Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «ЗВУКИ [г], [г’], БУКВА Г, г»
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «ЗВУКИ [г], [г’], БУКВА Г, г»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Содержание урока
№
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
1
Самоопределение к деятельности (1-2 мин).
Организационный момент. Психологический настрой
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Проверка готовности к уроку.
- Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение слушать и понимать других.
Личностные УУД:
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)
Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций.
Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно.
Дети отвечают: На буквы, которые обозначают один звук, и на буквы, которые могут обозначать 2 звука.
АОУИЫ
ЯЕ
На доске:
А О Я У И Ы Е
-Прочитайте.
-На какие группы разделите данные буквы.
Когда буквы обозначают 2 звука?
На доске слова:
ЯЗЫК САДОВАЯ
ЯНА БЕЛАЯ
ТАНЯ КРАСНАЯ
ЯКОРЯ ЗЕМЛЯНИКА
-прочитайте слова, в которых буква я обозначает 2 звука;
-Прочитайте слова, в которых буква я обозначает мягкость согласного звука;
-Прочитайте имена собственные;
-Прочитайте слова, характеризующие признак предмета;
-Слова, состоящие из 3 слогов, из 2 слогов;
-Из слова ЗЕМЛЯНИКА составьте новые слова.
Познавательные УУД
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать,
классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД
Формировать умение слушать и понимать других;
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
3
Постановка учебной задачи. Открытие детьми нового. (3-4 мин)
Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока
Дети формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.
- Мы познакомимся со звуками [г], [г’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [г], [г’] и букву г от других звуков и букв.
-Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме. Научимся читать с новой буквой слова и предложения.
Буквами.
Словарь Ожегова.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач
Где растёт земляника?
Продолжим путешествие в лес.
Знакомство со звуками [г'], [г].
Отгадайте загадку.
Стоят на крепкой ножке
Теперь лежат в лукошке.
-Что такое лукошко?
-Что же лежит в лукошке?
-Какой новый звук услышали?
- Произнесите слово по слогам.
- Сколько слогов в слове грибы? Какой ударный?
--Произнесите 1 слог.
Что можете о нём сказать? (Состоит из 3 звуков)
-Назовите 1 звук .Дайте характеристику новому звуку.
-назовите слияние
-Постройте схему 1 слога.
-Произнесите 2 слог.
-Постройте схему слова.
Сколько букв в слове? Звуков?
Идём дальше в лес.
Показываю картинку с изображением пенька.
-Что пенёк? (спиленное дерево)
-А знаете как можно определить возраст спиленного дерева? (по количеству кругов)
- Произнесите слово круги.
-Сколько слогов? какой уларный?
-назовите 1 слог.
-Что можете сказать?
-Постройте схему 1 слога.
-Назовите 2 слог.
Какой новый звук услышали?
- Какую цель поставим на уроке?
- Какая тема нашего урока?
2.Знакомство с буквами Г, г.
- Как же мы будем обозначать эти звуки на письме?
На что похожа буква?
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге!
-А что обозначает слово кочерга?
Расскажет нам ученик.(заранее подготовленный)
Кочерга - чугунная или стальная изогнутая палка для засовывания и поворачивания дров и угля в печке.
Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала.
Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Познавательные УУД
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
4
Физминутка.
- Если в слове есть звуки[ г- твердый] -топаете, , если звук –[ г- мягкий] – хлопаете в ладоши.
Глаза, Гена, загар, грибок, город, гитара , гиря, гуси.
Цель: снятие физического и умственного напряжения
Познавательные : планирование своих действий,
Регулятивные: устанавливание аналогии.
5
Первичное закрепление (7-9 мин)
Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им.
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану
Дети читают (хором, по цепочке, про себя), отвечают на вопросы учителя.
- Куда поселим букву г на нашей ленте букв?
-Почему?
Упражнения в чтении слов, предложений с буквой г.
-Открыли учебники на с. 119.
- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.
(Чтение слогов в учебнике хором )
-На какие группы разделим?
(слоги, в которых г-тв., и г -мягкая)
-Теперь читаем столбики слов, которые помогут нам хорошо, без ошибок прочитать текст.
-Прочитайте слова, в которых все согласные мягкие;
-Все согласные твёрдые;
-Имена собственные;
-Слово, соответствующее схеме;
Чтение текста.
-Прочитаем по "Цепочке".
-Сколько здесь предложений?
- Прочитай текст самостоятельно. Придумай вопросы по его содержанию и задай их классу.
- Составь схему первого предложения и обсуди её с соседом по парте.
-Озаглавьте текст.
- Назовите съедобные грибы, в названиях которых есть звуки [г'], [г]
Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
УУД.
Работа с интерактивным плакатом.
Работа с учебником.
Познавательные УУД
Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
6.
Работа по развитию речи.
Стр.118 в "Азбуке ".
-Посмотрите на иллюстрацию на странице;
-Чем занимаются жители города?
-Какое название можно дать этому городу?
-Составьте рассказ "Жили-были..."
- Мы использовали слова "гриб, грибочек, грибной".Как можно назвать эти слова?
Коммуникативные УУД
Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в классе (4-5 мин)
Цель: формирование способности выбрать учебный материал для решения поставленной задачи
1)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
2) Самопроверка. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля.
3) Работа в парах. Вспоминают правила работы в парах.
1) Работа на индивидуальных карточках по уровням
- Выберите себе задание
1 группа. Найди и подчеркни слова с буквой г в рассказе "Весна"
2 группа
Найди и прочитай предложение, в котором говорится, куда сбегает вода весной?
2) Самопроверка.
– Поднимите руку, у кого так же
3) Работа в парах
Игра "Найди слово в слове"
ГРОЗА (роза, рог, гора)
ГАЗЕТА (газ, таз)
ГИТАРА (тара, тигр, тир)
4)Проверка.
-Какие слова вы составили? Прочитайте.
Дифференциация заданий.
Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
Умение работать в парах,
договариваться. Умение учитывать позицию партнёра
7
Включение в систему знаний и повторение (10-12 мин)
Цель: применение нового знания, формирование навыка чтения
Самостоятельное чтение с выбором задания
1). Самостоятельное чтение по азбуке.
1группа – чтение слов и предложений (с.123)
2группа – чтение текста (с.122)
Проверка самостоятельного чтения.
Чтение вслух загадок.
Чтение вслух рассказа "Подарки к празднику"
Формирование личностных, ком-
муникативных, познавательных УУД.
ЛичностныеУУД:
Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
Познавательные УУД:организация саморазвития познавательных процессов.
8
Рефлексия деятельности (2-3 мин)
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
Проверьте себя.
Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока
-Мне удалось...
-Я могу похвалить...
-Я недостаточно...
-Я старался...
Оценивают работу, высказывают своё мнение
- Наш урок подходит к концу.
- С какими звуками и буквами познакомились?
-Что узнали о букве г?
-За что можете себя похвалить?
-Над чем ещё надо поработать?
-Достигли ли цели?
- Спасибо за урок! Урок окончен!
Регулятивные УУД:
Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.
Личностные УУД
Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок
·