Урок биологии Вклад ученых-микробиологов в Великой Отечественной войне
Тема: Анализаторы слуха и равновесия
Задачи: 1.сформировать новые анатомические понятия о строении анализатора слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; показать их связующую роль организм – среда.
2. продолжить развитие общеучебных умений и навыков (работа с настенными таблицами и муляжом), продолжить развитие интеллектуальных умений через решение биологических задач.
3. разъяснить правила гигиены слуха и равновесия; способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены.
Оборудование: таблица «Орган слуха», муляж органа слуха, видеофильм «Тело человека», дополнительная литература.
Ход урока.
1. Проверка знаний.
Тестирование по теме «Зрительный анализатор».
1. Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой
а.- хрусталик б.- роговица.
2. Цвет глазу придает
А. - склера б.- хрусталик в.- радужная оболочка
3. Они воспринимают световые лучи в условиях сумеречного освещения
а.- хрусталик б.- колбочки в.- палочки
4. Зрительная зона полушарий большого мозга располагается в
а.- теменной доле б.- височной доле в.- затылочной доле
5. При ослаблении преломляющей силы роговицы или хрусталика лучи света
сходятся в фокусе, позади сетчатки
а.- близорукость б. - дальнозоркость.
Физминутка.
Изучение новой темы.
Звучат голоса птиц (аудиокассета).
- Что вы слышите?
- С помощью какого органа вы воспринимаете пение птиц?
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со слуховым анализатором: разберем строение уха и его гигиену.
Запись темы на доске.
Устройство органа слуха (рассказ с использованием макета и таблицы).
По ходу объяснения заполняется таблица
Отдел уха
Части органа слуха
1. Наружное
2.Среднее
3. Внутреннее
Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка.
Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), слуховая труба.
Овальное окно, улитка, полукружные каналы (вестибулярный аппарат).
Орган слуха состоит из трех отделов.
Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – эндолимфа.
Просмотр видеофильма. (фрагмент на 2 минуты).
Как сохранить хороший слух?
Опережающее задание с ролью.
Слово предоставляется нашему врачу ЛОР (в белом халате и шапочке).
Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе липкого вещества – ушной серы, на ней задерживаются пыль и микробы.
При ангине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление.
Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками. Например, при взрыве мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может прорвать ее. В таких случаях рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдет взрыв.
Большой вред слуху наносят сильные шумы, действующие на ухо изо дня в день. Под постоянными резкими ударами звуковых волн барабанная перепонка колеблется с большим размахом. Из-за этого она постепенно теряет свою эластичность и у человека притупляется слух.
Люди, страдающие глухотой, обязательно должны носить слуховые аппараты, подобранные специалистами.
Закрепление.
Сейчас потренируем свой слуховой анализатор – произношение терминов.
Стремечко, эндолимфа, молоточек, улитка, наковальня, барабанная перепонка, вестибулярный аппарат.
Что означает каждый термин?
Что сегодня вы узнали на уроке?
Оценка знаний учащихся.
Задание на дом: стр. 80-81.
Кроссворд.
1.жидкость, находящаяся в перепончатом лабиринте.
2.слуховая косточка, упирающаяся в барабанную перепонку.
3.слуховая косточка, напоминающая предмет кузнечного ремесла.
4.оган слуха, внешне напоминающий моллюск.
5.слуховая косточка, упирающаяся в овальное окно.