Кружок Рукодельница по технологии(девочки)
Пояснительная записка
Программа кружка «Рукодельница» разработана в соответствии с современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования и являются документом, отражающим деятельность социально-педагогической направленности учреждения.Набор детей осуществляется по желанию детей и их родителей, либо законных представителей.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Технология» , «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия. На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится не стареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых. Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно –прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Программа по различным видам рукоделия
предназначена для обучения детей 10-13 лет.
Учебный курс-1год обучения
Учебная нагрузка: 2час в неделю
Учебных недель – 34
Учебных часов : 68часов
Данная программа составлена на основе программы для школьных учреждений:
--Технология.Организация кружковой работы.Дополнительное образование.-Яковлева И.В.,Сафонова Н.С.,Волгоград: Учитель – 2011 год.
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
1.Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
2. Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
3. Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
4. Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
5.Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
6.Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия .
7. Содействие жизненному самоопределению учащихся.
9.Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
2.Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
3.Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
3. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
5.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
3.Развивать положительные эмоции и волевые качества.
4. Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
1. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
2.Социально-педагогические:
3.Формирование общественной активности.
Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка дополнительного образования «Рукодельница» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Программа является доступной для различных категорий учащихся, в ней тесно связаны теоретические и практические занятия А преобретенный опыт позволяет в большей мере применять необходимые знания и умения на практике и в жизни.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию
Методическое и дидактическое обеспечения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие творческих способностей детей , на развитие практических гавыков.Чем полнее и эмоциальней восприятие изложенного детям материала. Этому способствует:
1 . Методико- дидактическое обеспечение.
2 . Пакет творческих заданий по различным темам , способствующих созданию оптимальных условий развития творческих способностей.
3. Картотека журналов, справочников
4. Фонд литературы по предмету.
5. Наглядный материал в виде иллюстраций, схем, рисунков.
6. Раздаточный материал.
7. Технические средства обучения.
Занятия проходят по следующей схеме:
1.Индивидуальная работа учащихся с периодической консультацией у педагога, помощью педагога.
2.Групповая-теоретические и практические занятия преимущественно с практическим характером.
3. Коллективная- - конкурсы, выставки
Календарно – тематическое планирование
кружка «Рукодельница»
№ Название раздела Количество часов Темы
1. Вводное занятие
1 1.Вводное занятие
2. Бисероплетение
12 2. История бисероплетения.
3. История бисероплетения.
4. Основы бисероплетения , материалы.
5. Основы бисероплетения , материалы.
6. Техника плетения.
7. Техника плетения.
8. Техника плетения.
9. Плетение «Дерево Бонсай».
10. Плетение «Дерево Бонсай».
11. Плетение «Дерево Бонсай».
12.Завершение работы, оформление.
13. Завершение работы, оформление.
3. Топиарий
12 14.История появление топиарий , «Дерево счастья».
15. Материалы и приспособления
16. Изготовление шаров для топиариев
17. Изготовление шаров для топиариев
18. Изготовление шаров для топиариев.
19. Изготовление сердец для топиариев.
20. Изготовление сердец для топиариев.
21.Изготовление сердец для топиариев
22. Изготовление топиарий, оформление.
23.Изготовление топиарий, оформление.
24.Завершение работы, оформление.
25. Завершение работы, оформление.
4. Соленое тесто
10 26. Завершение работы, оформление
27. Завершение работы, оформление.
28.Техника изготовления изделий.
29. Техника изготовления изделий.
30.Лепка цветов, животных и др. фигур.
31. Лепка цветов, животных и др. фигур
32.Изготовление панно из соленого теста.
33. Изготовление панно из соленого теста.
34.Завершение работы, оформление.
35. Завершение работы, оформление
5. Изготовление цветов
10 36.Цветы вязаные крючком.
37. Цветы вязаные крючком.
38. Цветы вязаные крючком.
39. Цветы вязаные крючком.
40.Цветы канзаши.
41. Цветы канзаши.
42. Цветы канзаши.
43.Цветы из бисера.
44. Цветы из бисера.
45. Цветы из бисера
6. Оригами
10 46.Искусство оригами.
47. Искусство оригами.
48.Базовые формы.
49. Базовые формы.
50. Базовые формы.
51. Базовые формы.
52. Базовые формы.
53.Цветы.
54. Цветы.
55. Цветы.
7. Лоскутная пластика
13 56.История лоскутного шитья.
57.Материалы , инструменты, оборудование.
58.Подбор ткани,подготовка ее.Понятие о композиции.
59. Подбор ткани,подготовка ее.Понятие о композиции.
60.Раскрой и изготовление прихватки.
61. Раскрой и изготовление прихватки.
62. Раскрой и изготовление прихватки.
63.Технология соединения лоскутов ткани.
64. Технология соединения лоскутов ткани.
65. Технология соединения лоскутов ткани.
66.Завершение работы, оформление.
67. Завершение работы, оформление.
68. Завершение работы, оформление
Условия реализации программы.
1.Кружок проводится в кабинете технологии. Кабинет хорошо оборудован.
2. Все материала и оборудование имеются в наличии.
3. В кабинете размещается постоянная выставка работ учащихся.
4. Имеются необходимые журналы и литература.
5.Собран материал «Банк творческих идей»
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и выставках.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы :
Кашкарова-Герцог Е.Д.»Руководство по рукоделию», Москва, изд.» Просвещение»,2002г.
Терешкович Т.А. «Рукодельница», Минск,»Полымя», 1993г.
Квилинг:волшебство бумажных завитков.С. Букина,М.Букин,Ростов на-Дону,»Феникс»,2010г.
Исксство делать цветы, Е.П.Сухорукова,Л.Г.Чечуленская, Москва, 1994г.
«Бисерное рукоделие» ,Тимченко Э.А,Смоленск,»Русич», 2009г.
«Цветы из бисера»,Л.Г.Куликова,Л.Ю.Короткова,Москва, «Глобус»,2008г.
«Золотые страницы рукоделия», Н.К. Зайцева , Москва, 2004г.