Статья Либо мы готовим к жизни,либо к экзаменам. Мы выбираем первое.
«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое»
Что является целью образования в 21-м веке — предоставить учащимся возможность сдать экзамены и получить диплом средней школы? Или цель — подготовить учеников к успеху в области среднего специального или высшего образования и построения успешной современной карьеры?
Наступление нового тысячелетия сопровождалось резкой информационной революцией. Сейчас мы живем в разнообразном, глобальном, меняющемся медиа — насыщенном обществе. Нам поручено подготовить учеников к жизни в этом мире. Наши дети столкнутся с множеством возникающих вопросов, таких, как глобальное потепление, голод, бедность, вопросы здравоохранения, демографические взрывы и другие, экологические и социальные вопросы, которые приведут к необходимости общаться лично, социально, экономически и политически на местном, национальном и глобальном уровнях. В этих и других вопросах должен помощь разобраться учитель. И это не теория, которая написана в наших учебниках, не формулы и гипотезы которые «зубрят» дети изо дня в день и года в год. Конечно, никто не говорит что этого не нужно в нашей системе образования, но это не должно быть первостепенной целью.
Сейчас, если задать вопрос каждому кто окончил школу, чему вы научились в школе за 11 лет?! Ваш оппонент скажет, таблицу умножения, времена в английском языке, или как сшить юбку солнце-клеш, и все!? Получается, мы потратили столько времени учебе, чтобы запомнить только два три знания.
Одиннадцать лет своего существования тратит ребёнок на школу, а она не может обогатить его разум и душу, не в силах прийти на помощь в определении с призванием. Школа сегодня не всегда учит познавать себя и формировать отношения с другими людьми. Нынешние дети в большинстве своём не умеют размышлять и подвергать анализу различные ситуации, в результате чего не могут добиться успеха и как следствие стать счастливыми.
В этой связи, наряду с использованием достижений отечественной педагогики актуальным для современного российского образования оказывается зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики.
Вальдорфская школа способствует развитию творческой личности, формированию личностных качеств, таких как целеустремленность, индивидуализм, что в полной мере позволяет считать программу вальдофской школы отвечающей основным принципам государственной политики в области образования, что, в свою очередь, является актуальным направлением для дальнейшего развития системы образования РФ в целом.
Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будем базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.
Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность - отличительная особенность этих программ.
Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.
Таким образом, если каждый учитель будет креативным, использующим в своей работе различные методы и приемы обучения, применяющий опыт работы не только отечественных педагогов, но и зарубежных, он обязательно выпустит «гражданина мира», который научился жить!
Якупова Дина Рашидовна
Учитель истории и английского языка
МБОУ СОШ №2 с.Средняя Елюзань