классифицировать в зависимости от количества участников проектов – индивидуальные, парные, групповые;
по продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.
По типу проектов учащимся предлагается выбор:
исследовательские,
творческие,
игровые,
информационные,
практико-ориентированные,
культурологические,
исторические.
Игровые технологии
Строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.Можно выделить группы игр:
на обобщение предметов по определенным признакам;
на отличиереальных явленийот нереальных;
на воспитание умений владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
В программе используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые.
Формы и методы, используемые в период реализации программы
Формы: мозговой штурм творческих групп, практикумы, мастер-классы и творческие встречи, праздники-реконструкции, творческие дискуссии, творческие лаборатории в условиях активного поиска единства культурных явлений разных этнокультурных групп.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Практический метод используется для выполнения проектных работ.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Направление программы
Программа «Народное искусство и художественное творчество» по содержанию является духовно-нравственной, гражданско-патриотического направления; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации – индивидуально-ориентированной, массовой.
Преемственность курса
Содержание рабочей программы внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в даннойобщеобразовательной организации. В содержании рабочей программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, окружающий мир, физическая культура.
Цель программы«Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе. 1-4 класс. 5-8 класс» - формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.
Задачи:
воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, дизайну в разных формах;
формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности;
формирование творческой личности;
формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни;
приобщение к национальному и мировому художественному наследию;
развитие творческих способностей и изобразительных навыков, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства;
обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы;
формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.
Ценностные ориентиры содержания курса
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Отличительными особенностями программы являютсяпредусмотренное:
знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию творческой фантазии детей и формированию интереса к изобразительному искусству;
участие детей в конкурсной и выставочной деятельности, что способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, понимания значимости собственной творческой деятельности.
Тип программы
Комплексная образовательная программа.
Режим занятий
Программа рассчитана на 68 ч в год, с проведением занятий два раз в неделю продолжительностью 40 мин.
Возраст детей, участвующих в программе 6,5-10 лет (1-4 классы). Набор обучающихся для реализации программы – свободный, по желанию. Число обучающихся в связи со спецификой курса – 25 человек.
Сроки реализации программы – 4 года.
Занятия по данной программе состоят и двух частей: теоретической и практической.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные УУД
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Обучающийся научится
иметь представление о художественной культуре как части общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции;
работать различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
иметь представление о роли народного искусства и художественного творчества в укладе жизни русского народа;
передавать единство формы и декора;
определять виды народного искусства и художественного творчества;
выполнять орнаментальную композицию, учитывая форму предмета;
понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений художественного творчества;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и народного искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
понимать специфику русской народной музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок);
выражать эмоциональное содержание русских народных музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться
понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения;
понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений русского народного искусства и художественного творчества;
видеть в произведениях русского народного искусства единство материала, формы и декора;
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Тематическое планирование
1 класс
№ Направления деятельности Содержание темы Количество часов Виды и формы деятельности
Художественное творчество Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.
Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.
Птица–счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.
Хлебушко–Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка. 4 Творческие проекты,
выставки,
конкурсы,
ярмарка.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Фольклор Колыбельная моей бабушки.
Расскажи мне сказку. Сказки народов России.
Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.
Попевки: Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе. 4 Видеофильмы,
реконструкция в форме описаний и презентаций, фото- и видеоматериалов,
театрализованные спектакли.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Игра Ручеек.
У медведя во бору.
12 палочек.
Гуськи. 4 Реконструкция в форме описаний и презентаций, фото- и видеоматериалов
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Экспедиция. Проект Деревянное зодчество моего села, города, края.
Музеи моего села, города, края.
Народные мастера моего села, города, края.
Мой школьный историко-этнографический музей. 4 Музейно-экскурсионная работа,
исследовательские
проекты,
КТД, мозговой штурм.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Итого: 64 2 класс
№ Виды и направления деятельности Содержание темы Количество часов Виды и формы деятельности
Художественное творчество Народный костюм – философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом.
Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России.
Морозные кружева вологодских коклюшек, Ивановские вырезанки.
Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля, Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и др. матрешки 4 Творческие проекты,
выставки,
конкурсы,
ярмарка.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Фольклор Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Козьма-огородник, Ивана Купала и др.
Расскажи мне сказку. «Соломенный бычок – смоляной бочок». «Крошечка хаврошечка.
Мифы и легенды наших предков о богатырях. Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет и Сергий Радонежский, Иван Грозный и др.
Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко – ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели» 4 Видеофильмы,
реконструкция в форме описаний и презентаций, фото- и видеоматериалов,
театрализованные спектакли.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Игра Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек.
Два Деда Мороза.
Белки, волки, лисы.
Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц. 4 Реконструкция в форме описаний и презентаций, фото- и видеоматериалов.
Индивидуальная, групповая, парная.
4 4 4 Экспедиция. Проект Храмы и культовые сооружения моего села, города, края.
Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего села, города, края.
Сказители, поэты и писатели моего села, города, края.
Мой школьный историко- 4 Музейно-экскурсионная работа,
исследовательские
проекты,
КТД, мозговой штурм.
4 4 этнографический музей. 4 Индивидуальная,
групповая,
парная.
Итого: 64 3 класс
№ Виды и направления деятельности Содержание темы Количество часов Виды и формы деятельности
Художественное творчество Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме.
Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.
Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.
Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России. 4 Творческие проекты,
выставки,
конкурсы,
ярмарка.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Фольклор Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России.
Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.
Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.
ПраздничныеСпасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний 4 Видеофильмы,
реконструкция в форме описаний и презентаций, фото- и видеоматериалов,
театрализованные спектакли.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Игра Марийские народные игры.
Башкирские народные игры.
Игры народов Кавказа.
Удмуртские народные игры. 4 Реконструкция в форме описаний и
презентаций, фото- и видеоматериалов.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Экспедиция. Проект Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.
Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.
Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края.
Мой школьный историко-этнографический музей. 4 Музейно-экскурсионная работа,
исследовательские
проекты,
КТД, мозговой штурм.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Итого: 64 4 класс
№ Виды и направления деятельности Содержание темы Количество часов Виды и формы деятельности
Художественное творчество Дом – храм моих предков. Рубленый дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.
Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка.
Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле
Народные росписи по дереву 4 Творческие проекты,
выставки,
конкурсы,
ярмарка.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и Нижне - Тагильский поднос. 4 2. Фольклор Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др. Боги христианства, мусульманства, буддизма.
Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.
Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы.
Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.4 Видеофильмы,
реконструкция в форме описаний и презентаций, фото- и
видеоматериалов,
театрализованные спектакли.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 3. Игра Хоровод. Что нам осень принесла.
Колядочные игры и костюмированные представления.
А мы Масленицу повстречали. Лапти.
Карусель. Жнивка. Веночек. 4 Реконструкция в форме описаний и презентаций, фото- и видеоматериалов.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Экспедиция. Проект Кухня народов России.
Единство традиций и отличительные особенности.
Скоморохи, вертеп, ярморочный театр
Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов, В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухина и др.
Мой школьный историко-этнографический музей. 4 Музейно-экскурсионная работа, исследовательскиепроекты,
КТД, мозговой штурм.
Индивидуальная, групповая,
парная.
4 4 4 Итого: 64 Содержание программы внеурочной деятельности
1 год обучения
Художественноетворчество
1.Тема: Древо жизни - древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи (4 ч)
«Древо жизни» как символ рода. Родовое и Генеалогическое древо. Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России. Образ «древа жизни» в народной вышивке. Расписные и резные прялки. Народные росписи (Городец, Хохлома, Полхов Майдан, Северные росписи, Тобольская домовая роспись и т.д.) и вариации «Древа жизни» в них. Древо жизни в глиняной игрушке (Каргополь, Дымково и др.).
2.Тема: Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России(4 ч)
Народные Куклы - «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы». Изготовление женской и мужской куклы-скрутки.
3.Тема: Птица - счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи(4 ч)
Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.).Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая резьба, вышивка, роспись по дереву, глиняная игрушка).
4.Тема: Хлебушко-Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка(4 ч)
Хлеб в культуре народов России (пословицы и поговорки о хлебе). Русская печка - центр деревенского дома, кормилица, лекарь, сказочный герой.
Фольклор
1.Тема: Колыбельная моей бабушки(4 ч)
История формирования жанра.
2.Тема: Расскажи мне сказку. Сказки народов России(4 ч)
Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. В них отображена жизнь народа, его мечты и ожидания лучшей судьбы, отношение к миру природы и человеку, добру и злу, прекрасное знание человеческой психологии и древних традиций.
3.Тема: Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры(4 ч)
Всем известны персонажи народных былин: «Святого», «Илья Муромец», «Алеша Попович» и «Добрыня Никитич», «Волхв Всеславьевич», «Михайло Казарин», «Садко», «Василиса Микулична», «Настасия и др.
4.Тема: Попевки(4 ч)
«Осенины». «На зеленом на лугу». «Бай, качи, качи, качи».«Евсей». «Ай, ари, тари, тари». «Как на горке на горе»
Игра
Многообразие функций народной игры. Содержание игр. Музыкальный язык (4 ч)
Экспедиция.Проект
1.Тема: Деревянное зодчество моего села, города, края(4 ч)
На различных экскурсиях с классом сфотографировать, описать, зарисовать имеющиеся деревянные сооружения (дома, храмы, постройки). Найти информацию: как устроен и построен деревянный дом, какие отличия существуют у разных народов при строительстве деревянного дома, а что в них общее? Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Деревянная архитектура моего города, края».
2.Тема: Музеи моего города, края(4 ч)
На экскурсиях в музеи своего города, края сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются друг от друга. Составить иллюстрированный рассказ-отчет о проделанной работе. Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».
3.Тема: Народные мастера моего города, края(4 ч)
Познакомиться с творчеством народных мастеров или педагогов, изучающих народное искусство в своем городе, крае. Сфотографировать, описать и зарисовать изделия, выполненные ими. Составить рассказ-отчет о народных мастерах своего города, края. Пригласить их в гости на совместный праздник.
4.Тема:Мой школьный историко-этнографический музей(4 ч)
Вместе с родителями и учителем начать формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея. Музей пополняется коллекциями, переданными в дар, и материалами, собранными во время экспедиционной работы.
2 год обучения
Художественноетворчество
1.Тема: Народный костюм – философия моих предков: «Сошьём Дуне сарафан»(4 ч)
Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом.
2.Тема: Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России(4 ч)
История появления Региональные виды: Ярило, Параскева Пятница, Соломенные куклы, Масленица из лыка. Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д. Каждая кукла имеет свое назначение.
3.Тема:Морозные кружева вологодских коклюшек, Ивановские вырезанки(4 ч)
Вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках).
4.Тема: Путешествие «Матрешки» по России. (4 ч)
Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля, Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и др. матрешки. История появления. Региональные виды: Семеновская, Полхов-Майданская, Сергиев-Посадская матрешка.Создание эскиза. Роспись матрёшки (деревянные или картонные заготовки).
Фольклор
1.Тема: Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Козьма-огородник, Ивана Купала и др.(4 ч)
Происхождение народного календаря, его назначение, связь с солнцеворотом. Обряды и песни земледельческого круга, приуроченные к временам года. Весна - заклинание. Красная горка, Пасха, Троица. Лето - Петровки, Купала, жнивные песни. Осень – Семёнов день, Покров, Кузьминки. Зима – Святки, Масленица. Жанровое разнообразие календарных песен. Особенности стилистики календарных песен.
2.Тема: Расскажи мне сказку(4 ч)
«Соломенный бычок – смоляной бочок». «Крошечка хаврошечка».
3.Тема: Мифы и легенды наших предков о богатырях(4 ч)
Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет и Сергий Радонежский, Иван Грозный и др.
4.Тема: Заклички, попевки и потешки(4 ч)
«Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко – ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели»
Игра
Многообразие функций народной игры. Содержание игр. Музыкальный язык (4 ч)
Экспедиция.Проект
1.Тема: Храмы и культовые сооружения моего города, края(4 ч)
На различных экскурсиях с классом сфотографировать, описать, зарисовать имеющиеся храмовые сооружения - деревянные и каменные (храмы, культовые постройки). Найти информацию: как устроен и построен храм, какие отличия существуют у разных народов при строительстве культовых сооружений, а что в них общее? Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Храмы и культовые сооружения моего города, края».
2.Тема: Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего города, края(4 ч)
На экскурсиях в музеи своего города, края сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются друг от друга. Составить иллюстрированный рассказ-отчет о проделанной работе. Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».
3.Тема: Сказители, поэты и писатели моего города, края(4 ч)
Познакомиться с творчеством народных сказителей, поэтов и писателей в своем городе, крае. Пригласить их в гости на совместный праздник. Провести совместные чтения, на которых могут быть представлены сочиненные вами былины о богатырях Земли русской. Составить рассказ-отчет о народных сказителях, поэтах и писателях своего города, края.
4.Тема:Мой школьный историко-этнографический музей(4 ч)
Вместе с родителями и учителем продолжайте формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея. Проведите мероприятия в своей школе, раскрывающие необходимость открытия школьного музея (выставка, былинные чтения, встречи с мастерами, коллекционерами предметов народного искусства). Музей пополняется коллекциями, переданными в дар, лучшими работами, созданными вами, и материалами, собранными во время экспедиционной работы.
3 год обучения
Художественноетворчество
1.Тема: Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме(4 ч)
Ритм. Симметрия. Знакомство с принципами построения узора: на полосе, на квадрате, на круге, треугольнике, на прямоугольнике, ромбе, овале.Красота и практическое назначение тканых изделий. Древние приспособления для ткачества. Пропорции, ритм цвет полос и клеток в тканых и лоскутных изделиях. Простейшие традиционные композиции народных орнаментов на ткани. Цветные тканые половички. Лоскутное одеяло( коллаж). Презентация «Русская набойка». Композиция замкнутого орнамента на платках.
2.Тема: Глиняная народная игрушка (4 ч)
Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России. Корни и традиции народной игрушки. Сюжетность и отличие от других игрушек. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, выполненных по мотивам народной игрушки.Мастера гончарного промысла. Игрушечные промыслы России (дымковская, филимоновская игрушка). Традиционные образы, своеобразие, роспись. Знакомство с традиционными материалами для лепки: глина, солёное тесто. Подготовка солёного теста, глины. Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ). Деление глины на части с правильным соблюдением пропорций. Использование приемов примазывания, оттягивания. Лепка предметов пластическим способом (из целого куска). Знакомство с технологией сушки и обжига глины.
3.Тема: Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево(4 ч)
Народный костюм – синтез различных рукоделий. Узор в вышивке.
4.Тема: Набивка на ткани(4 ч)
Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России.
Фольклор
1.Тема: Скатерть-самобранка(4 ч)
Традиции гостеприимства и застолья у народов России
2.Тема: Расскажи мне сказку(4 ч)
Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.
3.Тема: Мифы и легенды наших предков о богатырях(4 ч)
Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.
4.Тема: Праздничные Спасы – праздник урожая(4 ч)
Медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярмарочных гуляний.
Игра
1.Тема: Марийские народные игры(4 ч)
2.Тема: Башкирские народные игры(4 ч)
3.Тема: Игры народов Кавказа(4 ч)
4.Тема: Удмуртские народные игры(4 ч)
Многообразие функций народной игры. Содержание игр. Музыкальный язык.
Экспедиция.Проект
1.Тема: Хлеб да каша - пища наша. Русская традиционная кухня(4 ч)
«Хороша кашка, да мала чашка» - любили каши на Руси, а из каких круп их готовили? Еще говорили «Хлеб да каша - пища наша», «Щи да каша - пища наша»!
2.Тема: Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.(4 ч)
Узнайте, пекут ли в вашем городе праздничные и печатные пряники, имеются ли в ваших музеях старинные печатные доски для выпечки пряников. Соберите информацию и расскажите в классе о старинных рецептах приготовления пряников.
3.Тема: Художники и мастера декоративного искусства моего города, края(4 ч)
Познакомьтесь с творчеством мастеров и художников декоративного искусства в своем городе, крае. Пригласите их в гости на совместный праздник. Проведите совместные чтения, на которых могут быть представлены творческие работы мастеров и художников декоративного искусства.
4.Тема: Мой школьный историко-этнографический музей(4 ч)
Проведите обсуждения, мозговой штурм по темам: «Как должен выглядеть школьный историко-этнографический музей, музей народного искусства?», «Какие коллекции должны храниться в собрании музея?», «Как должна выглядеть экспозиция музея?», «Что нужно сделать, чтобы музей стал живым, интересным для твоих сверстников?» и т.д.
4 год обучения
Художественноетворчество
1.Тема: Дом – храм моих предков
Рубленый дом, терем, лобаз, юрта, чум и др. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.
2.Тема: Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы(4 ч)
Богородская деревянная игрушка.
3.Тема: Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле(4 ч)
Плетеные изделия. Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка, лыко, лоза и др. Знакомство с элементарными приемами плетения.
4.Тема: Народные росписи по дереву и металлу(4 ч)
Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и Нижне-Тагильский поднос. Корни и традиции росписи. Мастера росписи. Сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам росписи.
Фольклор
1.Тема: Пантеон русских божеств(4 ч)
Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др. Боги христианства, мусульманства, буддизма.
2.Тема:Мифические и сказочные персонажи(4 ч)
Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.
3.Тема: Мифы и легенды наших предков о богатырях(4 ч)
Георгий Жуков и Маршалы Победы.
4.Тема: Музыкальные инструменты народов России(4 ч)
Гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.Игра
1.Тема: Хоровод. Что нам осень принесла(4 ч)
Знакомство с народным календарным праздником, обычаями, обрядами, народными играми, песнями, приметами.
2.Тема: Колядочные игры и костюмированные представления(4 ч)
Знакомство с народным календарным праздником, обычаями, обрядами, народными играми, песнями, приметами.
3.Тема: А мы Масленицу повстречали. Лапти(4 ч)
Знакомство с народным календарным праздником, обычаями, обрядами, народными играми, песнями, приметами.
4.Тема: Карусель. Жнивка. Веночек (4 ч)
Знакомство с народным календарным праздником, обычаями, обрядами, народными играми, песнями, приметами.
Экспедиция.Проект
1.Тема: Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности(4 ч)
Во время экспедиционной работы в музеях, встреч с народными мастерами, общения с бабушками и дедушками собирайте рецепты традиционной кухни разных народов России. Обратите особое внимание на признаки отличия и сходства кулинарных традиций.
2.Тема: Скоморохи, Петрушка, вертеп, ярмарочный театр(4 ч)
Соберите информацию и подготовьте сообщение-презентацию о ярмарочном театре и его персонажах (ярмарочный театр, вертеп, скоморохи, Петрушка и др.). Изготовьте собственный театр, разыграйте в нем представление, сказку, былину.
3.Тема: Образ человека труда в твоем городе(4 ч)
Во время экспедиционной работы соберите информацию о людях труда в твоем городе. Ответьте на вопрос: «Почему их труд является творчеством?». Оформите в виде сообщения-презентации, пополните свой школьный историко-этнографический музей информацией о героях труда.
4.Тема: Мой школьный историко-этнографический музей(4 ч)
Создайте эскиз-макет будущего историко-этнографического музея, который может располагаться на территории школы, в лучших традициях деревянного зодчества. Устройте конкурс проектов с приглашением руководства школы, города, небезразличных людей, которые смогут помочь в строительстве нового музея. Продолжайте пополнять коллекцию музея артефактами из экспедиций, лучшими творческими работами народного искусства.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Результат творческой деятельности
-участие в оформлении школы к праздникам и тематическим мероприятиям;
-участие в акциях, конкурсах, фестивалях детского творчества различного уровня;
-участие в школьных и городских выставках детского творчества.
Результат проектной деятельности
-личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), презентация.
Описание методического и материально–технического обеспечения
Рекомендуемая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643, 18.05.2015 №507);
Банников В.Н. Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе: Учебно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск: РИО ИРО,2014.
Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).- М.; Вопросы культурологии,- 2009.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Музыкальный центр
CD/DVD-проигрыватели
Телевизор
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением
Мультимедиа-проектор
Экран (на штативе или навесной)
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения
DVD-фильмы:
памятники архитектуры;
художественные музеи;
виды изобразительного искусства;
творчество отдельных художников;
народные промыслы;
декоративно-прикладное искусство;
художественные технологии
Презентация наCD или DVD- дисках:
по видам изобразительных (пластических) искусств;
по жанрам изобразительных искусств;
по памятникам архитектуры России и мира;
по стилям и направлениям в искусстве;
по народным промыслам;
по декоративно-прикладному искусству;
по творчеству художников
Литература
Литература для учителя:
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.,2011.
Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. 1-4 класс. 5-8 класс. – М., Просвещение, 2011-2012.
Литература для учащихся:
1. Некрасова М.А. Народное искусство России // Народное творчество как мир целостности: Альбом.- Ханты-Мансийск.2009.
2. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. 1-4 класс. 5-8 класс. – М., Просвещение, 2011-2012.
3. Шпикалова Т.Я., Я живу в России. Творение российских мастеров.- М.: Просвещение, 2006.
Приложение 1
Технологическая карта учебного занятия
Тема
Русский народный костюм
Цель -познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов русского народного костюма
Задачи -создать условия формирования интереса к культурному наследию русского народа, воспитанию чувства гражданской идентичности;
-познакомить в процессе самостоятельного познания с видами русского праздничного костюма, его элементами; со значением символики и колорита в русской народной одежде;
-создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, креативного творческого мышления, использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве; положительной мотивации к учебной деятельности
Тип занятия
Занятие деятельностной направленности, по целеполаганию - открытие нового знания (ОНЗ)
Планируемые образовательные результаты Предметные умения УУД
Научатся:
-классифицировать по заданным основаниям (мужской, женский костюмы);
-создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении Личностные УУД
-чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание основ культурного наследия народов России и человечества;
-уметь выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям
МетапредметныеРегулятивные УУД
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач:
-научить планировать свою деятельность при выборе способов выхода из проблемных ситуаций;
-уметь предвидеть планируемый результат, составлять последовательность промежуточных целей при его достижении, находить способы его реализации;
-выработать активность и инициативность в решении творческих задач
Познавательные УУД
-уметь осуществлять поиск и выделение главной информации из предлагаемых источников (учебник, образовательные интернет ресурсы, произведения искусства и т.д.);
-научиться определять учебную цель и задачи;
-осуществлять анализ по выявлению общего и различного в новых знаниях
Коммуникативные УУД
Формулировать собственное мнение и позицию:
-развивать навык работы в группах;
-находить способы созидательного внутри группового общения;
-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;
-владеть навыками точного изложения своих мыслей
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический
Образовательные ресурсы http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00http://www.artrussia.ru/Книгопечатная продукция Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. 1-4 класс. 5-8 класс. – М., Просвещение, 2011-2012.
Н.А. Горяева. Учебник «Изобразительное искусство»
Межпредметные связи
Музыка, литература
Оборудование
Краски, кисти, бумага, палитра
Наглядно-демонстрационный материал Иллюстрации
Экранно-звуковые пособия
мультимедийная презентация «Русский народный костюм», аудио записи русских народных песен в сопровождении оркестра русских народных инструментов, короткометражный мультипликационный фильм
Основные понятия
Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, кика, кокошник
Организационная структура (сценарий) занятия
Этапы занятия Задания для учащихся Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный.
Мотивация к учебной деятельности - Попробуйте определить проблему занятия, просмотрев короткометражный мультфильм. Организует
Уточняет тематические рамки.
Подготовка учащихся к работе на уроке:
-выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей Наблюдают, анализируют, делают выводы
2. Актуализация опорных знаний и умений. -Как вы думаете, куда и для чего люди одевали одежду?
Вопрос: Так о чём же мы будем узнавать сегодня на занятии?
( о русском народном костюме)
-А что будет изображено в результате наших работ? (русский народный костюм) Создаёт условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач
Активизация мышления, анализ информации, построения ответа с точным изложением своей мысли. Определение прогноза по поводу цели урока.
3. Формулирование темы урока, постановка учебной проблемы Вы любите отгадывать загадки?
Тогда давайте поиграем и определим из каких элементов состоял русский народный праздничный костюм. Обратите внимание на ряд слов на слайде.
На слайде написаны слова: головной убор, штаны, понева, рубаха, сарафан. Это ваши помощники в ответах на загадки.
Меня на тело одевают,
На Руси меня все знают.
Я не топик не папаха
Догадались – я (рубаха)
Очень любят здесь и там
Яркий красный (сарафан)
Юбку в клетку я надену.
Очень я люблю (поневу)
На голове я восседаю и о тебе я всё уж знаю,
С тобой не начинаю спор.
Так думал (головной убор) Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Анализируют объекты, выделяют признаки. Высказывают своё мнение в ответах на загадки учителя..4. Формулирование учебной проблемы, планирование действий. - А кто из вас знает, что такое сарафан, рубаха, штаны, понева. Какие головные уборы носили женщины на Руси? Головные уборы были разные или одинаковые? Что влияло на то, какой головной убор носили люди женского пола. Что надо сделать чтобы узнать об этом?
-Правильно. Мы проведём исследовательскую работу
Давайте разделимся на 5 экспертных групп (рубаха, понева, сарафан, головной убор, роль узора в убранстве костюма)
Обратите внимание на доску. Там вы увидите, вопросы для каждой группы. Вам надо выбрать знания-ответы на них и затем сообщить эту информацию.
1 группа – рубаха
2 группа – сарафан
3 группа - понёва
4 группа – головной убор
5 группа - роль узора в убранстве костюма
Начинайте работу. Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)
познавательных процессов (внимание, память). Под руководством учителя, определяют своё групповое задание в опоре на осознание зоны знания и незнания, анализируют способ достижения в нём результата, планируют последовательность своих действий для его достижения.
5. Открытие нового знания - Давайте послушаем, что же удалось узнать нашим экспертам в ходе исследования.
(выступления экспертных групп) Устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция Работа с учебником, распределение ответственности выполняемых действий среди членов групп, реализация публичного выступления по результатам исследования
6. Физкультминутка
Русская народная игра «Бояре» Устанавливает правильность и осознанность усвоения Повторяют за учителем
7.Применение новых знаний. Контролирующее задание Самостоятельная работа с текущим контролем учителя
-А сейчас вам предстоит выполнить эскизы костюмов на ваш выбор. Это могут быть и современные стилизованные ансамбли с элементами народного костюма, и русский народный праздничный костюм со своим авторским орнаментом-оберегом. Выполнить их, вы тоже можете в разных техниках на ваш выбор: живопись, смешанная техника. В своих работах постарайтесь отобразить своё эмоциональное состояние. Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний. Обеспечивает усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Осуществление самопроверки, пошагово сравнивая с эталоном, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях
8. Рефлексия учебной деятельности на занятии Ребята, а вы знаете, что творение всех людей на свете гениально. Никто и никогда не сможет понять и отобразить в своей работе содержание нашего урока так же как вы. И поэтому все ваши работы достойны восхищения. Несите их к доске. Сейчас мы устроим экспозицию. Ещё раз полюбуемся на разнообразие моделей русских костюмных ансамблей. Организует рефлексию. Осуществляет самооценку деятельности учащихся, соотносит цель и результаты работы, степень их соответствия Дают самооценку своей учебной деятельности, соотносят результаты, степень их соответствия. Выставка результатов с обсуждением работ
Приложение 2
Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД
Виды
УУД Основные характеристики Уровни сформированности Показатели сформированности Методы, методики и типовые задачи
Самоопределение Внутренняя позиция школьника 1 уровень отрицательное отношение к школе Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)2 уровень положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности 3 уровень возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика» 4 уровень сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни Самооценка 1уровень низкая самооценка Методика «Лесенка»
«Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)
2 уровень адекватная самооценка 3 уровень завышенная самооценка СмыслообразованиеУчебно-познавательный интерес 1 уровень негативное отношение к школе, школьная дезадаптацияАнкета (Н.Лускановой)
2 уровень низкая школьная мотивация 3 уровень положительное отношение к школе 4 уровень хорошая школьная мотивация 5 уровень максимально высокий уровень школьной мотивации Нравственно-этическая ориентация 1 уровень низкий уровень развития эмпатии; ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости); учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
2 уровень-
3 уровень правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм
имеет начальное представление о нравственных нормах Неправильное представление о моральных нормах Приложение 3
Технологическая карта мониторинга сформированности регулятивных УУД
Виды
УУД Уровни сформированности Показатели сформированности Методы, методики и типовые задачи
Целеполагание
1 уровень - отсутствие цели Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично. Может принимать простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели – требования) Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
2 уровень - принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется 3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическуюПринимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется 4 уровень - принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи 5 уровень - переопределение практической задачи в познавательнуюСтолкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней 6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы Контроль
1 уровень - отсутствие контроля Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий 3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки 4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания При выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок 5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы 6 уровень - актуальный рефлексивный контроль Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы Оценка
1 уровень - отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
2 уровень - адекватная ретроспективная Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия 3 уровень - неадекватная прогностическая Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий 4 уровень - потенциально-адекватная прогностическая Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий 5 уровень - актуально-адекватная прогностическая Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия Учебные действия 1 уровень - отсутствие уч. действ.как целостных единиц деятельности Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения Наблюдение.
Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму 3 уровень - неадекватный перенос учебных действий 4 уровень - адекватный перенос учебных действий Приложение 4
Технологическая карта мониторинга сформированности познавательных УУД
Виды
УУД Основные характеристики Уровни сформированности Показатели сформированности Методы, методики и типовые задачи
ОбщеучебныеОриентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное ниже базового Большинство умений
не сформированы Наблюдение
базовый Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога выше базового Выполняет самостоятельно Универсальные логические действия Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
ниже базового Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена Тест на изучение развития логических операций
базовый Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков выше базового Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков Постановка и решение проблемы Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела ниже базового Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела Задания проблемно-поискового характера
базовый Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов выше базового Самостоятельно ориентируется в учебнике Приложение 5
Технологическая карта мониторинга сформированности коммуникативных УУД
Виды
УУД Основные характеристики Уровень сформированности коммуникативных УУД
Методы, методики и типовые задачи
выше базового базовый ниже базового Коммуникация как кооперация Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре.
отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно. не идет на контакт (агрессивен или пассивен) Наблюдение
Методика «Рукавички»
Коммуникация как интеракция Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Понимать речевое обращение другого человека. тактичен, вежлив, соблюдает этикет;
понимает речевое обращение другого человека частично соблюдает этикет;
не всегда понимает речевое обращение другого человека молчалив или агрессивен; не понимает речевое обращение другого человека Наблюдение
Методика «Левая и правая стороны»
Коммуникация как интериоризацияСлушать и понимать речь других. слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
слышит, понимает; обратную связь дает ситуативно. не слышит; не может дать обратную связь Наблюдение
Методика «Узор под диктовку»
Приложение 6
«Лист учёта сформированности универсальных учебных действий ученика»
Ф.И. ученика____________________________________
Наблюдаемые параметры Уровень сформированности УУД Динамика
Личностные УУД
1. Внутренняя позиция школьника 2. Самооценка 3. Учебно-познавательный интерес 4. Нравственно-этическая ориентация Регулятивные УУД
1. Целеполагание 2. Контроль 3. Оценка 4. Учебные действия Познавательные УУД
1. Общеучебные2.Универсальные логические действия 3. Постановка и решение проблемы Коммуникативные УУД
1. Коммуникация как кооперация 2. Коммуникация как интеракция 3. Коммуникация как интериоризация
Приложение 7
«Диаграмма учёта сформированности универсальныхучебных действий учеников 1г класса»
2787015114300-822960114300
2787015110490-82296081915
Вывод: по результатам мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 г класса обнаружена положительная динамика.
Приложение 8
«Диаграмма учёта сформированности универсальныхучебных действий учеников 2г класса»
-8705851447802767965154305
2767965140970-870585144780
Вывод: по результатам мониторинга сформированности УУД у учащихся 2 г класса обнаружена положительная динамика.