Планирование кружка по внеурочной деятельностиПочемучка. Общекультурное направление.
Рабочая программа кружка «Почемучка»
(общеинтеллектуальное направление)
2 «Г» класс
Составлена на основе
авторской программы
«Учись учиться» Е.В.Языкановойадаптирована к местным условиям
и требованиям учителем
МАОУ «СОШ с.Бердюжье»
Насартыновой В. А.
2015 – 2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).
Общая характеристика программы:
Цели курса:
Образовательные
-Формирование устойчивого познавательного интереса.
-Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
-Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
-Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
-Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
-Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи программы:
-Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
-Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
-Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
-Расширение кругозора учащихся.
-Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
-Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
-Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю, начиная с 1.10:
1 год обучения – 24 часа;
2 год обучения – 31 часов;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;
Итого – 137 часов.
Форма и режим занятий:
-групповая работа;
-экскурсии;
-классные часы;
-беседы, викторины;
-коллективные творческие дела;
-смотры-конкурсы, выставки;
-экскурсии, поездки, походы;
-трудовые дела;
-тренинг;
-наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране;
-обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
-ролевые игры;
-просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Ожидаемый результат:
В результате изучения курса ученик должен:
а) иметь представление:
-о том, что в природе все взаимосвязано;
-о « чудесах», которые происходят в природе;
б) знать:
-основы экологической культуры;
-особенности природы своего края;
-некоторые особенности природы своей страны;
-значение природы для человека;
в) уметь:
-вести наблюдения в природе под руководством руководителя курса;
-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя курса.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пНаименование раздела и темы Часы
учебного
времени Плановые
сроки
прохождения
1. Введение 1 ч
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. 1
0510
2. Тайны за горизонтом 3 ч
Кто открыл Австралию? 1 12.10
3. Существует ли жизнь в Антарктиде? 1 19.10
4. Как образовались Гавайские острова? 1 26.10
5. Жили-были динозавры... и не только они 5 ч
Голубые лягушки. 1 09.11
6. Когда появились первые рептилии? 1 1611
7. Какими были первые рыбы? 1 23..11
8. Как улитка строит свой панцирь? 1 30.11
9. Где живут «карманные динозавры?» 1 07..12
10. Тайны камней 3 ч
Разнообразие камней. Сады камней. Рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) 1 11. Айсберг. Что такое коралловый остров? 1 14..12
12. Где находится самая большая и самая глубокая пещера? 1
21.12
13. Загадки растений 4 ч
Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?) 1 18..01
14. Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. 1
25..01
15. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.Охрана лекарственных растений. 1
01.02
16. Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой. 1 08.02
17. Эти удивительные животные 2 ч .«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) 1 15.02
18. Разумные дельфины. 1
29.02
19. Планета насекомых 4 ч
Обладают ли кузнечики слухом? 1 07.03
20. Почему комар считается злейшим врагом человека? 1
14.03
21. Муравьи и их квартиранты. 1 28.03
22. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки. Рассматривание насекомых в коллекции. 1 04.04
23. Загадки под водой и под землей 5 ч
Что такое ракушка-прилипала? 1 11.04
24. Как передвигается осьминог? 1 18.04
25. Что такое насекомоядные растения? 1 25.04
26 Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? 1
27. Почему некоторые животные выглядят как растения? 2
16.05 23.05
28.
Животные-рекордсмены 1 ч
Интересные сведения о животных и их особенностях 1
30.05
29. Заключение 1 ч
Что мы узнали и чему научились за год. 2
23..05
30..05
Список литературы:
1.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»
2.Рыжова Н.А. «Не просто сказки» ( экологические рассказы,сказки, праздники)
3.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М.,2010
4.Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по ответов по экологии» , Ярославль,2000г.
5.Плещаков А.А. «Зеленые страницы» -М: Просвещение, 2007.
6.Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.