Рабочая программа кружковой работы Мастерица


УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 7
__________ М.А.Андреева«____»___________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружок «Мастерица».
Возраст детей: от 10 до16 лет.
Срок реализации: 2 года.

Автор программы:
Учитель I категории
Абдулова Наталия Львовна
г. Ессентуки
сентябрь 2013 г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Пояснительная записка.
Тематический план.
Основное содержание программы.
Особенности методики обучения по предмету.
Условия реализации программы.
Описание планируемых результатов
Информационное обеспечение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Внеурочные занятия по декоративно-прикладному искусству являются важным звеном в эстетическом воспитании, художественном образовании, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании школьников.
Изучение практики внеурочной работы с детьми в школах нашей страны показало, что за последние годы значительно обогатились ее организационные формы. Их можно условно разделить на три группы:
Индивидуальная работа учащихся.
Групповая (кружки).
Массовая работа.
Кружок – это добровольное объединение учащихся, проявляющих интерес к практической работе в той или иной области художественной обработки материалов.
Работа кружка направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке ткани и вышиванию различными декоративными стежками и швами. На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, крючком, спицами, приучаются планировать предстоящую работу, выполнять ремонт и реставрацию одежды, изготавливать игрушки и сувениры.
Цели:
Расширить знания учащихся об истории народного и
профессионального декоративно-прикладного искусства;
Приобрести практические навыки по художественной обработке
различных материалов;
Выявить творческие способности детей;
Организовать их досуг.
Задачи:
Эстетически воспитывать школьников;
Формировать их духовную культуру;
Развивать художественно-творческие способности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, формировать творческую индивидуальность;
Развивать умение осуществлять практические действия, необходимые для самостоятельной работы.
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа рассчитана на 68 недель (68 часов), занятия проводятся один раз в неделю.
Возраст детей: с 10 до 16 лет.
Количество 25 человек.
Дни и время занятий:
Понедельник с 14.15 до 15.45 ч.
1 год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Подразделы и темы Количество часов
Общее Теория Практика
1. Вводное занятие Знакомство с целями задачами, содержанием занятий кружка
1 1 2. Канзаши33 Знакомство с материалом. Теоретические вопросы канзаши.
1 1 Цветы из лент. Основные приемы. Составление композиций.
2 2 Изготовление острого лепестка 2 1 1
Изготовление круглого лепестка 2 1 1
Изготовление двойного лепестка 2 1 1
Сборка цветов 2 1 1
Изготовление лепестка и чашелистиков 2 1 1
Варианты изменения формы листа.
2 1 1
Подсолнух 4 1 3
Георгин 3 1 2
Роза 4 1 3
Мак
3 1 2
Составление композиции 2 2
Выставка работ учащихся 2 2 ИТОГО 34 16 18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие (1 ч.)  
Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2.История развития канзаши (1 ч.)
История канзаши и его применение. Современные направления в канзаши. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды канзаши. Демонстрация образцов и изделий.
ЦВЕТЫ ИЗ ЛЕНТ.
Традиционные канзаши. (10 ч.)
  Теоретические сведения. Основные приёмы канзаши, используемые для изготовления цветов: острый лепесток, круглый лепесток, двойной лепесток. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, заколки для волос, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из лент подарков и других предметов.  
Современные канзаши (22 ч.)
 Теоретические сведения. Основные приёмы современного канзаши, используемые для изготовления цветов. Техника выполнения лепестков, тычинок, чашелистиков. Анализ моделей. Зарисовка схем.  
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка цветов. Подготовка основы. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Плоские цветы.
Объемные цветы
2 год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Подразделы и темы Количество часов
Общее Теория Практика
1. Сувениры и поделки из соленого теста. 2 1 1
Виды соленого теста. 1 1 Как приготовить соленое тесто. 1
2. Рабочее место и инструменты
1 1 Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. 1 3 Фантазия на кухне. 8 1 7
Корзинка из соленого теста. Эскиз корзинки. 1 Изготовление корзинки 2
Раскрашивание корзинки. 2
Изготовление фруктов. 2
Раскрашивание фруктов 1
4 Поиграем в зоопарк. 10 2 8
Побываем в зоопарке. Кто там живет? Повадки животных. Рассматривание животных.
2 Ежик. Крокодил. Оформление поделки. 2
Божья коровка. Раскрашивание поделки. 2
Мышка. Оформление поделки. 2
5 Цветы. 3 1 2
Ваза из соленого теста. 1
Слепим розу. Оформление поделки. 1
6 Подставка для карандашей. Кот. 3 1 2
Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. 1 Оформление поделки.
Покрытие лаком. 2
7 Подставка для карандашей. Ежик 3 1 2
Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. 1 Оформление поделки.
Покрытие лаком. 2
8 Выставка работ
2 2
Подготовка выставки.
1
Проведение выставки
1
Итого: 32 Лепка из соленого теса
1.Сувениры и поделки из соленого теста. 2часа.
Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. Поделки из соленого теста. Подарки своими руками. Что можно сделать?
2.Рабочее место и инструменты.1 часа.
Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Рассказать о необходимости после работы смазывать руки кремом. Сушка и раскраска поделок. Различные способы.
3.Фантазия на кухне.8 часов.
Корзинка из соленого теста. Виды корзинок. Что есть в корзинке? Эскиз корзинки. Раскрашивание корзинки. Триумф фруктов. Какие бывают фрукты? Форма фруктов. Украсим наши фрукты. Овощи. Форма овощей.
4.Поиграем в зоопарк.10 часа.
Побываем в зоопарке. Кто там живет? Повадки животных. Рассматривание животных.
Ежик. Крокодил. Крокодилы бывают разными (раскрашивание) Кит. Оформление поделки. Божья коровка. Раскрашивание поделки. Мышка. Оформление поделки. Черепаха. Магнит на холодильник. Оформление поделки. Покрытие лаком. Заведи себе слона (магниты на холодильник) Оформление магнита. Мартовские коты.
5.Цветы. 3 часа.
Роза. Осторожно, не уколись! Розы в вазе. Ваза из соленого теста. Слепим розу. Оформление поделки.
6.Подставка для карандашей. Кот.3 часа.
Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. Замес теста. Оформление поделки.
Покрытие лаком.
7. Подставка для карандашей. Ежик.3 часа.
Эскиз подставки. Изготовление цветного теста. Оформление поделки.
Покрытие лаком.
Выставка работ. 2 час
Обсуждение работ. Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация работ. Организация выставок детских работ.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ.
Программа состоит из двух частей:
1. Общеобразовательная (привитие интереса к данному ремеслу, формирование новых навыков и понятий, овладении технологией шитья, вышивки, ткачества).
2. Профессиональная ориентации (формирование интереса к народным промыслам, создание работ для выставок., выбор профессии).
Эти части включают в себя изучение видов рукоделия, создание
эскизов, подборку цветовой гаммы, освоение технологии.
Промежуточный результат – создание образца с различными
видами вышивки
Итоговый результат – реализация и защита проекта
(изготовление изделия)
Занятия организованы по форме:
Теория
художественные занятия
практика
Приобретенные умения, знания и навыки найдут применение в повседневной жизни, сделать подарок своими руками, отремонтировать изделие, украсить или изменить внешний вид изделия своими руками. Дети узнают об особенностях русского быта, костюма, промыслах, обычаях и традициях, о бесценном опыте наших мастериц.
После выполнения проекта организуется выставка из работ учениц с приглашением одноклассников, друзей, воспитателей, классных руководителей. Завершается программа театрализованным занятием, учащиеся готовят пословицы, поговорки, сказки, частушки, песни, касающиеся русского народного творчества. В ходе сценария демонстрируются изделия самих учеников, педагогов, воспитателей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Занятия кружка в школе проводятся в кабинете технологии. Оно светлое, теплое, с естественным доступом воздуха, по площади достаточное для проведения занятий с группой в 15 человек, то есть отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет имеет доску для демонстрации схем, эскизов, рисунков, а также швейные машины с ножным и электрическим приводом, утюг, запасной инструмент для работы. Кружковцы должны иметь личный инструмент необходимый для работы (ножницы, термописталет, пинцет, свечи и т.д.). Кабинет имеет много литературы по рукоделию. Постоянно действует выставка в кабинете, что отчасти является и наглядным пособием.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
правила безопасной работы ручными инструментами,
правила безопасной работы с электронагревательными инструментами,
краткие сведения из истории канзаши, композицию и ритм, орнамент.
основные виды лепестков и их выполнение на разных тканях с подбором соответствующих цветов и ниток.
историю возникновения и развития творчества, материалы и инструменты, используемые при изготовлении изделий.
Учащиеся должны уметь:
правильно организовывать свое рабочее место с учетом предстоящей работы,
подбирать необходимое цветовое решение, выполнять эскиз собственной композиции,
делать зарисовки на, выполнять технические рисунки, определять расход ткани для различных изделий, место расположения декоративного оформления, пропорции и характер рисунка.
Изготавливать лепестки в разных техниках.
разрабатывать несложные композиции декоративного оформления, пользоваться инструментами и приспособлениями.
Результат обучения:
По окончании обучения у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, повышаются коммуникативные качества ребенка.
Литература.
Японское искусство канзаши. Идеи народных умельцев М.,2012.
С.А.Соловьев «Декоративное оформление», Издательство «Просвещение» Москва 1987.
Журнал « Педагогика для всех » Москва 2000 г.
Все о рукоделии: Энциклопедии современной женщины / Под ред. Е. Борисовой, С. Коверьяновой – М.: Внешсигма, 2010.
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.,2011.
Периодические издания:
Журналы Рукоделие № 9, 10 за 2012 год