Мастер-класс Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Дымковское чудо.
Тема Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Дымковское чудо.
Цель Сформировать готовность слушателей использовать различные приемы работы по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников при знакомстве с традициями народной культуры.
Задачи
Поделиться опытом использования различных приемов работы по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников при знакомстве с традициями народной культуры
Познакомить с Дымковским народным промыслом; формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Дымковской росписи.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Презентация педагогического опыта учителем-мастером.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер-класса- «Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Дымковское чудо»
Эпиграфом я взяла слова из мудрого изречения :
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
В наше неспокойное время, когда дети постоянно смотрят боевики, играют в компьютерные игры, связанные с насилием, мы частенько задумываемся о том, какими они вырастут. Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло?
Лучший путь для этого - раннее знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, народными традициями.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.
Представление системы занятий
В основу работы по формированию духовно-нравственных качеств и патриотических чувств легло изучение декоративно - прикладного искусства на уроках технологии, изо, окружающего мира, во внеклассной работе. Основными задачами по данному направлению стали: приобщение детей к народной культуре через знакомство с различными видами декоративно - прикладного искусства, формирование умения распознавать народные промыслы по внешним признакам, воспитание в детях уважения к труду народных мастеров, развитие художественно - изобразительных навыков через продуктивно-творческую деятельность.
В начальной школе дети знакомятся с хохломской и гжельской посудой, жостовскими подносами, дымковской и филимоновской игрушкой, семеновскими матрёшками, городецкими досками, с Богородской резной игрушкой, платками из Павловского посада, вологодскими кружевами.
На начальном этапе стараюсь создать атмосферу той местности, где зародилось данное направление, используя при этом народную музыку, выставку предметов быта.
На уроках применяю разные виды деятельности: составление таблиц, заполнение кроссвордов, рассказы на заданные темы, подготовка и защита рефератов, игры.
Для формирования умений детей распознавать народные промыслы по внешним признакам провожу практические исследовательские занятия в игровой форме, используя прием сравнения. И сейчас предлагаю несколько игровых приемов, которые можно использовать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроке.
Эту работу можно выполнить парами, группами. Чтобы полюбоваться красотой изделий народных мастеров, надо собрать разрезанную картинку игрушки, посуды, проявив смекалку и ловкость рук.
Игра «Четвертый лишний». Внимательно рассмотрите иллюстрации: из четырех игрушек - одна лишняя. На неё положите красный круг и объясните свой выбор.
Распределить изделия по группам (промыслам).
Каждой группе выбрать свой вид народного промысла.
Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу. В процессе деятельности у детей формируются нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы, формируется уважение к народным традициям.
Стало традицией проведение итогового внеклассного мероприятия
«В гостях у народных умельцев». Во время подготовки и проведения таких коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.
3. Проведение имитационной игры
-Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вам на некоторое время стать учениками 1 класса и поговорить об … игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна славится наша Родина своими мастерами. Места, где живут народные мастера, называют центрами народных промыслов. А отправляемся мы туда, где…
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом.
Там любили песни, пляски.
Там рождались чудо – сказки.
-Догадались?
-Мы отправляемся в Дымковскую слободу (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке. Славится она своими …дымковскими игрушками.
В Дымково, вблизи от Вятки,Лет четыреста назадК празднику весны, «Свистунье»,Их лепили стар и млад.
В этот день жители с утра вспоминали предков, а во второй половине ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Люди считали, что игрушки оберегают их от несчастий и бед. Поэтому их после праздника выставляли между рамами окон. Праздник стал историей, а обычай лепить и расписывать игрушки сохранился.
Мастер глину замесилИ игрушек налепил,После высушил, и в печь –Добела их все обжечь.А потом он краски взялИ игрушки расписал.Вот они какие в рядРазноцветные стоят
-Кого изображают дымковские мастерицы?
Какие чудные зверюшки!Лошадки, курочки, индюшки!У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.А у другой румяной пышки под боком милые детишки!
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?Завелась неведомая птица,Всякий ей дивится:Не поет и не летает,Вся горит и полыхает.
-Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
Знакомство с дымковскими игрушками начинается в 1классе на уроках изо, когда детям еще трудно воспроизвести форму игрушки Можно использовать шаблоны, но это требует затраты времени. Поэтому я предлагаю вам прием рисования, используя собственную ладошку.
Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:- гуашь или акварельные краски- кисти- лист бумаги- простой карандаш
- клей-карандаш
Возьмите альбомный лист и обведите свою ладошку.
Сначала рисуем гребешок, бородку, клюв.
Дорисовываем контур петушка
-Что общего у всех игрушек? Белый фон
-Какие цвета любят мастера Дымково?
Красный, жёлтый и зелёный,Алый, синий, голубой –Все цвета на белом фонеЭтой дымки расписной.
-Какие элементы? кружки, полоски, волны, кольца, ромбы
Кисточкой раскрашиваем гребешок, бородку, клюв и расстояние между контуром петушка и ладошки.
А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.
Украшаем узорами крылышко.
Приклеиваем петушку крыло и вот наша игрушка готова!
Рефлексия
Потребность детей в творческо-эстетической деятельности и есть возможность для создания фундамента духовно-нравственного воспитания ребенка как гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, уважающего национальные особенности родного края
Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.
-Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс завершен. Прошу ответить на вопросы анкеты.
За время проведения мастер-класса вы устали (не устали).
Своей работой на мастер-классе Вы довольны (не довольны).
Материал мастер-класса был Вам понятен (не понятен).
Теперь смогу (не смогу) применить предложенные виды деятельности.
- Спасибо за внимание!