Урок русской грамоты на тему Звуки [в] и [в] и буквы В, в. «Верба».
Звуки [в] и [в'] и буквы В, в. «Верба». Русская грамота
Андриянова Галина Вячеславовна учитель начальных классов , 1 категория
СОШ № 39,
г. Уральск ЗКО.
Четверть ІI
Урок: русская грамота (1 час)
Название занятия:
Звуки [в] и [в'] и буквы В, в. «Верба».
Общая цель:
Знакомств со звуками [в] и [в,] и буквами В, в ; составление и чтение звукобуквенных схем, письмо букв В, в.
Ожидаемый результат:
А.Знает изученные буквы, читает и пишет слоги, составляет схемы слов.
В. Умеет читать и писать слова, с изученными буквами, устно составляет предложения по картинке.
С. Читает текст, сопоставляет с иллюстрацией, отвечает на вопросы по тексту, составляет предложения.
Тип урока:
Урок по изучению нового материала.
Задания:
Работа мини- группах, в парах, индивидуальная работа.
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы
Букварь,фишки для составления звуковых схем, дополнительный материал для чтения, карточки для парной работы, презентация, электронная физминутка, светофор, стикеры, рисунки мальчика и девочки, дерево настроения.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Вводная часть
(3 мин)
І. Психологический настрой
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
– Какой у нас урок?
– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
Я желаю, чтобы урок принес нам радость общения друг с другом, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
Настраиваются на урок
Презентация
(15 мин)
І. . Работа по проверке выполнения домашнего
1. Чтение текста по букварю с. 45 (разноуровневое)
Формативное оценивание «Светофор»: прежде чем оценивать чтение детей, подумайте, каким должно быть правильное чтение. (Громко, выразительно, без ошибок)
А)Чтение слогов
- Как определить, когда пишем букву О, а когда – Ё?
В) Чтение слов
Г) Чтение рассказа
- Почему ёжик заплакал?
- Кто помог ежу? Как ёрш помог ежу?
IІ .Закрепление сформированных знаний.
Давайте повторим, что мы уже знаем о звуках и буквах?
-Какие бывают звуки?
- Как отличить согласные и гласные звуки?
- Какие бывают гласные?
-Какими бывают согласные звуки?
- Какие буквы «хитрые»? В чем их хитрость?
- Все ли буквы мы изучили?
- Чем мы займемся на уроке? (5 мин)
Физминутка электронная.
Проверка сформированности знаний Формативное оценивание «Светофор»
Ударные, безударные.
Согласные звонкие и глухие, парные, непарные, твёрдые, мягкие.
Изучать новую букву, читать и писать слоги и слова с новой буквой
Выполняют движения.
Основная часть
(22 мин)
І. Работа со звуками [в] и [в,] и буквами В, в
1. Составление звуковых схем, выделение первого звука.
- Сегодня к нам приехали гости из Астаны Вова и Вика. Что вы знаете об Астане? Кто был в этом городе? Они приехали с подарками, и вот они у нас на уроке. Появляется картинка Вовы и Вики. Как зовут мальчика? Произнесем слово Вова и потянем первый звук.
- Какой звук услышали в начале слова? (в - твёрдый).
-Дайте характеристику звуку, какой он? При ответе пользуйтесь схемой. (Согласный, так как при произнесении звука воздух встречает преграду; слышится голос, значит – звонкий; произносится твердо – твердый.)
-Составьте в парах звуковую схему к слову Вова .
1 учащийся у доски.
- Сколько слогов в слове? (2, почему) (покажите на схеме)
- Какой слог ударный? (1) На какую букву поставим знак ударения? (о)
- Назовите имя девочки. Произнесем слово Вика и первый звук потянем. Какой звук услышали в начале слова?
- Что общего в звуках в, в'. (согласные, звонкие).
– Чем отличаются? (в' – мягкий)
- Составим в парах звуковую схему к слову Вика. (1 ученик у доски)
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный? (1)
- На какую букву ставим ударение? (и)
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
- Почему буквы заглавные? Назовите полные имена детей. (Виктория, Владимир).
1) Знакомство с буквой В, в.
- Звуки в, в' обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ.
- На что похожа буква В?
1) Снеговик,
А с ним метелка,
Буквой В Стоят под елкой.
2) Вот ведь горе у лягушки:
На очках сломались дужки
- Смотрите, какую замечательную букву подарили нам ребята.
– Давайте расскажем Вове и Вике, что мы узнали про букву В.
Физминутка «Поймай звук»
- Вова предлагает нам поиграть.
ИГРА «Поймай звук» - встают мальчики – в (твердый); встают девочки – в' (мягкий).
СЛОВА: вилка, варежки, вилы, волк, воробей, вьюга, снеговик, василек, виноград, ворона, дверь, волосы).
2) Чтение слогов.
Вика предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.
ВА ВО ВЫ
ВИ ВУ АВ
ОВ УВ ЫВ
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко. Почему?
Работа в парах по карточкам. Ребята приготовили вам карточки
1. Поставь знакомые буквы на свои места.
_ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _ _
Пальчиковая гимнастика.
Вырос высокий цветок на поляне,
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.Утром весенним раскрыл лепестки.
Развести пальцы рук.Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
2. Письмо букв «В, в» в прописи стр.12
Слайдовая презентация. Написание букв. Оценивание.
Критерии: с наклоном, вез ошибок, аккуратно.
3.Групповая работа
– Вова и Вика везли нам в подарок слова с новой буквой. Но слова по дороге рассыпались на слоги. Давайте попробуем собрать эти слова, поработаем в группах. «Составьте слова из данных слогов»
ІІ. Упражнение в навыках формирования техники чтения. Букварь с. 46.
Беседа: рассмотрите иллюстрацию. Как называется это растение?
Что вы знаете о вербе?
Когда она распускается?
с. 46 «Верба» Чтение учеником «С»
Работа с пословицей
Век живи – век учись. Объяснить. Назвать слова с новой буквой.
- Ребята, Вова и Вика с нами прощаются, им пора возвращаться в свой родной город.
- Кто запомнил, из какого города они приехали?
Итог урока.
- Какую букву привезли нам в подарок Вова и Вика?
- Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.
Выделяют первый звук, дают характеристику
Работают в парах, составляют схемы
Оценивание
«Светофор»
Определяют на что похожа буква.
Определяют твёрдость, мягкость согласного, выполняют движения.
Работают в парах,
пишут слова на карточках, взаимооценивают друг друга.
Выполняют движения.
Прописывают буквы в прописи
Самооценивание Линеечка Цукермана
Представитель группы выходит к доске, читает слова.
Оценивание «Светофор»
Знания нужны в любом возрасте
Словесное поощрение
Подведение итогов
(5 мин)
І. Рефлексия «Закончи предложение»
Я сегодня научился
Было интересно выполнять
Вызвало трудности..
Могу применить полученные знания в
Самооценка учащихся. (Дерево настроения)
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;
если не очень - жёлтое яблочко;
плохо – зелёное яблочко.
Спасибо всем за урок. Урок окончен.
Определяют уровень усвоения материала
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 315