КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ «Звуки [п], [п]. Буква П, п».
Урок чтения в период обучения грамоте
Класс: 1
УМК: «Гармония»
Тема урока: «Звуки [п], [п']. Буква П, п».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: познакомить с новыми звуками и буквами.
Задачи:
Познакомиться со звуками [п], [п'];
Научиться обозначать звуки [п], [п'] буквами;
Научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Актуализация изученных знаний.
-С радостью утром мы в школу бежим,
Новое в школе открыть мы хотим!
-Ребята, у нас с вами урок чтения, и я вам желаю на уроке успехов.
-Илья, попробуй превратиться в ученого и рассказать по схеме, что мы знаем о звуках речи. Но компьютерный вирус съел значки и тебе необходимо восстановить схему. (Илья берет шапочку ученого и восстанавливает схему «Звуки речи»).
-Настя и Егор, распределите буквы на группы (На доске карточки на магнитах
с изученными буквами).
-Начнем урок с умной разминки. Главное условие: отвечаем полным ответом.
Речь бывает… (Устная и письменная).
Речь состоит… (Из предложений).
Предложения состоят… (Из слов).
Слова состоят … (Из звуков).
Что мы знаем о звуках речи? Илья, готов? Слушаем тебя. (Ответ Ильи).
-Ребята, оцените ответ Ильи. Что пожелаете?
На письме звуки… (обозначаются буквами).
Что мы знаем о буквах? Настя, Егор, готовы? Скажите, по какому признаку вы распределяли буквы? Слушаем вас. (Ответ Насти и Егора).
- Ребята, оцените ответ одноклассников. Что пожелаете? (Ничего. Значит все правильно).
-Ребята, а как вы думаете, мы все звуки речи изучили? А буквы?
-А мы должны продолжить изучение новых звуков и букв?
-Зачем? Для чего?
Постановка цели и задачи урока.
Включаем проектор.
-На экране изображение предметов.
Назовите предметы. (Повар, кошка, коза).
Исключите одно слово по самостоятельно выбранному признаку. (Повар, так как слово начинается со звука [п], а остальные слова со звука [к], или повар, так как оканчивается на согласный звук, а остальные слова на гласный звук).
-На экране изображение предметов.
Назовите предметы. (Пилот, машина, малина).
Исключите одно слово по самостоятельно выбранному признаку. (Пилот, так как слово начинается со звука [п'], а остальные слова со звука [м], или пилот, так как в нем 2 слога, а в остальных словах по 3 слога, или пилот, так как оканчивается на согласный звук, а остальные слова на гласный звук).
-Произнесем слова, которые мы исключили: повар-пилот.
-Произнесем первые звуки: [п], [п'].
-Дайте характеристику звуков. (Ответ).
-Почему ответы разные? (С этими звуками мы не знакомы).
-Какую цель ставим на урок? (познакомиться со звуками [п], [п'], научиться обозначать их буквами и читать слоги, слова, предложения с новой буквой).
-Попробуйте сформулировать тему урока: о чем будем говорить? (Сегодня мы будем говорить о звуках [п], [п']).
Выключаем проектор.
Физкультминутка «Хомка»
Открытие нового знания.
-Давайте начнем исследовать.
-А как вы думаете, с чего мы начнем наше исследование? (предположения ребят).
Откройте тетради, возьмите простой карандаш. Две клеточки отступите вниз и поставьте точку. Глазки на меня и слушаем задание:
-Нужно составить звуковые модели слов повар и пилот.
Первая модель будет для какого слова? (повар).
А вторая? (пилот).
-Разделите на слоги. Поставьте ударение, впишите изученные буквы для обозначения звуков. (У доски работают 2 пары. Вспомните правила работы в парах).
-Пары готовы? Проверьте друг у друга.)
Слушаем звуковой анализ слова повар (Отвечает первая пара).
Кто согласен?
Проверим слово пилот (Отвечает вторая пара).
Кто согласен?
-Произнесем хором первые звуки [п], [п'].
-Дайте характеристику звука [п] –согласный, глухой, твердый.
-Дайте характеристику звука [п']] –согласный, глухой, мягкий.
-А как вы поняли, что он глухой? (Ответ ребят).
Губки сжались крепко-крепко!
Словно сжала губы скрепка.
Как же звуку здесь пройти?
Ведь преграда на пути!
Звук прорвался сквозь преграду
И достался нам в награду.
Мы его произнесли [п], [п'].
Но без голоса, увы!
[п - п']- глухой, взрывной согласный, любит быть он рядом с гласным.
-Какую мы с вами задачу сейчас решили? Что мы узнали? (Мы исследовали два новых звука и узнали, какие они).
-А какие? ([п] –согласный, глухой, твердый, [п'] –согласный, глухой, мягкий).
Игра «Мягкий – твердый»
Условие игры: если я называю слово, в котором встречается звук ([п] - встают мальчики, а если я называю слова, в которых произносится звук [п'] – встают девочки.
Палка, песня, полка, пила, баран, спорт, апельсин, выпуск, капель, белка, папирус.
(Все встали, потянулись вверх, вдох, на носочки, еще раз. Тихо сели.)
-Посмотрите на звуковые модели. Почему мы не все проставили буквы? ( Потому что мы не знаем).
-А что мы не знаем? (Какая буква обозначает звук [п] и звук [п']).
-Верно, для обозначения новых звуков нужна новая буква.
-Ребята, а может вы сами с этой трудностью справитесь и в Буквограде отыщите букву, которая обозначает звуки [п], [п']?
-Посмотрите к нам пришла новая буква. Хором ее назовем [пэ].
-А почему к нам пришли 2 буквы? (Ответ).
-На что похожа буква Пп? (Ответы).
-Итак, какой буквой обозначаются звуки [п], [п']? (ответ).
Под значками звуков впишите букву п.
- В каких еще словах встречается буква п, нам расскажет Сова.
Включаем проектор.
Видео «Уроки тетушки Совы»
Чему научила Сова? Какие запомнили слова?
Выключаем проектор.
Какую мы с вами задачу сейчас решили? Что мы узнали? (Узнали, что звуки [п], [п'] обозначаются буквой п).
Закрепление.
- А чему мы дальше будем учиться? (Мы будем учиться читать слоги, слова, в которых встречается буква п)
Чтение слоговых столбцов вслух последовательно.
Прочитать только те слоги, где есть звук [п],
Прочитать только те слоги, где есть звук [п'].
Найдите среди слогов те, которые являются словами.
Дополните слоги до слов.
Откроем буквари по закладке и перевернем страничку.
Стр. 98. Найдите столбики слов.
Читаем хором по столбикам.
Читаем за диктором.
Читаем по цепочке.
Прочитайте слово, в котором есть звук [п'].
Прочитайте слова 2столбика. Что они обозначают? Назовите букву безударного гласного.
Прочитайте слова 3 столбика? Почему они написаны с большой буквы?
-Какую задачу мы с вами решали? (Мы учились читать слоги и слова с новой буквой)
Рефлексия.
-Что нового узнали? (Мы узнали, что буква п обозначает твердый и мягкий звуки [п], [п'] и эти звуки всегда глухие).
-Куда мы поселим букву п? Прочитайте ряд букв ( к, с…).
-Чему научились? (Мы научились читать слова с буквой п).
-Где новые знания вам пригодятся?
-Давайте оценим, насколько активны вы были на уроке. (По рядам выходят к доске и работают с лестницей успехов).
-Таня, кого ты сегодня хочешь похвалить? А Егор?
-Вы большие молодцы похлопайте себе!
-Урок окончен.