Интегрированная деятельность с детьми по теме Путешествие по русским народным сказкам
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад 2 категории № 343
«Аленушка»
Конспект занятия
во второй младшей группе
(МБДОУ № 343)
Воспитатель первой
квалификационной
категории Яблонских Д. С.
Челябинск, 2015
Тема занятия: «Путешествие по русским народным сказкам»
Вид занятия: познавательное (итоговое)
Тип занятия: комбинированное
Задачи
Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.
Предварительная работа
Изготовление панно по сказке «Колобок»
Чтение русских народных сказок
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка»
Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра
Разгадывание загадок
Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности»
Демонстрационный материал
Волшебный клубочек
Мольберт
Панно по сказке «Колобок»
Выставка рисунков по сказке «Репка»
Дом старика и старухи по сказке «Репка»
Маски – шапочки для детей
Индивидуальная работа
Учить Никиту отвечать на поставленные педагогом вопросы:
Учить Милену эмоционально выражать образ сказочного героя
Учить Даниила, Кирилла, Алину преодолевать барьеры общения через вовлечение в драматизацию сказки
Активизация словаря: тянем – потянем, ощипал
Обогащение словаря: русские народные сказки, волшебный клубочек
Ход занятия
Вводная часть
Орг. момент:
Ведущий:
Рано – рано поутру,
Когда все крепко спали
Прямо под моим окном
Две синички щебетали
И они нам рассказали,
Чтобы все ребята знали,
Что сегодня в гости к нам,
Спешит сама Бабушка,
Бабушка - Забавушка.
Входит Бабушка – Забавушка:
Слышу, слышу про меня
Разговор ведёте.
Здравствуйте, детишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Как давно мы не видались
Осень кончилась, зима
И теперь я собралась
В гости к вам прийти сама.
Основная часть
Бабушка – Забавушка: Ребята, я принесла с собой клубочек, но это не простой клубочек, а волшебный, он будет нам помогать путешествовать по русским народным сказкам. А как вы думаете, почему сказки называют народными?
Д: Потому что их сочинил русский народ.
Бабушка – Забавушка: Верно
Бабушка – Забавушка: Готовы отправиться в путешествие
Д: Да.
Бабушка – Забавушка:
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных зверей!
Живет в норке, грызет корки.Короткие ножки, боится кошки.
Д: Мышка (мультимедиа)
Скачет в траве, - Глаза на голове, Скользка и мокрая, Зеленая квакушка, А зовут ее -...
Д: Лягушка (мультимедиа)
Комочек пуха, длинное ухо,Прыгает ловко, любит морковку.
Д: Зайчик (мультимедиа)
Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут ее...
Д: Лиса (мультимедиа)
Дружбу водит лишь с лисой,Этот зверь сердитый, злой.Он зубами щёлк да щёлк,Очень страшный серый ...
Д: Волк (мультимедиа)
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос.
Д. Медведь (мультимедиа)
Бабушка – Забавушка: Вы отгадали загадки, а теперь скажите из какой сказки эти герои?
Д: Эти герои из сказки «Теремок»
Бабушка – Забавушка: Правильно. Молодцы! Волшебный клубочек привел нас к сказке «Теремок»
Бабушка – Забавушка: А кто же из этих животных сломал теремок? (мультимедиа)
Д: Медведь
Бабушка – Забавушка: Правильно.
Бабушка – Забавушка: Мы побывали с вами в сказке «Теремок», а теперь отправимся дальше в путешествие (Бабушка – Забавушка разматывает свой клубочек и ведет детей к панно по сказке «Колобок»)
Бабушка – Забавушка:
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки?
Д: Из сказки «Колобок»
Бабушка – Забавушка: Давайте споем песенку про колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу? (Звучит музыка, дети с Бабушкой поют песенку)
Бабушка – Забавушка: Молодцы! Вспомнили песенку, а сейчас Соня скажет, кого сначала встретил колобок?
Соня: зайчика
Бабушка – Забавушка: Правильно, подойди к столику и помести зайчика на сказочную дорожку (Соня помещает зайчика на сказочную дорожку)
Бабушка – Забавушка: Наташа, кого следующего встретил колобок на своем пути?
Наташа: волка
Бабушка – Забавушка: Возьми волка, и помести его на эту же дорожку
(Наташа берет сказочного героя и селит его на панно)
Бабушка – Забавушка: Вика, с кем дальше встретился колобок?
Вика: С медведем
Бабушка – Забавушка: Теперь медведя поселим на эту дорожку (Вика подходит к сказочной дорожке и прикрепляет медведя)
Бабушка – Забавушка: Настя, кого еще колобок встретил на своем пути?
Настя: Лисицу
Бабушка – Забавушка: Помети лисицу на сказочную дорожку (Настя подходит к панно и помещает туда лисицу)
Бабушка – Забавушка: От кого же не смог уйти колобок? (мультимедиа)
Д: От лисицы не смог уйти колобок
Бабушка – Забавушка: Какие все молодцы! Вспомнили сказку «Колобок и справились с заданием»
Бабушка – Забавушка: А теперь немного отдохнем
Физкультминутка
Ручки вверх, ручки вниз
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок,
А потом поприседаем,
Никогда не замерзаем!
Наши, наши ножки шагали по дорожке,
Наши, наши ножки скакали через кочки,
Наши, наши ножки бежали по дорожке,
Прибежали на лужок, потеряли сапожок.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель.
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук здороваются
В лес идем мы погулять с большим)
За черникой, (обе руки «идут» указательными
За малиной, и средними пальцами по столу)
За брусникой, (загибают пальчики, начиная с
За калиной, большого)
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Узнай сказку по отрывку
Бабушка – Забавушка: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки.
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
(Бабушка – Забавушка читает отрывок по сказке «Волк и семеро козлят». Дети отгадывают.)
Бабушка – Забавушка:
Отправляемся друзья
В чудо сказку - вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».)
Заключительная часть
Бабушка – Забавушка: Поиграли, отдохнули и снова в путь. Интересно, какая сказка здесь живет?
(подходят к домику)
Входит Дед с Бабкой (ссорятся)
Б. Дед, а, Дед, помоги посадить репку.
Д. Да некогда мне Бабка, дрова надо колоть.
Бабушка – Забавушка: Ребята, давайте поможем Бабке и Деду! Как мы можем им помочь? Дорогие гости отдохните, а мы с ребятами покажем вам русскую народную сказку «Репка»
Драматизация сказки «Репка»
(Дети одевают маски – шапочки)
Б. и Д.(вместе): Спасибо, ребята. Вы нам очень помогли.
Вы ребята, просто чудо
Никогда вас не забудем.
Отличились вы на славу
А за это вам награда. (Книга сказок)
Бабушка – Забавушка: Волшебный клубочек не прощается, он будет жить с вами в группе и знакомить вас с новыми сказками (Бабушка-Забавушка раздает книжки-малышки со сказками под музыку «Маленькая страна»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга
3.У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)
Воспитатель.
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку "Репка" посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка "Теремок"
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок "Теремок" и "Репка")
Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
Воспитатель.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
(Дети смотрят сказку с элементами ТРИЗ "Как Колобок друзей искал" на компьютере)
Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательн
Отворит все двери. (Дети прощаются и уходят в группу).
15