Конспект урока русского языка на тему Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными
Урок-путешествие.
Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными.
Цель: Повторение и закрепление знаний и умений писать слова с парными звонкими и глухими согласными.
Задачи:
Обучающая
Научить правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, учить составлять предложения, повторить части речи, состав слова, правила поведения на природе.
Развивающая
Развивать речь, внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух. Развитие устойчивого интереса к русскому языку.
Воспитательная
Воспитание доброты, любви к природе, выдержки, дисциплины, коллективизма, уважения к окружающим.
Приготовить магнитофон и музыку пения птиц.
Ход урока.
Орг. момент. Разминка.
- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Ребятки, давайте поприветствуем наших гостей (кивком головы).
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Но прежде нужно подготовиться как следует. – Ответьте на вопросы:
1) Сколько букв в русском языке? (33)
2) Сколько гласных букв? (10)
3) Сколько гласных звуков? (6)
4) Какие гласные буквы дают 2 звука? (е, ё, ю, я)
5) Назовите всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц)
6) В каком слове больше звуков: кот или ёж? (одинаково)
7) Какая буква 3-я с начала алфавита? (в), а 3-я с конца? (э)
Повторение темы
Куда мы отправимся, вы скажете сами, отгадав кроссворд:
В золотой клубочек спрятался дубочек (желудь)
Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дуб).
В огне не горит, в воде не тонет (лед)
Сидит дед, в 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
Что растет корнем вверх? (зуб)
Что объединяет все эти слова?
(правило о парных звонких и глухих согласных)
Что это за правило?
( Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.)
(Чтобы проверить парный звонкий, глухой согласный, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
- Так куда же мы отправимся?
(В страну парных звонких и глухих согласных).
Но это не простая страна.
Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем. (лес)
-Мы отправляемся в волшебное царство природы, в лесную страну парных звонких и глухих согласных. А вот и наша карта.
-Чему мы должны научиться в этом путешествии, чему мы будем учиться? (писать слова с парными звонкими и глухими согласными)
- А сопровождать нас будет мудрая бабушка Сова. Она живет в лесу и охраняет его.
- А от кого? (от нарушителей) Сова поможет нам вспомнить правила поведения в лесу и вообще на природе.
Минутка Чистописания
Первая наша остановка на Поляне Чистописания.
Что-то не так здесь. Кто-то отдыхал и оставил после себя мусор. Можно так делать? А что мы делаем с мусором, если пришли в гости к природе (уносим с собой, чтобы бросить в специальную мусорку).
Итак, первое правило для гостей леса: НЕ СОРИ! (карточка на доску)
(стираем с карты мусор).
Ну вот, наша полянка снова чистая и красивая. Итак, поучимся красиво писать. (карточка) бы, зе, жи, дж, вф, гк.
-Что это за буквы (звонкие и глухие согласные)
- Почему они вместе (парные)
- Как проверить звонкие или глухие согласные? (закрыть ушки)
Молодцы!
Открываем тетради.
Запишите число, классная работа. Следить за посадкой! (Спинки прямые, тетрадь под уголочком)
Запишите по полстрочки каждой пары.
Молодцы, следуем дальше.
Закрепление
Наша остановка - ручеек Слов. Смотрите, плывут кораблики, на парусах которых буквы. К каждому слову на доске должен причалить 1 кораблик. Какой? Подумайте (дети по очереди выходят и ставят кораблики, подбирают проверочные слова)
Хле Овра Кника (карточки со словами,
кораблики)
Пло
Ягока Нассо
Кока Арбу
Жу Моро
Давайте эти слова распределим в 2 столбика. Как это сделать? (звонкие и глухие согласные) Умницы!
Мы перешли ручеёк и попали на Опушку Списывания (край леса). Давайте выполним задание в тетради на карточках
Нужно списать текст, вставив пропущенные буквы вместо точек, в скобках записать проверочные слова.
Березку покрыл пушистый сне (снега).
У дома намело большой сугро (сугробы).
Словно в белой шуке (шуба) стоит могучий ду (дубы). Скоро ударит моро(морозы). Замерз пру (пруды). На нем ле (льды).
Молодцы, ребята! Отправляемся дальше. На нашем пути - Дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть.
Я буду называть жителей леса, а вы - выполнять движения.
- Зайчата (прыгают), птицы (размахивают руками), трава (приседают), цветы (сложить ладони как чашки цветов), хомячки, медведи, лисы, лягушки, кузнечики.
ф/м «Хомка», руки в стороны
А теперь мы идем по Просеке Предложений. Я читаю стихотворение. Вы выбираете слова со звонкими и глухими согласными на конце слова. Назовите их и запишите.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб промерз.
Насквозь промерзли елки.
С записанными словами составить предложения. Обозначить части речи.
Снег на улице растаял.
В саду растет большой дуб.
По просеке идем тихо-тихо. Слушаем, как поют птицы. Звучит фонограмма «Пение птиц».
Второе правило на природе: НЕ ШУМИ!
Будете шуметь - распугаете птиц, и они перестанут петь свои чудесные песни.
Из предложений, которые я буду диктовать, нужно выписать слова с парными звуками.
Ястреб поймал воробья.
С ветки упал спелый плод.
Правый берег реки крутой.
Самый опасный враг ужат - колючий еж.
Как проверить написанные слова?
А заканчивается наше путешествие в Роще Однокоренных Слов.
Отгадайте загадку:
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой толстой и прямой. (гриб)
- Запишите это слово, подберите к нему однокоренные слова и разберите их по составу.
Гриб- грибной, грибник, грибочек, грибки, грибок.
Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потрогает,
Тот и заплачет. (лук)
Лук-луковица, лучок, луковый.
Итог урока
Последнее правило: НЕ ГУБИ!
Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники. Берегите нашу природу!
Чему важному вы научились в нашем путешествии?
Что нового узнали?
Как проверить, какую букву парную звонкую или глухую нужно писать в слове
Игра Молчанка.
Проверим: встаньте. Я назову слово. Если на конце звонкая буква, вы поднимите руки, если на конце глухая буква, приседаете. (гусь, медведь, гвоздь, дуб, стриж, самолет)
Назвать самых активных. У кого 3 и больше картинок, получают 5 за урок.
Рефлексия детей.
На доске карточки:
-Я все понял и могу научить других (круг)
-Я все понял, но не смогу научить (квадрат)
-Мне трудно понять (треугольник)
Молодцы, ребята, вы хорошо работали! Спасибо за урок!
15