Памятки для учеников. Как помочь ученику учиться по истории и обществознанию
Памятки для учеников. Как помочь ученику учиться.
Каким должен быть устный ответ по истории.
Ответ должен строго соответствовать вопросу, поставленному учителем, и раскрывать его.
Ответ состоит из вступления, основной части и заключения.
Ответ должен быть последовательным, включать все основные факты, термины, географические названия и имена по данной теме.
Основные мысли следует подтверждать фактами.
При необходимости ответ должен сопровождаться показом на карте, описанием рисунков и т.д.
Как готовить творческое задание.
Определите, что станет результатом вашей деятельности (презентация, сообщение, модель или что-то еще).
Сформулируйте для себя основной вопрос, на который будете искать ответ, выполняя творческое задание.
Отберите наиболее важную информацию и иллюстрации, необходимые при подготовке творческого задания.
Оформите свою работу: напишите текст, сделайте презентацию, изготовьте модель и др.
Подготовьте устное выступление.Как составить описание иллюстрации (рисунка, репродукции, реконструкции).
Внимательно рассмотрите иллюстрацию, прочтите название и , если есть, имя автора.
Определите, знакомо ли вам событие, изображенное на иллюстрации.
Опишите, кто (что) находится в центре иллюстрации. Обычно там располагаются главные персонажи.
Обратите внимание на выражение лиц, одежду и другие детали.
Опишите, кто (что) окружает главных персонажей.
Предположите, насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение.
Как описывать расположение государства (города) по карте.
Определите, на каком континенте находится государство.
Какие реки, озера, моря находятся на его территории?
Какие океаны его омывают?
Какие государства (города) граничат с ним (или располагаются рядом)?
Легко ли было добраться до этого государства (города) по воде, суше?
Как работать с письменным историческим источником.
1.Назовите (напишите) вид исторического источника.
2.Прочтите заглавие и имя автора документа (если они имеются). Запишите их в тетрадь.
3.Прочтите текст, выясните значение неизвестных слов.
4.Выделите в тексте основные мысли.
5.Прочтите вопрос и найдите на него ответ в тексте исторического источника.
6.Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Или он противоречит тому, что вы уже знаете? Попробуйте объяснить это противоречие.
Описание исторической личности.
1.Определите время жизни, даты рождения и смерти, годы правления, самые значительные его (ее) дела и др.
2.Обратите внимание на внешний облик.
3.Определите особенности характера.
4. Определите, чем знаменит этот человек в истории.
5.Дайте оценку деятельности исторической личности. Обоснуйте свою позицию.
6.Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
Описать политического (государственного) деятеля по плану:
1.Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.
2.Начало политической карьеры.
3.Интересы какой социальной группы или класса политический деятель выражал? В чем заключались особенности , исторические цели данной группы?
4.Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?
5.Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?
6.Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).
7.Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий.
Как работать над проектом?
Проект-это самостоятельная работа по решению какого-то вопроса.
В проект входит:1)постановка вопроса; 2)выбор способа его решения; 3) осуществление решения; 4) представление результатов.
Проекты могут быть разные: -художественные, практические, информационные;
-выполненные одним человеком, парой, группой учеников или всем классом;
-короткие ( на следующий урок) и длительные ( на месяц или на год).
Порядок работы над проектом.
1.Выберите тему проекта по своему интересу. Помните, что вы можете предложить свою собственную тему проекта, согласовав ее с учителем.
2.Определите способ и план решения вопроса, распределите этапы( части) и время их выполнения.
3.Если проект коллективный, работу следует организовать так, чтобы все участники группы отвечали за различные участки решения вопроса. Для слаженной работы коллектива у членов группы могут быть особые обязанности, например:
Командир проекта – организует работу всей группы над проектом, отвечает за своевременное выполнение проекта;
Помощник командира – помогает командиру организовывать работу группы. Отвечает за представление результатов выполнения проекта учителю и товарищам по классу;
Библиограф – отвечает за сбор информации об источниках обществоведческих знаний по теме проекта;
Компьютерный дизайнер – отвечает за создание компьютерных презентаций проекта;
Художник – отвечает за художественное оформление материалов, которые создаются в ходе проекта.
Что нужно помнить при работе над проектом?
А. Работайте в тесном сотрудничестве с товарищами, станьте членом единой команды. Помогайте товарищам.
Б. Начиная разрабатывать проект, не берите работы больше, чем вы могли бы выполнить. Взяв же на себя работу, обязательно выполните ее.
В. Не отчаивайтесь в случае неудачи: ошибки и трудности неизбежно сопровождают любую деятельность, в том числе они могут появиться и при работе над проектом.
Г. Умейте договариваться с другими членами команды. Будьте терпимы к мнениям других членов вашей группы. Убеждайте делами, а не словами. В то же время не бойтесь признаваться в своих ошибках и исправлять их.
Результаты проекта можно представить в виде доклада, компьютерной презентации, выставки, газет или журналов, сценки, альбома, видеоролика и др.
Виды проектных работ и способы их представления.
В какой проектной работе можно принимать участие?
1.« Выступаем на уроке».
Эта проектная работа предполагает подготовку таких тем проектов, по которым готовятся небольшие сообщения для выступления или создаются какие-либо поделки, рисунки, которые демонстрируются классу.
2.« Проводим исследования».
Эта проектная работа предполагает подготовку таких тем проектов, по которым работа ведется в течение длительного времени. Результаты проектов могут быть представлены , например, в « Виртуальном музее» или на особом уроке обществознания.