«Буква «я» — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».
Урок по обучению грамоте в 1 классе. От 30.11.
Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного; учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.
Формируемые УУД
Познавательные УУД:
-соединение с другими буквами.
-нахождение путей выхода из проблемной ситуации.
Коммуникативные УУД:
– сотрудничество учеников в паре.
-планирование совместной деятельности.
-умение донести свою позицию и понять других.
Регулятивные УУД
– контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
Личностные УУД
- умение оценивать свои и чужие действия, стремления к созидательной деятельности.
Оборудование: учебник В. Г. Горецкий «Азбука», презентация к уроку, «Азбука»
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день и добрый час.Я приветствую всех вас.Чтобы новое узнать,Надо нам урок начать.А в работе нам помогут:Ушки (потирает уши),Глазки (широко раскрывает глаза),Ручки (потирание кистей рук),Голова (круговые движения головой).Ну, а ротик мы попросим Нам в работе не мешать,Когда спросят отвечать. (для снятия напряжения)
Актуализация опорных знаний.
Учитель:
— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (с буквой «я»)
— Посмотрите на доску (на слайд):
— Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила для вас интересные задания.
У буквы Я накопилось много вопросов и, я думаю, что вы сможете ей помочь найти на них ответы.
Игра «Верно ли, что…» (ответы выкладывают цветными фишками)- раздать квадратики.
Верно ли что, наша речь состоит из предложений?
Верно ли что, звуки мы пишем, а буквы слышим?
Верно ли что, звуки делятся на гласные и согласные?
Верно ли что, согласные звуки образуют слог?
Верно ли что, согласные звуки бывают твердые и мягкие?
Верно ли что, согласные звуки всегда только звонкие?
Верно ли что, гласные буквы указывают на твердость или мягкость согласных?
(проверим как выполнили задание)
На слайде: Составьте слова
оликбя
ляноби яоз аря — Составьте слова из каждой группы букв.
яблоки
яблони
Зоя
Рая
— Что можно сказать о словах яблоки и яблони?
(слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки обозначает название плодов этого дерева)
— Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)
— Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)
— Сколько звуков в этих словах? (яблоки – 7 звуков, яблони – 7 звуков)
— Почему количество букв и звуков не совпадает?
(т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a])
— Что общего у слов Зоя и Рая? это женские имена; буква стоит после гласной и обозначает два звука [й’a]; в этих словах по три буквы и 4 звука.
Учитель:
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
—А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я
– Буква, слог и слово! (А. Шибаев)
— В каких из этих слов буква «я» образует слог? (Зо-я, Ра-я)
— Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова:
ябеда, напёрсток, аквариум —Яна
— Что можно сказать о букве «я» в этом слове? (Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука, образует слог).
Постановка проблемы урока.
- Буква Я так спешила к нам на урок, что по пути растеряла в словах некоторые буквы. Давайте поможем букве Я вернуть потерянные буквы.
_ ма, _ блоки, Зо _, зме_, _ зык, реб_та.
- Какие слова получились? Буква Я мне шепнула, что эти слова можно разделить на группы? Какие слова отнесем к первой группе? Почему?
- Ко второй группе? Почему?
- Какое слово у нас осталось? Почему вы не отнесли его ни к первой, ни ко второй группе?
- Давайте разделим это слово на слоги, поставим ударение.
А теперь медленно произнесем слово по слогам и прислушаемся к каждому звуку в нем.
Составление схемы слова ребята.
Работа по теме урока: Наблюдение.
Учитель:
— Прочитайте слова:
аллея
поляна
деревья
земляника
1.Наблюдение.
— Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.
— В каких словах «я» имеет два звука? Почему? (аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a]; деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й’a]).
— В каких словах буква «я» находится после согласной? (поляна, земляника)
— Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля
земляника – ля.
— Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).
—Как называется поляна, на которой растёт много земляники? (земляничная поляна)
— Верно. И мы сейчас окажемся вместе с буквой Я на такой поляне.
2.Чтение слов.
Учитель:
— Прочитайте названия (читают сильные учащиеся):
мята, мятлик, ромашка, овсяница, одуванчик, гвоздика травянка, трясунка, колокольчик.
— Выберите только те названия растений, где буква «я» обозначает мягкость предшествующего согласного.
— Какие же растения будут расти на нашей поляне? (мя-та, мят-лик, ов-ся-ни-ца,гвоздика тра-вян-ка,тря-сун-ка).
3. Систематизация полученных знаний.
Учитель:
— Если буква «я» стоит после согласного, то она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука. . Физминутка.
Учитель:
— Нашу полянку облюбовали разные птицы.
Недавно у них вывелись детёныши. Я буду называть птичек, которые любят бывать на поляне. Если в их названиях есть слова с буквой «я», вы изображаете полёт птиц, а если нет – вы приседаете:
(Соколята, аистята, соловушки, утята, орлята, пеночки, тетеревята, ласточки, жаворонки).
— Давайте закроем глаза и послушаем пение соловья (релаксация).
3. Работа со словосочетаниями.
Учитель:
— Как можно сказать о поляне?. Какая она? лесная, небольшая, круглая, зелёная, благоухающая
— А что можно сказать о землянике?
земляника: .... (садовая, крупная, красная, вкусная, душистая)
— Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос какая?
— Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a], т.к. стоит после гласной буквы)
4. Работа с текстом «Земляника».
а)Земляника.
Летнее солнце пригрело лес. На низких кустиках появились беленькие глазки цветков земляники. По вкусу земляника занимает первое место среди ягод.
Учитель:
— Почему земляника занимает первое место среди ягод?
(Она самая сладкая и душистая ягода русского леса)
— Где созревает земляника? (на порубках) ( Рассказ учеников о землянике из дополнительного материала на карточках – о порубках).
— Что такое порубки? (места вырубки сосен и елей)
— Подберите близкое по значению слово к слову душистая – ароматная)б) Чтение по «Азбуке» стр. 114-116.
VIII. Итог урока.
Учитель:
— Давайте подведём итоги урока. С какой буквой мы работали на уроке?
Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?
— Приведите примеры таких слов. Вам может помочь волшебная полянка и буква Я.
берёза ключ вишня туфля ягода Яша