Урок грамоты в 1 классе на тему Буква В, в (2 урок)


Класс: 1
Предмет: грамота
Тема: Звуки [в], [в']. Буквы В, в. Чтение и придумывание концовки рассказа «Про вола». Письмо букв В, в.
Цель: умение выделять согласные звуки [в], [в'] и читать, писать слова с буквами В, в.
Задачи:
1. Закреплять понятие о согласных звуках [в], [в'], о их обозначении на письме буквой В, в. Формировать умение проводить звуковой анализ слов с согласными звуками [в], [в'], читать и писать слоги и слова с буквой В, в.
2. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук; уточнять и активизировать словарный запас обучающихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, интереса к окружающему миру.
Тип урока: урок формирования ЗУН
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические
Оборудование: образец буквы, слайд, раздаточный материал, буквы магнитной азбуки
Ход урока.
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок.
Приготовились все слушать,
Начинаем точно в срок.
2. Постановка темы и задач урока. Актуализация знаний учащихся.
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю поиграть в игру «Что лишнее?». В каждой строке нужно найти лишнее и обосновать свой выбор.
1) а о в у ы и
2) во ди ме лё3) дом лёд вата рак
Ответ: в, во, вата
- Сформулируйте цели нашей сегодняшней деятельности:
Будем учиться ...
- Но сначала давайте вспомним, что уже знаем о букве В3. Упражнение на развитие внимания, фонематического слуха, памяти.
А) фонематическая разминка (чистоговорки):
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы,
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву,
Ви-ви-ви, ви-ви-ви - только много их не рви.
Б) на доске записана скороговорка:
У Вени — виноград, у Вани — винегрет.- Прочитаем скороговорку медленно.
- Кто такие Веня и Ваня?
- Что есть у этих мальчиков?
- Что такое винегрет? (салат из отварных овощей с заправкой)
- Прочитают скороговорку девочки; мальчики
- Прочитаем удивленно, с огорчением, с завистью, обрадованно; с разной громкостью.
- Выучим скороговорку (с увеличением темпа)
- Найдите в скороговорке слова с твердым звуком [в], мягким [в']
В) упражнение в слышании и распознавании слов со звуками [в], [в']
Если учитель называет слово с твердым звуком, дети поднимают синюю карточку, если с мягким звуком – зеленую:
Воробей, сова, соловей, ворона, пингвин, свиристель, скворец, журавль, павлин, жаворонок, иволга.- Что объединяет все слова?
- Как можно в слове узнать твердую согласную? Мягкую согласную?
4. Упражнение в чтении.
А) игра «Буква убежала» - О, Ё
в л
в з
На доске:
- Из какого слова «убежала» буква О? буква Ё?
Работа над значением слов: вол, воз
Вол - бык. Воз – повозка с кладью, грузом.
(+ иллюстрации на слайдах)
- Какая буква сделала первый звук твердым? Мягким?
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И читать мы начинаем.
Б) работа по «Букварю», стр. 71
- Узнаем, какая история произошла однажды с волом.
Чтение текста учителем, ответ на вопрос после текста
Целевая установка перед чтением: послушать внимательно рассказ и подумать, что могло произойти дальше.
Жужжащее чтение (1 минута)
Индивидуальное чтение (2 – 3 ученика)
Упражнение в составлении вопросов к тексту:
- Придумайте по этому рассказу вопросы для своих одноклассников:
Кто?
Что?
Куда?
Как?
Почему?
Беседа по вопросам:
- Правильно ли поступил Иван?
- Как бы поступили на его месте вы? Почему?
- Как по-другому вы бы озаглавили рассказ?
5. Пальчиковая гимнастика
6. Работа в «Прописи», стр. 12
А) посадка, положение тетради
Б) письмо соединений, слогов ва, ав, ву, ув + договаривание до целых слов и запись слов ваза, автобус, вулкан, увёл
7. Итог урока.
- Чему хотели научиться на уроке?
- Какого результата достигли?
Игра «Верно – неверно»
1. Буква В обозначает 2 согласных звука
2. Звуки [в], [в'] – звонкие
3. В слове вол звук [в] – мягкий.
4. Слова воз и вёз начинаются с одинаковой буквы.
5. Слова воз и вёз начинаются с одинакового звука.
Рефлексия «Зеленый – синий – красный»