Беседа на тему: Народное хореографическое искусство Осетии .
Центр развития творчества детей и юношества «Заря»
КОНСПЕКТ-БЕСЕДА
ТЕМА: « Народное хореографическое искусство Осетии ».
Дата проведения:20.10.2016г.
Время проведения: 17.20
Педагог дополнительного образования
Балаева И.А.
Владикавказ 2016 г.
Цель: Познакомить обучающихся с народным хореографическим искусством. Привить любовь к осетинской хореографии. Развить чувство патриотизма.
Предварительная работа: Подготовить видеозаписи «Государственного ансамбля «Алан»», «Сказание о «Ацамазе и Агунде»».
Оборудование: экран, проектор, ноутбук.
Ход: Приветствие педагога с обучающимися, ознакомление с темой занятия.
Педагог: Народное хореографическое искусство – одно из ярчайших проявлений национального творчества осетин. Искусство танца неразрывно связано с музыкальным и песенным творчеством и представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства, с древнейших времен занимая важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин.
В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее и христианскими верованиями. Танец являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах, а также имел обрядовое значение. В танце молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе.
Однако не все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое первоначальное значение. Например, древнейший по своему происхождению танец «Цоппай» был связан с языческими верованиями осетин и поэтому имел преимущественно ритуальное, обрядовое значение. «Цоппай» исполнялся обычно вокруг пораженного молнией человека, оплакивать которого не полагалось, ибо, по народному поверью, пораженный «божественным огнем» (молнией) человек считался избранником божьим. Вполне понятно, что в наши дни этот массовый танец представляет этнографическую ценность.
Широким распространением до сих пор пользуется старинный танец «Симд», который по праву считается вершиной осетинской народной хореографии. «Симд» неоднократно упоминается в героическом эпосе осетин как излюбленный танец нартовских богатырей. В некоторых сказаниях сюжеты построены на том, что нарты «соревнуются в «Симде», пытаясь завоевать сердце гордой красавицы. Симд Нартов» отличался торжественностью и строгой величавостью движений. Этим танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. В танце принимало участие население не только одного села, но и всей округи. Количество танцующих достигало 200 и более человек.
«Æддæгуæлæ кафт» что соответственно означает «нартовский симд» или «танец поверх другого». Сохранилось еще одно название «Æрæфтитæ», производное от диалектного слова «æрæф» – «покрывать». Данные номинации подчеркивают его необычность. «Танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, главным образом в возрасте от тридцати до сорокапятилетнего возраста, которые отличались и силой и ловкостью»
К древнейшим видам «Симда»» очень близко примыкает другой массовый танец – «танец сплошного смеха и веселья» «Чепена», исполнявшийся на свадьбах исключительно взрослыми мужчинами.
«Зилга кафт» - старинный круговой осетинский танец, который до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого танцевального мастерства, ловкости и виртуозной техники. «Зилга кафт» - парный танец, исполняющийся девушкой и юношей, как правило, только в кругу, отчего и произошло название.
«Хонга кафт» - танец –приглашение. Один из самых распространенных танцев Северной Осетии, бытующий в народе сотни лет. В старину танец - приглашение исполнялся только одной парой, позднее – двумя парами. В таком варианте танец бытует в народе и в наши дни. Девушки исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Юноши исполняли танец также плавно, но четко и мужественно.
Девичий танец исполнялся группой девушек и солистами: девушкой и юношей. В современных постановках в танце все чаще участвуют только девушки
Плавный парный танец занимает особое место в осетинской хореографии. Он требует исключительного мастерства и грации. Юноша, исполняющий большую часть танца на носках, должен избегать резких поворотов. Он танцует на почтительном расстоянии от девушки и не сводит с нее взгляда. Резкое движение, допущенное юношей в танце, принимается как знак неуважения к девушке. Но из этого не следует, что его движения должны быть вялыми. Плавный парный танец Он должен танцевать очень четко и выразительно. Танец девушки – плавный, женственный и грациозный. Она двигается по противоположной стороне круга, повернувшись лицом к юноше, с гордой осанкой и опущенными глазами. Движения танцующих сдержаны и строги.
«Соревнование на носках» - старинный народный танец. Исполнялся признанными танцорами – юношами и девушками, которые в дни народных праздников и на различных семейных торжествах соревновались в лучшем исполнении танца на носках, демонстрируя пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках.
Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов XIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства. Исполняют этот танец профессионалы и отдельные виртуозы - любители.
Долгая жизнь осетинских народных танцев обусловлена в первую очередь их уникальностью. Они не только великолепны по своим эстетическим качествам, но и обладают удивительной способностью впитывать все лучшее – если исполнители и хореографы каждого поколения будут умело вносить в них новые ракурсы движений с тем, чтобы не разрушить целостность их внутреннего содержания и внешние формы.
Даже призвав на помощь все имеющиеся в русском языке эпитеты, нельзя передать красоту осетинского танца. Это сдержанность и достоинство, плавность и величавость, стихия огня и волны нежности. Это объяснение в любви и вызов соперника на поединок, разгул веселья и скорбь по ушедшим. Так же, как в героической песне, выражал народ в танце скорбь и чаяния, утверждал свой нрав и характер, воспевал любовь к земле отцов и присягал ей на верность.