Открытый урок на тему Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных по значению.
Дата 05 .10 .2015 .
Группа 3.
Урок-встреча
Тема: Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных по значению.
Лексическая тема: Жизнь замечательных людей.
Цели урока:
Научная: Объяснить и систематизировать знания учащихся по теме .развитие практических навыков употребления прилагательных в устной и письменной речи, обобщить знания учащихся о существительном.
Развивающая: Научить учащихся собирать материал о жизни замечательных людей, формировать умение работать с дополнительным материалом и самостоятельно подбирать материал к выступлению.
Воспитательная: Вызвать интерес к русскому языку, умение слушать друг друга.
Оборудование: учебник, рисунки, картинки, слайды на интерактивной доске, таблицы, тесты.
Тип урока: комбинированный, билингвал.
Ход урока:
Организационный момент. 3 мин.
Приветствие. Рапорт дежурного.
Вступительное слово учителя
Знакомство с целью и задачами урока.
Сегодня мы с вами будем путешествовать, узнаем о жизни замечательных людей, поговорим об имени прилагательном и их разрядах, обобщим знания об имени существительном.
Опрос.10 мин.
А теперь проверим ваши знания по пройденному материалу
Слайд 1.
-Что изучает морфология?
-На какие группы делятся части речи?
-Какие части речи являются самостоятельными?
-Что такое имя существительное?
-Назовите постоянные признаки имени существительного?
-Как изменяются имена существительные?
-Сколько падежей в русском языке?
-Существительные, какого рода относятся к первому склонению?
-Существительные, какого рода относятся ко второму склонению?
-Существительные, какого рода относятся к третьему склонению?
III.Объяснение новой темы. 10 мин
рис 1. рис.2
36195024765279781024765
Учитель:
Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые. Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: «Какова трава, снег, ночь?»
И он ответит: «Трава зелёная, ночь тёмная, снег белый».а всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает Тёмно-голубой, синий, серебристый на закате, даже красный, а по форме - пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный свежий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.
Сегодня мы вновь встречаемся с именами прилагательными и их разрядами.
Что такое имя прилагательное?
Как они изменяются? Какие разряды имеют имена прилагательные?
Слайд 2.
172593013906500 -ый человек
172593012509500172593012509500Это замечательн… -ое открытие
-ая машина
173355014922500 люди
173355013525500173355013525500Это замечательные открытия
машины
Все имена прилагательные обозначают не процессуальный признак предмета, то есть признак предмета не по действию. И тремя способами мы можем отличить прилагательное из ряду ему подобных.
Слайд 3. Учащиеся работают с учителем, используя таблицу.
Во-первых, предмет можно увидеть или потрогать, или пробовать на вкус, или понюхать, или же подумать о нём – и так установить, какой он. При этом мы используем свои органы чувств и совершаем некоторые мысли: опустили руку в воду: вода тёплая, холодная; Попробовали блюдо: сладкое, кислое, солёное; посмотрели – ах, какое синее небо; а вон идёт – воспитанный добрый человек.
Эти признаки называют качество предмета, поэтому они называются качественными. Качественные прилагательные носят субъективный временный характер. Например, после просмотра фильма, вы скажете, фильм замечательный, хороший, плохой. Если утёнок гадкий, это не значит, что он всегда будет таким. Однажды он станет белоснежным лебедем. И поэтому возникает возможность сравнивать признак. Качественные прилагательные, таким образом, имеют степени сравнения и краткую форму. Не все качественные прилагательные имеют степени сравнения: мёртвый, голый, лысый. Качественные прилагательные могут быть производными и непроизводными.
Во - вторых, предметы в нашем мире не существуют изолированно друг от друга. Между ними есть определённая связь. Есть какие – то дружеские, любовные отношения. И ещё предмет может быть связан не только с другими предметами, но и с действиями, и признаками.
Если фигурка вылеплена из глины, мы говорим – глиняная фигура (отношение между фигурой и глиной) Что это такое? (Предмет и предмет). Если машина предназначена, для того чтобы стирать бельё – стиральная машина. (Предмет и действие). Если день, о котором идёт речь был вчера – вчерашний день.(Отношение: предмет и признак).
Такие прилагательные мы называем относительными.
В-третьих, предмет может принадлежать, какому- либо лицу или являться частью другого предмета.
Бабушкина песня, отцов автомобиль – принадлежность.
Мамина рука, лисий хвост – часть другого предмета.
Такие прилагательные называются притяжательными.
Притяжательные и относительные прилагательные обозначают объективный и постоянный признак. Бумажная салфетка- для всех бумажная, лисий хвост- для всех лисий.
Притяжательные относительные прилагательные всегда производные.
Закрепление темы. 20 мин.
Работа с учебником. Стр78.Упр114.Прочитайте текст. Просмотр картинок.
Где родился Архимед?
Кто такой Архимед?
Чем интересовался Архимед?
Где он продолжил учиться?
Укажите имена прилагательные вместе с существительными. Найдите в тексте имена собственные.
Выполнение. Упр.116. (а)
Мужской род ед. число. Женский род Средний род
Крупный ученый
Современный мир Великий математик
Замечательный день Особенный человек Крупная фирма
Современная жизнь
Великая сила Замечательная дата Особенная сила Крупное открытие
Современное общество
Великое дело Замечательное событие
Вывод: О чём был наш урок? Об имени прилагательных и их разрядах. Услышали интересные факты из жизни Архимеда, Фидия, об острове Сицилии
Задание на дом. 2 мин.
Закончить Упр. 116. (б)
Комментирование оценок.
Преподаватель: Бердалиева Д. К.