Конспект по обучению грамоте на тему Буква Е – показатель мягкости согласного звука. 
1 класс
Урок чтения (обучение грамоте)
Тема: : Буква Е – показатель мягкости согласного звука.
Цель урока и ожидаемые результаты: Создать условия для чтения слогов, слов и текстов  с гласными буквами Е, е, развития речи.
Формирование УУД:
Личностные: самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения;
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятии,  делать выводы вместе с учителем;
Регулятивные: определять цель на занятии с помощью учителя, высказывать своё предположение, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно;
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.
-  Проверьте, друзья, 
   Готовы ль вы начать урок?
   Все ль на месте, все ль  в порядке:
   Книжки, ручки и тетрадки.
- С каким настроением пришли на урок?
- Ребята, вы все сейчас на уроке обучения грамоте. Как мы все должны работать, чтобы достичь цели?
- Что можем пожелать друг другу на уроке
 Слайд 1.  Предполагаемые ответы:
- Нам нужно работать дружно, быть внимательными,  помогать друг другу КУУД
Определение темы урока. 
Определить тему урока - Рассмотрите страницу в учебнике и определите тему урока Учащиеся рассматривают страницу в учебнике и определяют тему урока.
-Буква Е- показатель мягкости согласного звука. РУУД
Повторение.    
- На какие две группы делятся звуки русского языка?
- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?
- От чего зависит цвет согласного  в звуковой схеме?
- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?
Гласные и согласные
Синим или зеленым
От того, какая гласная стоит  после согласного
РУУД
Постановка темы и цели урока. 
Овладеть навыками плавного слогового чтения с буквой Е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о букве е как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.
- Послушайте песню, какой герой мультфильма ее исполняет? (Крошка енот) (слайд 2, 3)
О еноте еще говорят так
                 
                    Немытое в рот
                   Ни за что не возьмёт. —
                    И ты будь таким,
                   Как чистюля....(енот)
- Как называют вечнозеленое дерево? (ель)
Загадка:    В лесу мороз крепчает, 
                   В полях метёт метель, 
                   На праздник нас встречает 
                   Сверкающая…     (ель)          (слайд 4)
- Как называют вечнозеленое дерево? (ель)
- А когда она не одна, а много, как будем говорить? (ели) (слайд 5)
- Ребята, сколько слогов в слове ели? 
- Какой первый? Второй?
- Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (йэ) (слайд6)
 На доске схема слова
 (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)
Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е (слайд 7)
Если рядом слышим звуки йэ, значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой. 
Учащиеся работают над темой.
Дети работают с интерактивной доской. РУУД
Работа над новым материалом
Беседа о звуке
- Произнесем этот звук. Как мы его произносим?
- Какой он? (гласный) 
Слого- звуковой анализ слов:
Еда, енот, (слайд 8)
- Понаблюдайте и скажите в каких случаях мы слышим два звука йэ рядом? 
- Посмотрим, что обозначает буква е после согласного (слайд 8)
(Мягкость предыдущего согласного)
- Какой вывод мы можем сделать об этом звуке? (слайд9)
1.Учащиеся отгадывают загадки.
В начале слова и после гласного звука.
Мягкость предыдущего согласного.
Гласный, в начале слова и перед гласной обозначает два звука, обозначает мягкость предыдущего согласного и звук э. ПУУД
ФизминуткаВы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
1.Учащиеся выполняю движения .П УУД
Знакомство с буквой.
На что похожа буква (слайд 10)
      На дворе — такая жалость! — 
      Наша лесенка сломалась. 
      Наша лесенка сломалась, 
      Буква Е зато осталась.  
                                                    (Е. Тарлапан)
Ева гребнем причесалась — 
В нем три зубчика осталось. 
                                       (Г. Виеру)
Е на грядке пригодилась — 
Вместо грабель потрудилась. 
                                    (В. Степанов)
Б). Сравнение печатной буквы с прописной (слайд 11)
- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а прописной закругленные)
1- Рассмотрим букву в азбуке, сравним большую и маленькую печатную букву, сосчитаем элементы, сконструируем букву из элементов.
2.Находят букву на странице  учебника. 3.Называют. 4.Конструируют. 5.Проверяют, сверяясь с образцом.
(Работают в паре.)
РУУД
5.Применение полученных знаний
1) Чтение слогов .Учить применять полученные знания Чтобы прочитать эту букву нужно вспомнить о том, что она хитрая и имеет два звука
Се, ре, ле, ве, не, ке, те
- доведение слога до слова (слайд 12) 
- Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)
Отгадайте ребусы (слайд 13-16)
1.Определяют какую работу будут выполнять дальше и почему ее можем выполнить.(читать слоги).
2. На странице учебника рассматривают схемы слогов. Объясняют какие слоги записаны в  первой группе , во второй группе 
Читают слоги.
Оценивают свое умение правильно читать слоги и друг друга.  РУУД
3) Чтение слов - Для чего могут пригодиться полученные знания. 
-  Прочитайте цепочки слов. 
- Объясните значение некоторых слов пользуясь иллюстрацией в учебнике 
- Прочитайте слова в четвертой строке, найдите слова-названия действия (поставьте на слова фишки).
(Работа в парах)
 
-Можем читать слова
1.Читают цепочки слов на странице учебника 
2.Объясняют значения некоторых слов
3.Читают слова в четвертой строке.
4.Находят слова-названия действия.  РУУД
4) Сравнение пары слов -Прочитаем цепочкой пары слов и сравним их. (слова в азбуке на розовом, голубом  фонах)
-Чему, ребята, вы уже научились на уроке?
1.Читают и сравнивают пары слов.
2.Отмечают выполненный пункт плана. РУУД
ПУУД
5) Чтение предложений Прочитайте предложения в учебнике. - Ребята работают с текстом. ПУУД
5.Итог урока
Рефлексия
- Чему хотели  научиться на уроке?
- Достигли ли намеченных целей?
- Как работал каждый из вас?
Можем ли похвалить себя?
Подходит ли данная пословица к нашей работе сегодня на уроке.
- При работе над какими пунктами плана вы испытывали затруднения? 
- Какое настроение у вас к концу урока? Подводят итог урока.
Оценивают свою работу на уроке. КУУД
РУУД