Конспект урока русского языка 4 класс .Тема « написание мягкого знака в середине и на конце числительных» 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №17
 города Вольска Саратовской области»
ОТКРЫТЫЙ
УРОК
на тему: «Мягкий знак на конце и в середине числительных»
4 класс
4
учитель начальных классов
                    Шубина Валентина Павловна 
                   Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных». 
Цели: образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных. развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные. воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия. воспитание дружеских отношений между собой.
Оборудование: карточки – карточки  для индивидуальной работы, таблицы, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, сигнальные  квадраты.
                                                              Ход урока: 1.Организационный момент: - Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрым и ласковым взглядом. Давайте с таким же настроением проведем весь урок. Я смотрю на ваши лица, Хорошо, отрадно мне, Словно я в огромной, дружной И приветливой семье. 
- Ребята, а при какой погоде мы испытываем радость, тепло? ( при солнечной, теплой)
-Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок. 
-Давайте откроем наши тетради , запишем число (18 марта), классная работа. 
- Возьмите желтый карандаш и поселите  солнышко к себе в тетрадь. 
- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги.
- Сколько цветов у радуги? (7) 
-А можете их назвать?  (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
-Сегодня, вы должны работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. 
-За каждое правильно выполненное задание будет появляться  дуга радуги. 
2. Словарная работа.
- Ребята, поднимите руку, кто любит ходить в магазин?
-Вот и  начнем наш урок с посещения магазина. 
-Сегодня мы посетим магазин «Канцтовары»
- Где располагается товар в магазинах?  (в витрине)
- У нас тоже с вами есть витрина и товар…..
- Посмотрите какой товар у нас в наличии  и  чего вы пожелали  себе приобрести.
(тетрадь-9р.,  ручка 7р.,  пенал 15р., карандаш-3р.,  ластик 2р.,  акварель-35р., - А когда товар покупают, то покупателю кроме кассового чека что  еще выдают если он пожелает? (товарный  чек)
-Правильно, товарный чек, в  котором  записывается наименование товара, его цена и общая  стоимость всей покупки.
- А кто производит эту запись? (продавец)
- Ребята, поднимите руку, кто мечтает стать продавцом?
- Хорошо. Вот сегодня мы с вами и поучимся заполнять товарный чек.
-Возьмите все желтую карточку-это товарный чек. Посмотрите, как мы должны его заполнять. В товарном чеке 3 колонки: номер по порядку, название товара и цена. 
Товар у нас в ветрине,  на каждом предмете есть ценник. 
- А первым посетит наш магазин          ……………………
Он записывает на доске, а вы в товарных чеках.
(дети работают, по одному выходят к доске)
- Молодцы! Вас приветствует первая дуга радуги     .    ( красная )
-  Ребята, посмотрите и скажите: что вы заметили, какие слова расположены  в 1 столбике?         
  ( словарные)
-Почему их так называют?     ( их нельзя проверить, а надо запомнить)
- А где мы можем их найти и посмотреть?         ( в словаре)
- А  какой  части речи являются эти слова ?  (существительными)
- Назовите признаки, по которым вы узнали,  что это существительные?  ( дети называют: вопрос что? обозначают предмет)
- А какой части речи являются слова  2 столбика?  ( числительные)
-Обоснуйте свой  ответ. Почему?
Я каждый день и каждый час Сказать готова, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду.
-А теперь подсчитайте на какую сумму мы  купили товар     (тридцать пять  рублей -  35 рублей)  
 -Назовите числительное.
- Какое оно? ( составное)
-Перед вами оранжевая дуга радуги.
- А сейчас с одним из слов 1 столбика составьте предложение. У кого уже готово? ( идет  записывает на доске)
ПРОСТОЙ  КАРАНДАШ  ЛЕЖИТ  НА  ПАРТЕ.
- Выполните  синтаксический  разбор  этого  предложения.
(предложение простое, 1грамм. основа-карандаш лежит, повествовательное,  невосклицательное, распространенное -есть второстепенные члены……………………………..)
-Молоды! И вас приветствует 3дуга. (желтая)
- А теперь настало время игры. Для этого сядьте поудобнее,  выпрямите спинки и слушайте внимательно). Ответы на вопросы вы должны показывать движениями : или «да»-хлопаете,  или «нет»-топаете.
- Готовы?
3. Игра «Скажи да или нет». - Наша речь состоит из предложений? ( да) - Предложения состоят из слов? (да) - Слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет) - Это числительные? (да) 
-Числительные бывают большие и маленькие? (нет)
- Числительные бывают порядковые и количественные? (да)
 - Числительные бывают простые и составные? (да)- Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет) - На вопрос, «который» отвечают количественные числительные? (нет) - Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да) - Составные числительные состоят из 2 и более слов? (да) - Простые числительные состоят из одного слова? (да) 
- Молодцы! И вот появляется дуга зеленого цвета.
   
4. Работа с текстом.      (сигнальный квадрат)
- Продолжим урок. У вас на парте лежит  оранжевая  карточка.  Возьмите её и давайте прочитаем по цепочке. При чтении подумайте о чем здесь говорится?
Наступала ночь. Термометр показывал  тридцать восемь  градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные  и желтые  лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь  минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество  отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в  мрачную и непроглядную.
(после чтения учитель читает стихотворение, а дети хором дополняют)
Дальний север - северок,Ветер гонит из-под ногМёрзлые снежинкиЖёсткие, как льдинки.
И при звёздах и лунеНебо плещется в огнеЦветоизлиянием -(Северным   сиянием)
- Что же такое северное сияние?  ( это разноцветное  цветоизлияние)
*Весной и осенью в полярных областях можно наблюдать одно из красивейших явлений природы — полярное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками.
*Полярное (северное) сияние — свечение  верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
* А по старинным финским легендам , это лисы охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо превращаясь в северное сияние.
- Ребята, а мы прочитали текст или набор предложений?
-Почему вы так думаете? (предложения связаны по смыслу, у них общая  тема)
- Из этого текста надо выписать  числительные. 
Работаем по вариантам. 
( 2 ученика у доски)
1вариант  -  выписывает простые .  Простые числительные – это слова с одной  основой, Простые числительные состоят из одного слова.
2вариант  -выписывают  сложные  . Сложные   числительные состоят из 2  основ . 
- Кто выполнит это задание , повернет ко мне зеленый квадрат. 
Если у кого возникнут вопросы  - желтый квадрат) 3)  Проверка выписанных числительных.
( обменялись тетрадями, взяли красный карандаш)
1вариант  -  (девятнадцать , пятнадцать, семь, десять, тридцать).
2вариант -  (пятьдесят, шестьдесят )- Какое числительное  мы не написали?  ( тридцать восемь)
- Почему? ( оно составное)
-Обоснуйте ответ.  Как вы догадались  (из 2 слов состоит)
   Хорошо! За выполнение этого задания мы встречаем  голубую дугу радуги. 
5. Гимнастика для глаз. 
* Посмотрите на меня, поморгайте 5 раз, затем  закройте  глаза и подушечкой  указательного  пальца сделайте  им легкий  круговой массаж.
6.  Сообщение темы урока.
 -  Ребята, а что вы заметили  одинакового в написании  числительных?  (что во всех числительных есть «ь» знак)
-А где стоит «ь» знак?  ( в некоторых он написан в конце, в некоторых в середине)
-  Так кто же может сформулировать тему нашего урока?  
  Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных». 
-  Молодцы. 
7. Объяснение нового материала: 
1) Работа карточкой-таблицей.
-Возьмите карточку голубого цвета. 
- Давайте еще раз хором прочитаем тему нашего урока. 
- Рассмотрите внимательно таблицу и скажите : Чем она может нам помочь?
( рассказать о правописании ь знака в числительных)
- Где пишется « ь» в числительных? (на  конце и в середине)
-Давайте посмотрим в каких числительных «ь» пишется на конце? ( читаем в таблице)
- Приведите примеры:
-  Зачитайте когда «ь» знак пишется в середине?  (читаем в таблице)
-Приведите примеры.
- О чем еще может нам рассказать эта таблица? ( когда «ь» знак не пишется)
- Так когда же он не пишется? ( в середин числительных  15,16,17, 18, 19)
- Ребята, а хотите я вам раскрою секрет, как проще запомнить это правило?
( А секрет таков: если на конце числительного есть «ь», то в середине его писать не надо, а если в конце нет «ь» знака, то он пишется в середине.  «ь» знак надо писать только один раз!)
8.Физкультминутка. ( под музыку.)
Дети скачут:  раз, два, три 
Приседают, молодцы! 
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
Подровнялись!  Сели. 
9.Заочная экскурсия в лес.  (грамзапись пение птиц)
- А теперь давайте  пофантазируем!  Закройте глаза.
( Звучит запись с голосами птиц)-Послушайте и скажите:  Где мы можем услышать это пение ? ( В лесу).- Голос, какой  птицы мы  услышали? ( соловья.) - А зимой  можно его  услышать? ( Нет) - Почему? ( Он улетает  на юг) - Как называют таких птиц? (Перелетными) - А каких птиц мы можем увидеть  зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.) - Как они называются? ( Зимующие) - Как живется зимой  таким птицам ? (Тяжело) - А чем мы можем им помочь ? (Кормушки сделать) - Вот сегодня на уроке русского языка мы продолжим выполнение нашего проекта. « Помогите птицам»
- Я предлагаю вам прямо сейчас помочь птицам.. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене мы повесим кормушку  на участке. (На столе учителя – кормушка, зерно в мешочке.) 
10.   Проверка усвоения новых знаний.
- Для этого надо выполнить самостоятельную работу.
- У вас на партах есть карточки желтого и зеленого цвета.
Карточку желтого цвета могут выполнять все ребята, а зеленая карточка с заданием повышенной сложности.
- Посмотрите внимательно какую карточку вы выберете.
Если вы выбрали зеленую карточку, то поставьте кубик ко мне зеленой стороной.
Если вы выбрали   желтую карточку, то поставьте желтой стороной. 
- Приступили к выполнению заданий.
                                                      Карточка №1   
-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.
Пят_надцать, девят_сот, пят_, шест_десят, сем_надцать, четыр_мя.
(Пятнадцать, девятьсот,пять,шестьдесят, семнадцать, четьмя.)
                                                        Карточка №2   
-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.
Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятьнадцать.
( Пятьдесят, четырьмя, восемь, восемнадцать, восемьсот, девятнадцать)
2.Проверка.
(вызываю по одному, если  ответ  правильный - кладут горсть в кормушку)
- Хорошо!  Вот и сыты будут наши птички.
- Что мы с вами наполняли семенами? (кормушка)
Запишите слово «Кормушка» и сделайте разбор слова по составу.
КОРМУШКА.
И вот за хорошую работу к вам спешит ( синяя дуга)
11 Итог урока. - Ребята! -Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. -С какой частью речи мы работали весь урок? (числительным)- Повторите правило с  которым познакомились на уроке ? - Какие задания у вас вызвали затруднения? - А с какими заданиями бы вы встретились на следующем уроке?- Ну вот и последняя дуга радуги. ( фиолетовая)
12. Выставление оценок.
13 Рефлексия урока.
- Посмотрите появилась прекрасная радуга, которая радует нас нашими успехами. А под ней лесенка – чудесенка. Ваша задача поставить себя на одну из этих ступенек. У вас на партах человечки - это каждый из вас. Вы должны поставить себя на одну из ступенек- рассуждая следующим образом:
1) Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.
2) Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.
3)Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете как  действовать – третью.
(Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему)