Урок на тему Задачи военно-прикладного характера. Вклад ученых математиков во время Великой Отечественной войне
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики Крым
«Калиновский техникум механизации, сельского хозяйства и сферы обслуживания»
Открытый урок на тему:
«Задачи военно-прикладного характера. Вклад ученых математиков во время Великой Отечественной войне»
(1941-1945гг)
Разработала:
преподаватель математики
Ибрагимова Анифе Ришатовнас.Калиновка
2015 г
Тема: «Задачи военно-прикладного характера. Вклад ученых математиков во время ВОВ»
Тип урока: урок комплексного применения знаний в решении военно-прикладных задач.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цели урока:
Расширить знания студентов о событиях Великой Отечественной войны;
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого.
Оборудование:
Книги о ВОВ;
Презентация;
видеопроектор;
Основные формы работы на подготовительном этапе:
Задачи военно-прикладного характера.
Знакомство с математиками, их роль во время ВОВ.
Разбор терминов: «Патриотизм», «героизм».
Одной из главнейших тем патриотического воспитания в техникуме является тема: «Великая Отечественная война». Великая Отечественная война 1941-1945гг. – война, какой не было в истории. Сегодня мы затронем вопрос о том, что в последние годы наблюдается всё более пристальное внимание к изучению военной истории. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Роль математиков во время великой отечественной войне. Памяти наших прадедов, дедов, матерей, провожавших солдат и офицеров Советской Армии. Всех павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается…
Ход урока:
1)Организационный момент.
2)Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности студентов. Инструктаж по организации работы на уроке.
Вступительное слово преподавателя.
С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. И вы не имеете представление, что пережил наш народ в тяжелые годы войны! Мы должны научить вас быть патриотами своей Родины. Остановимся на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании.
3) Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Вклад математиков в годы Великой Отечественной Войны.
Преподаватель:
В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель "ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось.
Задача 1: Максимальная скорость "ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя "Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости "ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя "Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью "ЯК-3”.
Решение:
720-120=600 км/ч- скорость «Мессершмидт-109»
600-30=570 км/ч - скорость «Фокке-Вульф-190-А»
4 ) Объяснение нового материала.
Задача 2: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
413 218 474 567
569 374 630 979
195 0 256 349
221 26 282 375
Задача 3.
В таблице дано соотношение сил СССР и германскими войсками. Самыми страшными были первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. Начав операцию по захвату столицы СССР, названную “Тайфун”, немцы прорвали советскую оборону. Сотни тысяч человек попали в фашистский плен.
По данным таблицы составить диаграмму.
Боевые силы и средства Красная армия Германские войска
Личный состав 1250000 1800000
Количество танков 990 1700
Количество орудий 7600 14000
Количество самолетов 667 1390
Ответ:
-594360309880
Самостоятельная работа на тему: «Оборона»
Задача 4.(1)
С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
Решение:
450000*0,75=337500 женщин участвовало в обороне Москвы
Задача 5.(1)
. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Решение:
1)2000-278=1722 самолета прорывались.
2)1722-72=1650 самолетов не прорвались к Москве.
Задача 6.(2)
В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?
Решение:
1)1708 000 – 608 000=1 100 000 человек имела Красная армия.
2)13500:2=6750 орудий и минометов.
3)1170-395=775 танков.
4)615+385=1000 самолетов.
Задача 7.(2)
На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Решение:
1)17000х16+3000=272000+3000=275000
( было потеряно противником живой силы.)
Давая оценку вклада советских ученых в военное дело президент АН СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки” (“Вестник Академии наук СССР”, 1947, №11).
Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмогоров.
Андрей Николаевич Колмогоров:
Родился 12 апреля 1903года в г.Тамбов. Выдающийся отечественный математик, доктор физико-математических наук, профессор Московского Государственного Университета (1931), академик Академии Наук СССР (1939).
Колмогоров, используя свои исследования по теории вероятностей, даёт определение наивыгоднейшего рассеивания снарядов при стрельбе.
Мстислав Всеволодович Келдыш:
Родился 29 января 1911года в Риге. советский учёный-инженер в области математики и механики, организатор советской науки. Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943).
В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы.
5.Закрепление.
Со времени Победы прошло 70 лет. Вторая мировая война оказалась, прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математики. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Таким образом, мы считаем, что тема нашего урока очень актуальна в наши дни, особенно для наших сверстников.
Во-первых, она приближает математику к истории моей страны, к жизни.
Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни.
Во- вторых, урок помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем не занимались, чтобы мы не выбрали, знания математики нам будут необходимы.
Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками.
К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
Работа современного вооружения и военной техники невозможна без электрической энергии. Потребности войск в электроэнергии удовлетворяются передвижными и стационарными источниками электрической энергии (ИЭЭ).
Все ИЭЭ (100 %) эксплуатируемые в настоящее время в ВС РФ подразделяются на две большие группы:
1 группа – ИЭЭ ОВН (общевойскового назначения) около 90 %
2 группа – ИЭЭ СН (специализированного назначения) около 10 %
Группа ИЭЭ ОВН в свою очередь подразделяется на три подгруппы: 1 подгруппа – ПЭС (передвижные электростанции); 2 подгруппа–ЭА (электроагрегаты). Эта подгруппа в свою очередь делится на: передвижные ЭА; стационарные ЭА. 3 подгруппа – ЗСВ (зарядно-силовые выпрямители) Электроагрегат (ЭА) – установка, состоящая из двигателя внутреннего сгорания (различного типа) и генератора, смонтированных на общей раме, укомплектованная щитом управления и вспомогательным оборудованием.
Электростанция – комплексная энергетическая установка, состоящая из одного или нескольких ЭА, устройств управления и распределения электрической энергии, вспомогательного оборудования и имущества в соответствии с назначением.
Передвижная электростанция (ПЭС) – электростанция оборудование которой смонтировано на транспортном средстве или приспособлено к перемещению, без нарушения готовности к работе.
6. Итог урока. Рефлексия.
В конце урока ребятам предлагается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
7. Домашнее задание.
Задача:
Гвардейский миномет БМ-13 «Катюша» выпустил 16 снарядов. Весом каждый по 5 кг. Два снаряда достигли цели. Каков процент попадания по цели?
(Решение: 16/2=100/х, х=12,5 %)
Вклад ученых математиков в оборонную мощь страны во время Великой Отечественной войны. (реферат)