Конспект урока по русскому языку на тему Разряды имен прилагательных по значению (6 класс)


ГБОУ СОШ № 134 Санкт-Петербург
План урока русского языка в 6 классе
РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Выполнила учитель русского языка
Орлова Татьяна Васильевна
Цели деятельности учителя Формировать представление учащихся о разрядах имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных по опознавательным признакам; развивать умение учащихся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; развивать коммуникативные способности учащихся; воспитывать положительное отношение к процессу познания;
интерес к родному языку
Тип урока Открытие нового знания с применением технологии деятельностного метода
Планируемыеобразовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по разрядам.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства; анализировать и оценивать собственную работу, уметь сотрудничать в группе;
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей, выражать положительное , осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.
методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные (цифровые) ресурсы 1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.
2. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.
3. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2012. – (Книга для учителя).
4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова и др.. – М. : Дрофа, 2012.
5. Пименова, С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / С. Н. Пименова. – М. : Дрофа, 2012.
6. Поурочное планирование : к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5–9 кл. / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.
7. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.
8. Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день. Универсальная тетрадь / Т. Ю. Угроватова. – Калининград, 1994.
Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
Оборудование Экран, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстра-
ционный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия и термины Разряды прилагательных по значению: относительные, качественные, притяжательные
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формыоргани-
зации совзаимодей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Контроль результатов учебной деятельности
1 2 3 4 5 6 7
1. Мотивация (самоопределение) к учеб-
ной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала – Послушайте стихотворение:
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить! (О. Головко)
- О какой части речи говорится в стихотворении?
 
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем; размещают учеб-
ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Листы обратной связи
2. Актуализация и проб-
ное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение и проговаривание скороговорок – Проверка домашнего задания.
– Вставьте пропущенные слова.
Имя прилагательное – это ________________________, которая обозначает ____________________, отвечает на вопросы _____________, в предложении является ________________.
- Практическое задание. Вставьте пропущенные слова в пословицы.
(?) слово, что весенний день. (ласково)
(?) корове бог рог не дает.( бодливой)
(?) старушки, (?) краюшки. (старые, мягкие)
Вспоминают материал домашнего задания из учебника «Теория»
Восстанавливают пропущенные в пословицах имена прилагательные.
Групповая Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения Устные ответы
3. Выяв-
ление места и причины затруднения Беседа, ответы на вопросы,
обсуждение результатов предыдущего этапа. Языковая разминка для выявления затруднений:
Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого яра.
1.Лексическая работа. Значение слова яр. (подготовленный ученик)
2. Выписать имена прилагательные с именами существительными, определить их морфологические признаки.
3.. Выполнить морфемный разбор слова сохранилась.
Прилагательные изменяются:
- по числам: единственное (радост-ный), множественное(радостные)
- по родам: м.р. (новый), ж.р. (новая), с.р. (новое).
- по падежам: д.п. (по широкой реке), п.п.(в широкой реке) и т.д.
Род число и падеж имени прилагательного зависит от существительного, с которым оно связано.
Обдумывают ответы на вопросы; восп-
ринимают на слух
информацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Фронтальная. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Листы обратной связи.
Физкультминутка Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть Выполняют элементарные физические упражнения Фронтальная Личностные: проявляют заботу о своем физическом и психическом благополучии и работоспособности на уроке Выполнение упражнений
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Беседа о значении прилагательных.
Выполнение Создание проблемной ситуации.
– Разделите имена прилагательные на 3 группы.
Быстрый, сухой, зеленый, маленький, умный, плохой, грустный,
кирпичная стена, деревянная мебель, вечерний чай, спортивный зал, килограммовая посылка, медвежий след, мамино платье, лисий хвост.
Сверяют работы.
- По какому признаку вы распределили прилагательные? И почему?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Записать на доске и в тетрадях.
- Можем ли мы уже
сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?
Вывод:
Прилагательные, способные проявляться в большей или меньшей степени – качественные прилагательные. Каждое качественное прилагательное имеет свою противоположность (антоним), т.е. может сравниться с другим. По величине может быть больше или меньше, по возрасту – старше или моложе, по весу – легче или тяжелее, по виду – красивее или безобразнее, по характеру – умнее или глупее, по цвету – ярче или бледнее. Именно эти признаки, умеющие сравниваться, объединились в группу качественных прилагательных. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения; выполняют Групповая Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать Вопросы для уточнения информации
обучающих упражнений на основе текстов учебника, книг для внеклассного чтения. Обсуждение результатов Прилагательные, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени, называются относительными. Они обозначают
материал, из которого сделан предмет, или указывают на признак предмета по месту: ленинградская улица, или по времени: утренний кофе, или по назначению предмета: детская площадка.
Вопрос: чем же отличаются качественные прилагательные от относительных?
- Только тем, что одни могут друг перед другом хвастаться и меряться силами, а другие не могут.
А прилагательные, обозначающие признак предмета по его принадлежности кому-нибудь, называются притяжательными.
Подсказка.
- Качественные – больше или меньше чего-то.
- Относительные – из чего-то.
- Притяжательные – чьи-то.
упражнение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
имеющиеся.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания 5. твор-
ческая практическая деятель-
ность по реа-
лизации построенного проекта Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах Создать условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.
– Наша работа будет продолжена в группах. Вам предстоит раскрыть сущность новых понятий, усвоить новые способы учебной и умственной деятельности.
Внимательно прочитайте материалы в «Теории»
– Заполните таблицу по разрядам.
Заячий характер, голубой свет, деревянный стол, каменный предмет, великолепный танец, вчерашний выпуск, медвежья берлога, волчий аппетит, грустный ребенок, опасное приключение, птичья кормушка, золотое кольцо, теплый вечер, ненастная погода, чистое небо, любимый герой, талантливый артист, звонкий голос, зимнее утро, свежий хлеб.
Качественные Относительные Притяжательные
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями; заполняют таблицы, используя материал проверяют их; оценивают работу по критериям:
«5» – 0 ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2 ошибки,
«2» – 3 и более Индивидуальная, групповая Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: строят небольшие монологические
высказывания, осуществляют
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Устные ответы, письменная работа
6. Первичное закрепление
с ком-
ментированием во внешней речи.
Самостоятельная работа - Обобщение и систематиза-
ция знаний, формирование рациональных способов применения их на практике контролирует правильность приемов работы с книгой, подводит к выводам о том, как определить разряд прилагательного по значению.
Выполнение упражнений в парах.
Первичное закрепление: устная работа.
1 вариант – назвать существительное
2 вариант – подобрать к нему притяжательное прилагательное
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; Индивидуальная, групповая Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее Устные ответы, выполнение уп-
ражнений, оценивание
учащихся
с самопроверкой по эталону От каждой группы выступает докладчик; принимают-ся дополне-ния, отвеча-ющим уче-никам зада-ются вопро-сы в материалах учебников, рабочих тетра-дей.
Регулятивные: осознают прави-ло Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах 7. Включение в систему знаний и повторение Обобщение и систематизация знаний, применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений Контролирует правильность работы детей. В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися Выполняют упражнения, отвечают на вопросы Индивидуальная, групповая Личностные: новая деятельность
Познавательные: решение учебных задач Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
8. Рефлексия учебной деятель-ностиЗаключительная беседа по вопросам – Вспомните цели нашей деятельности на уроке. Достигли ли мы их?
– Что понравилось на уроке?
– Кто был самым активным? А самым грамотным?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Оценивают результаты работы на уроке; отвечают на вопросы;
определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений Фронтальная Личностные: приобретают умение мотивированно организовывать свою образовательную деятельность; стремятся к новым знаниям и умениям.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Вопросы для уточ-
нения информации; листы обратной связи