Урок грамоты на тему: Знакомство с буквами и звуками Д,д


КГУ СОШ №16
Открытый урок - игра
по теме: «Знакомство с буквой «Д, д».
Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д»
1 класс
Учитель: Наумова Е.М.
24 ноября 2014 год.
Тема: «Знакомство с буквой «Д, д».
Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д»
Цели урока:
Обучающая (образовательная):
-познакомить детей с согласными звуками (д), (д), буквой д;
-вырабатывать навыки осознанного чтения;
-продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
Развивающая:
-способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
-развивать произвольное внимание;
Воспитательная:
-способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
Тип урока: изучение нового материала (урок игра).
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные, групповые.
Ход урока
Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
- Прежде, чем за парту сесть,
посмотрите, всё ли есть:
рабочая тетрадь, букварь,
карандаш, резинка (дети проверяют готовность к уроку рабочих мест).
Улыбнёмся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться! (девиз)
Это что же случилось, ребята?
Я скажу вам: вот что случилось-
Это школа лесная открылась!
Весело звенит звонок.
Наша тётушка сова
начинает свой урок
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА ТЁТУШКА СОВА И БУКВЫ ДД
Ребята, у нас сегодня самый обычный урок. Мы пригласили на урок к нам гостей и чтобы нашим гостям не было скучно давайте покажем им как мы научились себя вести на уроке и какими знаниями мы уже овладели.
2.Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
– Откройте учебник. Сегодня я хочу вас познакомить с одной девочкой, зовут девочку Даша. С виду она совсем обыкновенная, но она – волшебница.
Волшебник – это сказочная личность.
И сказочно он скромен, господа.
В нем сказочно отсутствует двуличность.
И выгод он не ищет никогда! Ю. Мориц– В этом стихотворении Ю. Мориц речь идет о волшебнике, которым может быть каждый из нас. Главное – захотеть… и научить свое сердце быть чутким, а руки – умелыми и щедрыми. ДАША – Хозяйка страницы. Она приглашает нас в свое букварное царство.
Давайте посмотрим , что нас ждёт на страничке?
А теперь давайте не просто читать слоги, а слушаем маленький стишок и читаем:
Прибежал веселый а,
Прочитали дети: да!
Прибежал задорный о,
Прочитали дети: до!
Прибежал угрюмый у,
Прочитали дети: ду!
Прибежал пузатый ы,
Прочитали дети: ды!
Прибежал тихоня и,
Прочитали дети: ди!
- А теперь давайте прочитаем слоги с теми же гласными буквами, только с парным согласным Т.
- придумайте слова , которые бы начинались на слоги, которые мы прочитали.
Дача, дама, дары, дань
Тачка, тапки, танк, тара, таракан, тарелка, табурет
Дорога, дочка, домик, домовой, дождь, доярка
Точка, точилка, товар, тормоз
Душ, дублёнка, дубинка, душа, дуб, дудка, дупло
Тыква, тычинка, тысячелистник, тысяча
Диван, диплом, дикобраз, диво, диковина
Тишина, тина, тигр, тираж, типаж
3) я вам сейчас читаю текст, дети договаривают предложение.
Тут наш … (дом)
Над домом …(дым)
У дома…(дерево).
На дереве .. . (дупло)
У дупла …(дятел)
К дому ведёт …(дорожка)
В доме сидит…(дед Дима)
Он слушает пение… (птиц)
-Как вы, думаете какое слово здесь лишнее? (птица)
- Почему? (все буквы начинаются на букву ДМолодцы!!!
А теперь минутка отдыха
ФИЗМИНУТКА
СЛОГО БУКВЕННЫЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Дыня, домик, душ, диван, дубы, дупло.
Наша хозяйка страницы девочка Даша
Принесла схему слова, нам надо угадать какое слово подойдёт к этой схеме.
ДИВАН
– Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? (Согласные; при произнесении этих звуков воздух встречает преграду.)
– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)
– Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)
ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ
Слова и предложения
Буква Д – в числе согласных,
И, конечно, не напрасно!
Не было б без Д – деревьев,
Декабря, дождей, деревни,
Добрых душ, детей и детства.
Буква Д, тебя приветствуем!
Т. Синицына
Чтение слов по цепочке: дог, град, душ, шаг, дым, маг, диск, скала. III. Работа в прописи.
Письмо букв Дд,
2)Работа в Букваре, стр 36 - «Подумай и ответь».
– Составь предложение и ответь, какое слово зашифровано в звуковой схеме: дудочка.
IV. Итог урока
С какой новой буквой, звуком познакомились?
- К какой группе звуков относится этот звук?
- Чему мы сегодня научились?
- Как вы сегодня поработали?
- Кто лучше всех работал?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кто считает, что мог работать лучше?
- Что понравилось?
- Покажите своё настроение.

– Посчитайте, сколько слов с буквой д в этом стихотворении.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил.
(11 слов.)
Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.
Пояснительная записка
Мой открытый урок по обучению грамоте я провела с самыми маленькими, любознательными «почемучками» учащимися 1 класса. Работаю по программе «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой по учебнику С.В. Иванова, А.О.Евдокимовой. Согласно учебному плану МОУ «Знаменская СОШ» рабочая программа предусматривает обучение в объёме 130 часов при недельной нагрузке 8 часов.
В классе 17 человек, 11 девочек и 6 мальчиков, 1 из них на повторном обучении в 1 классе. Класс среднего уровня обученности.
Тема урока: «Знакомство с буквой «Д, д». Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающая (образовательная):
-познакомить детей с согласными звуками «д» -твердый, «д» -мягкий, буквой д, Д;
-вырабатывать навыки осознанного чтения;
-продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
Развивающая:
-способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
-развивать произвольное внимание;
Воспитательная:
-способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
Методы обучения:
- наглядный;
- практический;
- проблемно-поисковый метод (определение темы урока);
- частично-поисковый метод (при составлении слов из слогов);
- исследовательский метод (при работе по букварю, выяснить где на картинке Надя, а
где Лида?)
Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные, групповые.