Конспект урока по СБО Культура поведения в 8 классе коррекционной школы
ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Березанской Краснодарского края
Конспект урока
по социально-бытовой ориентировке
в 8 классе
по теме: «Культура общения между юношами и девушками»
Подготовила и провела
учитель Манжула Н.А.
2015г.
8 класс
Тема: "Культура общения между юношами и девушками". (2 часа). (Теоретико-практическое занятие).
Цель : назвать правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах, повторить правила поведения в театре, кинотеатре.
Оборудование: памятки, оборудование к играм N 1,2,3.
Организационный момент.
Обобщение темы и задач занятия.
3. Сообщение теоретических сведений.
1. Беседа.
Общение между юношей и девушкой в столовой, кафе.
а)Войдя в столовую или в другое помещение, не хлопайте дверью. Если нет гардероба для посетителей, мужчины снимают головные уборы; если есть гардероб, юноши помогают девушкам снять верхнюю одежду. Всегда надо заранее обдумать, что сказать работнику учреждения, приготовить деньги для расчета.Недопустимо юноше пробираться без очереди. Юноши пропускают вперед себя девушек, придерживая при этом дверь. Уходя, помогают спутницам одеться. Приводить в порядок свою внешность следует в вестибюле, в туалете. В зал юноша входит впереди девушки, чтобы найти свободное место; если мест нет, юноша обращается к дежурному официанту с тем, чтобы он указал свободное место. Если к столику подводит официант, юноша идет сзади своей спутницы.Помоги девушке сесть, пододвинув стул.
Вежливый юноша всегда при выборе блюд по меню советуется с девушкой. Девушка тоже может ухаживать за столом за юношей, если они знакомые, родственники, хорошие друзья. Желание уйти выражает обычно старший или девушка. При прощании мужчины за столом встают.
б)Данные ситуации обыграть.
2. Знакомство с формами представления.
а) Колиному папе дали новую квартиру. Переехав в нее, Коля пришел учиться в другую школу. В ней-то он и встретил своего знакомого Мишу Будника, с которым раньше учился в одном классе. Перед уроками Миша подвел Колю к высокому, черноглазому мальчишке и девочке с длинной косой и познакомил их;
Вот наша староста — Вика Половинкина и мой друг Дима Жаров. А это, ребята, новичок — Коля Сафонов. Он будет учиться в нашем классе, — объяснил Миша.
Очень хорошо, — приветливо улыбнулась Вика. (Эту ситуацию можно прочитать и обыграть).
Вопросы для беседы:
Как Миша знакомит Колю с ребятами? - В чем проявляется воспитанность одноклассников Миши?
3. Разбор реальных ситуаций:
а) Ты приехал в лагерь на летний отдых. Первая встреча с ребятами. Как она
произойдет? Что ты скажешь своим новым друзьям? О чем спросишь?
б) К вам в класс пришел новичок. Как ты его встретишь? О чем спросишь? Что сделаешь?
в)У тебя день рождения. Поздравить тебя пришли не только одноклассники, но и твой лучший друг (подруга), который учится в другой школе. Как ты его познакомишь с друзьями из твоего класса?
4. Рассказы детей о тех случаях, когда им приходилось знакомиться, приобретать друзей.
5. Знакомство с формами приветствия.
Приветствие — это форма проявления дружелюбия и уважения. Приветствием начинается день и разговор. Оно требует большого чувства, такта, воспитанности. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде и познакомимся с формами приветствия.
На доске прикрепляется рисунок поезда, на вагонах которого надписи:
Как здороваться?
Кто здоровается первым?
Ответное и одновременное приветствия.
а)Как здороваться?
Прежде всего, человеку, с которым здороваются, смотрят в глаза, причем дружелюбно и приветливо. С близкими знакомыми или с другими знакомыми здороваются, конечно, более сердечно и тепло, чем с мало знакомыми.
Приветствуют словами "здравствуйте" или соответственно времени суток: "доброе утро, добрый день, добрый вечер".
Приветствие никогда не должно быть шумным, несдержанным. Даже самому лучшему другу нельзя махать рукой, шляпой и кричать через улицу "Здорово, старина!" и т.д.
При приветствии не следует употреблять жаргонных или исковерканных словечек, таких как "приветик", "салютик", "здорово", "пока".
б)Кто здоровается первым?
Как правило, младший приветствует первым старшего, мужчина — женщину, ребенок — взрослого. Входящий здоровается первым с присутствующим, а уходящий первым прощается.Придя в гости, прежде всего здороваются с хозяйкой дома, затем с хозяином и лишь потом с остальными. Тот, кто стоит, поворачивается лицом к приветствующему; невежливо здороваться через плечо.
в)Ответное и одновременное приветствия.
Если здороваются с вашим спутником, нужно ответить на приветствие, даже если человек вам незнаком. Если ваш спутник здоровается со своим знакомым, вы тоже должны с ним поздороваться. Неприлично делать вид, что не замечаете знакомого, если к этому не вынуждают обстоятельства.
г)Кого и где приветствовать?
У нас принято здороваться с жильцами своего дома, даже если вы непосредственно незнакомы. Входя в школу, столовую, нужно поздороваться с работниками, которые вас уже долгое время обслуживают.
Прежде чем обратиться с вопросом к постороннему, следует с ним поздороваться. При встрече с учителем обязательно с ним поздороваться.
(Эти правила повторяют дети на каждой остановке (четыре ученика), а учащиеся класса дополняют рассказ.(Ведущие могут быть одеты в особую форму проводника).
Вывод
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим.
6. Чтение стихотворения В.Солоухина
"Здравствуйте!"—
■
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы:
" Здравствуйте!"
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше мы ведь ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчею же на капельку радостней сделалась жизнь?
Работа над вопросами-ситуациями:
Вот видите, вы поздоровались, и "на капельку радостней сделалась жизнь". Правда, многое тут зависит еще и от того, как вы поздороваетесь. Один мальчик жаловался, что с этим "здоровканьем" — одни неприятности. Я, говорит, нервный от них стану. Я на улице только верчу головой, чтоб никого из знакомых не пропустить. Как увижу, "здрасте!" кричу. И еще же мне выговор делают: "До чего же ты, Кеша, некультурный — просто ужас
Я понял, что к чему, когда увидел, как он здоровается. Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему школьная медсестра. Он на ходу бодро прокричал не то "дрась", не то "брысь" и помчался вперед. А она только руками развела и тяжело вздохнула: "Учат их, учат, а толку мало".
Нет, поздороваться с человеком так, чтобы "на капельку солнца прибавилось в мире", тоже надо уметь. Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик и девочка? Два мальчика? И, кстати, кто подает руку первым?
А эти вопросы посложнее. Ты идешь по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши товарищи. Надо ли поздороваться с ними? А если надо, то как это сделать?
С вами, наверное, такое бывало: в школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здавствуйте, Сергей Иванович!" Не скажете ли вы, какая ошибка допущена? А может быть, все в порядке?
7. На танцевальном вечере.
а)Приглашение к танцу.
Войдя в танцевальный зал встань не у дверей, а на свободное место. Юноша выбирает партнершу для танцев.
Чуть поклонившись девушке, он вежливо просит разрешения пригласить ее на танец. Девушка может согласиться, но если она дала уже согласие другому, то надо поблагодарить и вежливо отказаться. Если же девушка пришла на танцы со своим знакомым, то юноша должен попросить прощения у ее спутника. Идя к танцевальному кругу, юноша пропускает девушку вперед.
б)Практическая работа (приглашение к танцу).
в)Помогите: "Один раз на вечере меня пригласил танцевать мальчик. Я говорю: "Нет, я не буду". Онспрашивает "Почему?" Я не знаю, должна ли я ему объяснять или нет?"
4.Закрепление знаний учащихся:
От чего зависит культура общения юноши и девушки?
Как следует вести себя на танцевальном вечере?
Почему юноша должен нести ответственность за сохранение чести и достоинства девушки?
5.Итог занятия
Что нового узнали?
Чему научились?