Рабочая программа кружка Мастерица
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уршельская средняя общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района
Владимирской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета приказом директора
от_____________ 20___г протокол №______ от______________20___года №___
.
______________ Мудрецов Ю.А.
Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству
«Мастерица»
Программа рассчитана на детей в возрасте 8-16 лет.
Срок реализации - 3 года
Автор-составитель учитель технологии Мудрецова Ирина Леонидовна
Настоящая программа разработана с учётом передовых педагогических идей и методических материалов современных учёных и практиков.
2014 год
Образовательная программа дополнительного образования детей "Мастерица"
Пояснительная записка
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
В основу программы положен ряд нормативных документов:
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- программа воспитания и социализации личности учащихся
- приказ Министерства РФ №373.
Настоящая программа разработана с учётом передовых педагогических идей и методических материалов современных учёных и практиков.
Программа носит модифицированный характер
Цели:
раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи:
привить интерес к работе с поделочным материалом и побудить желание совершенствования в разных направлении декоративно-прикладного творчества;
развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретается навык самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных своими руками;
Образовательная трехгодичная программа "Мастерица" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях кружка учащиеся получают знания, умения и навыки в разных областях декоративно-прикладного творчества, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
На первом году обучения учащиеся получают элементарные навыки работы с бисером, спицами, крючком овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся читать схемы, создавать эскизы, самоконтролю в работе.
Познакомив учащихся с увлекательными и разнообразными видами декоративно-прикладного творчества, дав начальные знания и навыки, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с пробуждает желание совершенствоваться.
На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами работы (ажурная сетка, ткачество, вышивка). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Результаты третьего года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий, сумок для сотовых телефонов, галстуков). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.
По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз своего изделия, выбирает цветовую гамму выбранных материалов, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.
Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая -воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Методика работы.
Образовательная трехгодичная программа "Мастерица" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Основная задача первого года обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к декоративно-прикладному творчеству, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении, расширить свой кругозор.
Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами рукоделия. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и выставках.
Результаты третьего года обучения - сложные панно и картины, колье, ожерелья, связанные изделия. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство обучаемые вкладывают в свою творческую работу.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.
Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.
Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий.
Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках и конкурсах.
По окончании курса "Мастерица" детские работы представляются с детальным описанием на итоговом занятии.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.
Немаловажная роль уделяется правильному написанию терминов и специальных слов, необходимых в изучении данного курса, которые фиксируются в индивидуальных тетрадях обучаемых. Традиционны на занятиях рассказ и беседа преподавателя не только познавательного характера, но и с воспитательной целью.
Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой дома, в библиотеках школы и города. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, начиная с истоков - эскиза, вкладывают мысли и душу, а не пользуются готовыми наработками.
В этой деятельности выделяются более одаренные дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведется дополнительно индивидуальная работа.
Учет возрастных особенностей учащихся
Жизнь ребёнка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе первой ступени - это переход от детского сада к школе. Данная программа курса "Мастерица" составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
В кружке обучаются дети, которые нуждаются в заботе и те, которые позаботятся о других; "трудные", обездоленные; из многодетных и малообеспеченных семей.
Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.
Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно-массовых мероприятиях.
Межпредметные связи.
Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум. Работа кружка построена на доверии и общении с учителями - предметниками. Педагог должен владеть умением и писать, и считать, и красиво рисовать, и чертить, а также необходимы знания по истории, литературе, знания о природе и человеке.
Воспитательная работа в коллективе.
Индивидуальная работа
На первых занятиях кружка провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности в декоративно- прикладном творчестве.
В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их обучению подходить индивидуально, по специально разработанной программе обучения, в зависимости от склонностей ребенка.
Провести соответствующую работу с родителями, к концу года подготовить с этими детьми персональные выставки для итоговых выставок.
Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу. При изучении нового и сложного материала привлечь "сильных" воспитанников. Организовать в группе взаимопомощь в выполнении заданий.
Провести работу с целью выявления детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и оказать таким детям помощь при посещении занятий.
Культурно-массовая работа
Принимать активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, ярмарках, тематических конкурсах.
Воспитательная работа
С начала учебного года проводить тематические беседы с детьми и родителями по перспективному плану, в начале и конце года Дни открытых дверей. Проводить консультации с детьми и родителями учебного и воспитательного характера, родительские собрания.
Первый год обучения (108ч.)
№ п/п Название темы Кол-во часов Теория Практика
1. Введение в программу.
Бисероплетение. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования
Знакомство с техникой плетения (параллельное, петельное, игольчатое) 3 3
2. Плетение фенечек и браслетов 3 1 2
3. Цепочка-цветочки 3 3
4. Подарочная фенечка3 3
5. Плетение широких фенечек3 3
6. Подвески, серёжки и колечки 3 1 2
7. Подвеска «Крестик» 3 3
8. Изготовление подвески «Ромбики» 3 3
9. Изготовление подвески «Цветочек» 3 3
10. Изготовление серёжек «Трилистник» 3 3
11. Вышивка. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования вышивальщицы.
Рабочее место вышивальщицы.
Знакомство с техниками вышивки. 3 3 12. Контурные швы (стебельчатый, тамбурный) 9 9
13. Штриховая гладь 9 9
14. Изготовление рамки для вышивки (фото) 6 6
15. Аппликация. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Организация рабочего места.
Знакомство с техникой выполнения аппликации. 3 3 16. Панно из природного материала 6 6
17. Панно и ткани 6 6
18. Вязание (крючком) Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Организация рабочего места.
Знакомство с видами изделий. 3 3 19. Основные приёмы вязания крючком 6 1 5
20. Вязание по кругу 6 6
21. Прибавление и убавление петель 3 3
22. Вязание прихватки 3 3
23. Вязание розы 6 1 5
24. Итоговое занятие. Творческий отчёт. 3 3 Итого 108 19 89
По результатам первого года обучения учащимся присваивается звание "Подмастерье".
Второй год обучения (108 ч.)
№
п/п Название темы Кол-во часов Теория Практика
1. Введение в программу.
Бисероплетение. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования
1 1
2. Плетение бус, ожерелий, кулонов. 2 1 1
3. Изготовление бус из бисерной нитки 3
4. Плетение косички 3 1 2
5. Ползание по берегу моря (бусы с использованием ракушек, камушков, стёклышек, кусочков дерева) 6 3
6. Плетение кулона «Солнце» 3 1 2
7. Плетение кулонов в технике «Полотно» 6 1 5
8. Пацефик3 1 2
9. Шнуры «мозаика», «спираль» 3 1 2
10. Вышивка. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования вышивальщицы.
Рабочее место вышивальщицы.
Знакомство с техниками вышивки. 3 1 2
11. Атласная гладь 9 2 7
12. Рококо и узелки 9 2 7
13. Вышивка лентами 9 2 7
14. Изготовление рамки для вышивки (фото) 6 1 5
15. Аппликация. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Организация рабочего места.
Знакомство с техникой выполнения аппликации. 3 1 2
16. Аппликация из засушенных растений 12 1 11
17. Изготовление рамки. 6 6
18. Вязание (крючком) Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Организация рабочего места.
Знакомство с видами изделий. 19. Отработка приемов и навыков работы крючком 3 1 2
20. Вязание сумочки 6 6
21. Наволочка для подушки 9 1 7
22. Итоговое занятие. Выставка работ. 3 Итого: 108ч. 19 ч. 89 ч.
Программа второго года обучения
Введение в программу. Учащиеся повторяют и закрепляют знания по организации рабочего места. По технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, бисером. Подготовка к работе. Вводное занятие. Виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформляют изделия для выставки.
Выполнение сказки "Муха - цокотуха", "Обитатели моря", "Знаков зодиака", подарков к праздникам. Изготовление цветов Васильки, Лилии, Георгины, Нарциссы.
По результатам второго года обучения учащимся присваивается звание "Мастеровой".
Третий год обучения (108 ч.)
№
п/п Название темы Кол-во часов Теория Практика
1. Вводное занятие 1 1
2. Изготовление цепочек 30 6 24
3. Изготовление колье и воротников 40 6 34
4. Изготовление сумки для сотового телефона 30 4 26
9. Изготовление закладок для книг 30 4 26
10. Изготовление галстуков 30 4 26
11. Оплетение пасхального яйца. Подготовка и проведение итоговой выставки. 43 6 37
Итого: 108 18ч. 90ч.
Программа третьего года обучения
Введение в программу. Повторение техники безопасности по работе с ножницами, иголкой, нитками, бисером. Повторение техник плетения (параллельного, петельного, игольчатого). Знакомство с приёмами и способами (ажурная сетка колечки, ажурная сетка ромбы, ткачество без станка) плетения различных колье, цепочек, закладок для книг, оплетением пасхальных яиц. Выбор цветовой гаммы бисера. Выбор бисера по форме и размеру. Выполнение эскизов. Изготовление панно и композиций по выполненным эскизам.
На итоговых уроках демонстрируются творческие работы. Готовится и проводится итоговая выставка.
По результатам третьего года обучения учащимся присваивается звание "Мастер".
Литература:
1. Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство "Феникс", 2004 г.
2. Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г.
3. Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004 г.
4. Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
5. Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
6. Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
7. Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.
8. Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 1999 г.
9. Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г.
10. Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г.
11. Педагогика. Харламова И.Ф. "Гардарики" 1999 г.
12. Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.
13. Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. Практическое пособие. Слободяник Н.П.
14. Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.
15. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО, 2004 г.
Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
Фамилия Имя ребёнка___________________________________________________
Возраст _______________________________________________________________
Название детского объединения __________________________________________
Ф.И.О. педагога ________________________________________________________
Сроки диагностики 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Показатели Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
Результат обучения
1. Теоретическая подготовка ребёнка
теоретические знания
владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка:
практические умения и навыки
владение специальным оборудованием и оснащением
творческие навыки
3. Общеучебные умения и навыки:
учебно-интеллектуальные умения
подбирать и анализировать литературу
выступать перед аудиторией
вести полемику и участвовать дискуссии
учебно-организационные умения и навыки
умение организовать своё рабочее место
навыки соблюдения правил безопасности
умение аккуратно выполнять работу
4. Предметные достижения учащихся:
на уровне детского объединения
на уровне школы
на уровне города
на окружном уровне