Урок литературного чтения 1 класс Знакомство с согласными буквами В в
Серегина Валентина Ивановна
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе
ТЕМА: Согласные звуки [ в] [в’]. Буквы В в.
МБОУ СОШ № 6
ст. Полтавская
Краснодарский край
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе
Тема: : Согласные звуки [ в] [в’]. Буквы В в.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквами В, в; научить выполнять звуковой анализ слов «брюки», «карта; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, расширению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву В в; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по звонкости – глухости; обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом – «звонок».
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: обще-учебные – выполнение звукового анализа слов; осмысление прочитанного произведения; логические – разгадывание зашифрованных слов; поиск слов, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове «крот».
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Оборудование: карточки для составления опорного сигнала, лента букв, электронное приложение к учебнику.
Ход урока УУД
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
У. - Здравствуйте, ребята!
- Поздоровайтесь с нашими гостями.
- Нам предстоит интересная работа. Поэтому девиз нашего урока: «Что бы не делали, все должно быть прекрасно, должно радовать и нас, и тех, кто рядом с нами».
II. Актуализация знаний. Фонетическая разминка
У: Урок начнем с блиц – опроса, построим опорный сигнал к нашему уроку: (по ходу опроса учитель составляет опорный сигнал)
- На какие 2 группы можно разделить все звуки?
Д: Все звуки можно разделить на гласные и согласные
(на доске прикрепляются таблички: гласные, согласные)
У: Как отличить гласные звуки от согласных?
Д: Гласные поются, а согласные не поются.
У. Какие согласные мы уже умеем обозначать буквами?
(на доске под согласными – м, н, р, й, г)
У: На какие группы можно разделить все согласные звуки?
Д: Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.
(на доске появляются значки )
У: Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?
Д: а, о, у, ы, э
(на доске - а, о, у, ы, э)
У: Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных?
Д: я, ю, и, е, ё
(на доске - я, ю, и, е, ё)
У: Давайте споем песенку гласных звуков. Девочки споют песенку командиров для твёрдых согласных. Мальчики споют песенку командиров для мягких согласных.)
Опорный сигнал
М Н Р Й Г А О У Ы Э
Я Ю И Е Ё
II.Мотивация учебной деятельности.
Игра «Кто составит больше слов с изученными буквами?»
III. Упражнения для речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика
«Свеча». Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.
Артикуляционная разминка
«Щёчки». Сидя за партой поочередно надуваем каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем наполняя воздухом обе щеки.
IV. Работа над новым материалом.
Слого - звуковой анализ слов Вадим Витя
Выделение новых звуков.
Характеристика звука [в] (согласный, звонкий, твёрдый, парный)
Характеристика звука [в’] (согласный, звонкий, мягкий, парный)
Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
ВЫВОД: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Назовите имена девочек и мальчиков, которые начинаются с этих звуков.
Знакомство с буквами Вв.
На что похожи буквы Вв?
Вот буква В видна вдали
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Работа с пластилином в парах.
Вылепите из пластилина буквы Вв.
ФИЗМИНУТКА.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Отпускаем руки мы по команде «два».
Соберём в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде «три».
Угадайте слова с новым звуком.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без (воды)
Дайте характеристику первому звуку в слове, которое вы отгадали.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский (вертолёт)
Дайте характеристику первому звуку в слове, которое вы отгадали.
Работа по учебнику
Чтение слогов – слияния, слов и предложений с новым звуком.
ВА ВО ВИ ВУ ВЫ
ВОВА СЛАВА ВОТ
ТВОЙ ЛОВИТ ВОРОТА
- Вова, вот твои ворота.
- А тут твои ворота, Слава.
Слава и Вова – вратари.
- Лови, Вова, лови!
- Слава, лови! Лови!
-Ребята, а в какую игру играли мальчики? А какие спортивные игры вы знаете? Какое важное событие проходило в России в 2014 году?
(рассказ учителя об Олимпийских играх).
ФИЗМИНУТКА
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
Деление слов ВОРОТА, ВОВА, на слоги.
ВЫВОД: Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
8)Работа в группах. (сделать звуко - буквенный разбор слова и закрасить схему, определить сколько в слове слогов)
1 гр.- волк
2гр. - век
3гр. - ворона
V. Итог урока
У: Наш урок подходит к концу. Чему же мы научились, что запомнили на уроке? В своих ответах используйте слова
Я запомнил
Я узнал и опорный сигнал.
У. Все ребята работали хорошо. Мне понравились ваши ответы.
VI. Рефлексия
-А вот какое настроение у вас осталось от нашего урока, мы сейчас узнаем.
Прикрепите главную героиню нашего урока – букву «в» - к той полянке настроений, которая вам подходит.
(Дети прикрепляют буквы)ти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Азбука.1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1/ [В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина ].- М.:Просвещение,2011.- 128с.:ил.- (Школа России).
2. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс: к учебнику Горецкого В.Г.и др. «Азбука»\Т.В.Игнатьева.- 2-е изд.- М.: Издательство «Экзамен»,2012.- 478 с.(Серия «Учебно-методический комплект)
3. Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть I, II . Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября»,2000.- 256с.
4.Интерактивные ресурсы.
15