Программа курса Русский исторический костюм в куклах


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Поурочное планирование: 6 класс . Программа курса «Русский исторический костюм в куклах» образовательной области «Технология» Разработчик: Балакина Светлана Владимировна, учитель технологии У рок № 1. Вводное занятие Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология», научить учащихся соблюдать правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования; воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккура тности в работе. Оборудование: плакаты по технике безопасности, инструкции, рабочая тетрадь учащихся, журнал по технике безопасности. Ход урока I. Организация урока . Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Изучение общих правил техники безо пасности в кабинете «Технология», санитарно - гигиенических требований. Учитель знакомит учащихся с местами в кабинете, требующих особой осторожности. Учитель. Вам придется иметь дело с режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с п орезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знани е правил обращения с инструментами и приспособлениями – обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности. Правила по технике безопасности подразделяются на общие, относя щиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ. 2 Общие правила техники безопасности (учащиеся записывают в рабочую тетрадь) 1. Приходи на урок за 5 минут до звонка. 2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя. 3. Надень специальную одеж ду 4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя. 5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 6. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены. 7. Употребляй инструмент только по назначению 8. Не работай с неисправными и тупыми инструментами. 9. При работе держи инструмент так, как показал учитель. 10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и об орудование в беспорядке. 11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. 13. Не разговаривай во время работы. 14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами. 15. Во время перемены нео бходимо выходить из кабинета. 16. По окончании работы убери своё рабочее место. Физкультминутка III. Закрепление и зученного материала. 1. Беседа с учащимися по общей технике безопасности , с последующей росписью учащихся в журнале по технике безопасности. 2. Воп росы к беседе: Можно ли утверждать, что труд – это могущественное средство для развития физических и духовных сил человека? С какими проблемами личной безопасности, охраны труда сталкивается человек в процессе трудовой деятельности? Ка к вы лично относитесь к этим проблемам? Насколько они серьёзны для вас? Допускали ли вы нарушения правил безопасности и поведения в кабинете «Технология « в 5 классе? Какими были последствия пренебрежительного отношения к требованиям охраны труда с вашей стороны или со стороны ваших знакомых? Что значит бережное отношение к оборудованию, инструменту, материалам? 3 Как будете выполнять требование экономного расходования материалов? ( Это достигается за счёт снижения материалоёмкости изделий, оптимального подбора и разметки детал ей, максимального использования отходов.) К чему может привести несоблюдение технологической дисциплины? (К потере рабочего времени, отрицательно сказывается на качестве выполнения работы, к травмам.) Можно ли во время урока покидать своё рабочее место? П очему? IV. Итог урока. Учитель. Подсчитайте, сколько денежных средств потребуется на приобретение всего оборудования, имеющегося в кабинете технологии. (Ответы обучающихся.) Сумма выходит немалая, а ведь нужны ещё затраты на ремонт этого оборудования, ег о усовершенствование. Как продлить срок службы инструментов, швейных машин? Чему научат вас уроки технологии в 6 классе? Где и когда пригодятся вам знания и умения, которые вы приобретаете на уроках технологии? Появились ли у вас какие - то идеи и желания по выбору творческого проекта ? Я хочу пожелать вам удачи в приобретении жизненно важных умений. Наш урок закончен. Урок № 2 . Определение темы проекта Цели: ознакомить обучающихся с понятием «потребность», особенностями проектирования в 6 классе . 4 Демонстрационный материал: творческие проекты учащихся. Ход урока I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Особенности проектирования. Формулирование общей темы проекта. Учитель знакомит обучающихся с особенностями про ектирования в 6 классе . Демонстрирует творческие проекты прошлых лет. Рассказывает об особенностях проектной деятельности. Формулирует общую тему проекта в текущем учебном году, с учётом темы года. Учитель. Разделитесь на пары и тройки для выполнения твор ческого проекта. (Найдутся учащиеся, которые будут выполнять проект индивидуально, но необходимо учитывать то, что весь объём работ ему придется выполнять самому) . Рассмотрите учебники истории и литературы и «Истоки» , а также уже существующие проекты и п опробуйте найти персонаж или историческую личность, которая вам интересна . Обоснуйте свой выбор . III. Работа в парах и тройках . Выбор конкретной темы . Учащиеся самостоятельно работают в парах. Обсуждают все возможные варианты, выдвигают предложения, совет уются с учителем. Делают выбор и обосновывают его. Формулируют тему своего проекта в рамках предложенной общей темы, пишут обоснование темы выбранного проекта. IV. Итог урока. Учитель. Вы выбрали темы для своих проектов. В следующий раз каждая группа п одберет источники информации и иллюстрации по выбранной теме (книги, журналы, справочники и т.п.) Наш урок закончен. Домашнее задание: подобрать источники информации и иллюстрации по выбранной теме Урок № 3. Назначение и виды одежды. Анализ источник ов информации. 5 Цели: познакомить учащихся с назначением и видами одежды, сформировать навыки работы с первоисточниками и текстами и умения анализировать полученную информацию Демонстрационный материал: Презентация «История русского костюма», журналы и спр авочники, имеющиеся у учителя Ход урока I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. II . Назначение и виды одежды. Учитель. Современное слово «одежда» является заимствованием из церковно - славянского языка и обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело. Вся оде жда подразделяется на виды, т. е. функции, которым она соответствует. Например, никто не наденет на работу домашний халат, а на пляж — вечерний костюм. Повседневную одежду шьют из самых разнообразных тканей как по фактуре, так и по расцветке. Это должны б ыть удобные и ноские вещи, т. к. в них чело век проводит большую часть своего времени. К ней относятся майки, футболки, юбки, шорты, брюки, блузки, кофты, костюмы, джемпера, свитера, куртки, пальто, шубы и т.д. Повседневная включает в себя одежду для рабо ты и отдыха, домашнюю одежду. В русском народном и историческом костюме существует большое количество видов одежды, которые не встречаются в современном мире и их названия утрачены и не используются. Показ п резентаций №1 . Народный костюм и №2 История русского костюма. II I . Работа в парах и тройках. Выбор модели куклы из множества вариантов . Работа с источниками информации. Определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов . Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящег о решения (модели), проработка оптимальной идеи. В процессе работы даёт индивидуальные консультации. Выбор комплекта одежды для куклы. Заполнение приложения №11 . Комплект одежды для куклы. 6 IV. Итог урока. Какие виды одежды вы выбрали для своей куклы? Напишите названия предметов одежды. Домашнее задание: определите точное название комплекта одежды вашей куклы при помощи информационных источников и Интернет - ресурсов , принести различные варианты иллюстраций выбранного персонажа куклы, бумагу для рисовани я, карандаши, ластик. Урок № 4 - 5 7 Практическая работа № 1. Выполнение набросков . Цели: познакомить учащихся с основными понятиями, научиться выполнять наброски и эскизы моделей человека. Демонстрационный материал: рисунки с изображени ем фигуры человека в историческом костюме, илл юстрации учащихся, приложение 1, приложение 16,иллюстрации к уроку №4. Оборудование: мультимедийное оборудование, бумага для рисования, карандаши, ластик Ход урока I. Организация урока . Приветствие. Проверка г отовности учащихся к уроку. II. Изучение нового материала. Учитель. Объяснение задания. Набросок – это неотделанный рисунок, предварительно намечающий важнейшие черты того, что должно быть нарисовано или что - нибудь в общих чертах намеченное, грубый рисунок , сделанный быстро, без особого старания. Необходимо сделать наброски и зарисовки идей. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок . Эскиз — это плоскостное изображение, воплощение на бумаге или картоне замыслов художника. В эскизе художник - модельер определяет характер, пластику линий, общее цветовое сост ояние, намечает конструкцию и назначение моделей одежды. — изображение на плоскости, созданное средствами графики . Учитель предлагает использоват ь для копирования силуэтов Приложение 1. II I . Работа в парах и тройках. Выполнение набросков Учащиеся работают в парах и тройках. Выполнение набросков ведется и индивидуально. Все варианты обсуждаются учащимися в парах. В процессе работы даёт индивидуал ьные консультации . IV. Итог урока . Учитель. Вы выполнили очень важный этап проекта. Дома поделитесь впечатлениями с родителями о проделанной работе. Посоветуйтесь и сделайте выбор на одном варианте модели. Домашнее задание: принести краски, бумагу для рисо вания, кисти, карандаш, ластик. Урок № 6 - 7 8 Практическая работа № 2. Выполнени е эскиза выбранной модели в цвете. Цели: ознакомить учащихся с особенностями выполнения эскиза модели куклы, научить учащихся выполнять эскиз модели куклы в цвете. Демонстр ационный материал : иллюстрации по теме , р исунки с изображением кукол, приложение 1, приложение 2. Оборудование: мультимедийное оборудование, листы для рисования А4, краски, карандаши, ластик, кисти. Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Прове рка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Повторение пройденного материала Устный опрос. С какими новыми понятиями вы познакомились на прошлом уроке? Что такое набросок, эскиз, рисунок? III. Работа в па рах. Выполнение эскиза модели куклы. Учащиеся работают в парах и тройках. Каждый учащийся выполняет свой эскиз. Все варианты обсуждаются учащимися в парах. В процессе работы даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Один из эскизов выбирает ся учащимися за основу. Домашнее задание: вложить полученные эскизы в папку с файлами. Урок № 8 9 Практическая работа № 3. Описание внешнего вида изделия. Цели: научить учащихся выполнять описание выбранной модели куклы, обобщая полученные знания. Обо рудование: эскиз модели куклы, тетрадь учащихся, форма для заполнения (приложение 4) Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с планом описания внешнего вида изделия. (Приложение 4 ) Учитель. Описание соде ржит следующие сведения об изделии : Название изделия описание художественного оформления и внешнего вида модели ( цветовая гамма для основных тканей, материал из которого изготов лена модель) Перечень названий изготавливаемых изделий ( с указанием сезонности, половозрастной характеристики) Название головного убор а Название обуви фурнитура и украшения дополнительные аксессуары III. Работа в парах. Описание модели изделия. Учитель раздаёт форму для заполнения. (Приложение 4) Учащиеся работают в парах и тройках – заполняют форму описания внешнего вида изделия. В процессе работы даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Учащиеся зачитывают полученные описания моделей. Учи тель делает необходимые комментарии, замечания и поправки. Домашнее задание: вложить полученное описание в папку с файлами. Урок № 9 . Выбор и обосно вание материала для изготовления изделия . Практическая работа № 4 . Перечень и характеристика используемы х материалов. 10 Цели: обобщить знания о текстильных материалах и их свойствах, развить аналитическое мышление, воспитать творческое отношение к делу, ответственность. Оборудование: проектные изделия, форма для заполнения (Приложение 5) Ход урока 1. I. Ор ганизация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами подбора материалов . Учитель. Одним из основных условий высококачественного изделия являетс я правильный и обоснованный выбор материалов, с учетом конструктивных особенностей изделия, применяемого метода изготовления и условий его эксплуатации. При выборе материалов необходимо учитывать, чтобы они по своим свойствам соответствовали назначению, виду и фасону проектируемых моделей. Большое значение при выборе тканей имеет их стоимость. Необходимо определить какие материалы потребуются для изготовления изделия. III. Работа в парах. Составление перечня используемых материалов и расчёт их стоимо сти. Учитель раздаёт форму для заполнения. ( Приложение 5 ) Учащиеся работают в парах и тройках – заполняют форму с перечнем всех материалов, используемых в проекте. В процессе работы даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Учащиеся рассчитыв ают стоимость материалов Домашнее задание: вложить полученный перечень в папку с файлами. Урок № 10 11 ЭтТпы выполнения творческого проектТ Цели: ознакомить учащихся с направлениями, последовательностью выполнения творческого проекта; учить выбирать тем у, руководствуясь актуальностью проблемы; поиску аргументированных решений; развивать умение выполнять логические операции по проектированию; воспитывать интерес к творческой деятельности. Оборудовани е: лучшие творческие проекты « Русский исторический костю м в куклах ». Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Изучение нового материала. Учитель. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Что же такое проектирование? Проектирование - это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни как домашней, так и производственной. Проект может б ыть выполнен в любой сфере деятельности: технической, экономической, социальной и т. д. Этапы выполнения проекта: 1) Организационно - подготовительный: выбор темы; разработка идей; обоснование выбора; подбор материалов для выполнения проекта; предварительны й расчет себестоимости. 2) Технологический: конструирование изделия; составление плана изготовления изделия; выбор оборудования; изготовление изделия. 3) Заключительный: оформление проекта; оценка проекта. Критерии оценки проекта. Учащиеся под руководством учителя изучают критерии оценки творческих проектов. Просмотр лучших творческих проектов. Учащиеся вместе с учителем просматривает лучшие творческие работы учащихся, обращая внимание на оформление проектов. Дать оценку проектам по пяти критериям. 12 Учитель раздаёт каждому учащемуся «Контрольный лист проекта» (приложение 10) III. Практическая работа № 5 . Составление «звездочки обдумывания». Работа в парах. Учитель . Надо в зять ручку и лист белой бумаги. В центре листа необходимо написать название изделия, а дальше по сторонам (как лучики солнца) описываются: 1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы. 2. Какие необходимые инструменты и оборудование. 3. Какова форма и размеры изделия. 4. В каком стиле оно изготовлено. 5. Будет ли оформлен ие изделия сочетаться с окружением из других предметов. 6. Основные этапы конструирования изделия. 7. Основные этапы технологии его изготовления. 8. Основные затраты на изготовление изделия. Такая запись решения взаимосвязанных вопр осов позволяет хорошо их обдумать, т.к. все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Например, возникает сложный вопрос с выбором материала изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходящихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к материалу конструкции данного изделия, можно подобрать более подходящий материал. IV. Итог урока. Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия. Учитель проверяет, уточняет, советует. Урок № 1 1 - 12 Практическая работа № 6. Разработка технологической карты изготовления изделия. 13 Практическая работа №7 . Составление технологической карты изготовления фиг урного каркаса куклы. Цели: научиться составлять технологическую карту изготовления куклы в русском историческом костюме. Оборудование: форма для заполнения (приложение 6, приложение 7) Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с новыми понятиями и последовательностью выполнения технологических операций. (Приложение 6 ) Учитель. Технологической картой называют документ, в котором записан весь процесс обработки деталей и изделий с указанием технологических операций, применяемых материалов, конструкторской документации, инструментов, технологического оборудования и оснастка. Поскольку обучающиеся в 6 классе не владеют навыками черче ния, то вместо графического изображения операции будет помещен рисунок или фотография. III. Работа в парах. Составление технологической карты изготовления куклы. Учитель раздаёт формы для заполнения ( п риложение 6 , приложение 7) Учащиеся работают в па ра х и тройках. IV. Итог урока. Учащиеся оформляют технологические карты . Домашнее задание: оформить технологические карты , в ложить полученный документ в папку с файлами, принести металлическую проволоку, маленькие плоскогубцы. Урок № 1 3 - 16. Выполнени е каркаса куклы. Практическая работа № 8 . Изготовление проволочного каркаса куклы. 14 Практическая работа № 9 . Изг отовление объёмной фигуры куклы и обтягивание фигуры куклы эластичным материалом. Цели: научить учащихся работать с металлической проволокой, ра звить конструкторские умения, воспитать внимательность и аккуратность Оборудование: плоскогубцы, проволока, синтепон или вата, катушка ниток, эластичный материал (тонкое трикотажное полотно) Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовн ости к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами безопасной работы с металлической проволокой и плоскогубцами. Учитель. Раздаёт схему проволочного каркаса (прил ожение 12 ). Показывает на примере как работать с м еталлической проволокой, технику выполнения объёмной фигуры куклы. III. Работа в парах. Составление технологической карты изготовления куклы. Учащиеся работают в парах. Учитель даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Учащиеся получают объёмную фигуру куклы. Домашнее задание: продолжить создание объёмной фигуры куклы , принести пластичны й материал. Урок № 17 - 20. Работа с пластичными материалами Практическая работа № 10 . Лепка головы и рук куклы из пластичных матер иалов. 15 Практическая работа № 11 . Обработка и отделка головы и рук куклы и соединение их с каркасом. Цели: научить учащихся работать с пластичными материалами, развить конструкторские умения, художественные способности, воспитать внимательность и аккуратно сть, взаимовыручку. Оборудование: глина или пластика, вода, деревянная палочка или карандаш. Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление у чащихся с правилами работы с глиной и пластикой. Техника лепки головы и рук. Учитель. Помогает учащимся создавать контуры лица, шеи из глины. III. Работа в парах. Лепка. Учащиеся работают в парах. Учитель даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Учащиеся помогают друг другу, выявляются лучшие способности к лепке. Домашнее задание: принести деревянную заготовку для изготовления подставки, линейку, карандаш. Урок № 21 . Практическая работа № 12 . Изготовление подставки и крепеж изделия. 16 Цел и: познакомить учащихся с техникой выполнения отверстий в древесине , развить конструкторские умения, воспитать внимательность и аккуратность . Оборудование: деревянная доска, линейка, карандаш, дрель, сверло или шило. Ход урока 1. I. Организация урока. П риветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами безопасной работы с электроинструментом. Учитель. Показывает учащимся технологию изготовления отверстий и помог ает в их выполнении. III. Работа в парах. Учащиеся работают в парах – делают разметку ( два отверстия на расстоянии около 3 - 4 см), устанавливают куклу на подставку. Учитель даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Учащиеся получают объёмную фигуру куклы. Домашнее задание: принести сантиметр, тетрадь, куклу Урок № 22. Комплект одежды куклы. Практическая работа № 13 . Снятие мерок. 17 Цели: ознакомить учащихся с основными мерками, которые необходимы для изготовлен ия плечевых и поясных и зделий, научить правилам снятия мерок, воспитать внимательность Оборудование: раздаточный материал, приложение 12, сантиметровая лента, образцы плечевых изделий, манекен или макет готовой куклы. Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка гот овности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Повторение изученного материала Какие мерки вам уже известны из 5 класса? Просмотр презентации № 4 III. Изучение нового материала. Учитель. Рассказывает о правилах снят ия мерок плечевых изделий. Демонстрирует на манекене или образце готовой куклы приёмы снятия мерок. IV. Учащиеся в парах снимают мерки с готового каркаса куклы и записывают в приложение 12. Учитель даёт индивидуальные консультации. Итог урока. Вопросы д ля самоанализа: Для чего вы производили измерения? Какие трудности возникли у вас при снятии мерок и как вы их преодолели? Уверены ли вы в правильности произведенных обмеров? Домашнее задание: принести миллиметровую бумагу, линейку, циркуль, цветные каран даши тетрадь, линейку закройщика. Урок № 23 - 24. Комплект одежды куклы. Цели: ознакомить учащихся с основными понятиями конструирования, названиями основных деталей одежды, воспитать внимательность и аккуратность 18 Оборудование: миллиметровая бумага, лин ейка цветные карандаши, линейка закройщика Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Изучение нового материала . Детали одежды. Деталь – это часть пло ского материала, полученная в результате членения для создания объёмной формы изделия. Деталь одежды - цельнокроеная (или состоящая из элементов) часть швейного изделия. Это могут быть перед (полочка), спинка, рукав, воротник, левая или правая половинка брюк, заднее или переднее полотнище юбки и т.п. Развертка деталей одежды – развернутая на плоскость поверхность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры человека, конструктивные прибавки к данным измерениям и технологические припуски. Ка ждая деталь одежды имеет технологическое наименование. Перед – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей. Полочка – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, имеющая разрез или застёжку от линии горловины до линии низа. Спинка - основная задняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей. Центральная часть переда или спинки – передняя или задняя деталь швейного изделия, составная центральная (средняя) часть переда (полочки) или спинки, расположенная между их боковыми частями. Бочок – боковая деталь швейного изделия, составная боковая часть переда (полочки) или спинки. Рукав – деталь швейного изделия, полностью или частично покрывающая руку. Может быть выкроен совместно или раздельно с полочкой и спинкой. Воротник – сдвоенная (верхняя и нижняя) или одинарная деталь швейного изделия, выкроенная из основных материалов, предназначенная для выражения художественной идеи модели, может выполнять теплозащитную функцию. По детали нижнего воротника выкраивают деталь верхнего воротника. 19 Половинка брюк, левая (или правая) – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая спереди или сзади левую (или правую) нижнюю часть туловища и ногу. Полотнище юбки – передняя (или зад няя) деталь поясного изделия, покрывающая переднюю (или заднюю) нижнюю часть туловища и ног. III. Работа в парах. Наименование деталей одежды. Практическая работа № 14 . Определение количества деталей одежды. Описа ть из каких деталей состоит каждое изд елие в комплект е одежды куклы (приложение 15) IV. Итог урока. Учащиеся записывают в тетрадь названия всех деталей каждого вида изделия. Домашнее задание: принести масштабную линейку, бумагу масштабно - координатную, цветные карандаши, циркуль. У рок № 25. Конструирование и моделирование деталей одежды. Цели: научить учащихся строить чертежи юбок, различать детали конструкций плечевых изделий, развивать логическое мышление и конструкторские умения. 20 Оборудование: масштабная линейка, бумага масш табно - координатная, цветные карандаши, циркуль, готовые конструкции Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Изучение нового материала Учитель. Для т ого, чтобы раскроить изделие на ткани, необходимо построить чертеж – выкройку на бумаге. Построение чертежей швейных изделий лучше выполнять на миллиметровой бумаге с использованием масштабной линейки. Конструирование одежды заключается в разработке че ртежей деталей изделия и изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива одежды. Моделирование — разработка или выбор фасона, который воплощается в эскизах и моделях одежды. Рассмотрим приложение 14. Мы будем пользоваться готовыми конструкциями деталей. Перед вами детали конструкций брюк, платья и юбки. Н еобходимо построить новые линии Д и , О т , О г , О б вашей куклы на го товой конструкции используя таблицу снятия мерок используя приложение 13 . Презентация № 3 Моделирование , презентация № 6 Конструирование и моделирование юбок. III. Работа в парах. Нанесение основных конструктивных линий на готовые конструкции деталей изделий на основе своих мерок. IV. Итог урока. Готовые конструкции деталей подготовлены к дальнейшему моделированию. Домашнее задание: при нести масштабную линейку, бумагу масштабно - координатную, цветные карандаши, циркуль, ножницы, клей. Урок № 26 - 27. Конструирование и моделирование деталей одежды. Цели: научить учащихся моделировать конструкции юбок, развивать логич еское мышление и конструкторские умения. 21 Оборудование: масштабная линейка, бумага масштабно - координатная, цветные карандаши, циркуль, готовые конструкции , ножницы, клей. Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Изучение нового материала Учитель. На прошлом уроке мы получили новые конструкции деталей. Необходимо вырезать полученные детали и приложить их к каркасу куклы. Сегодня мы будем моделировать д етали для получения новых конструкций, согласно выполненным эскизам. Также необходимо построить детали головных уборов и обуви. III. Работа в парах. Практическая работа № 15. Конструирование и моделирование новых деталей. Учащиеся работают в парах. К онструируют детали головных уборов и обуви. Учитель помогает в построении сложных конструкций и даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Каждая группа учащихся разработала новые детали одежды для своей куклы. Урок № 28 - 29. Изготовление выкроек. Цели: научить учащихся изготавливать выкройку деталей, различать детали конструкций плечевых изделий, развивать логическое мышление и конструкторские умения. Оборудование: чертежи деталей, линейка, карандаш, ножницы. Ход урока 22 1. I. Организа ция урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами изготовления выкроек. Понятие «припуска на свободу облегания» и «припуска на обработку». III. Рабо та в парах. Практическая работа № 16 . Изготовление выкроек. Учащиеся работают в парах. Подписывают все детали выкроек. Учитель даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Каждая группа учащихся имеет готовые выкройки для раскроя на ткани. Дома шнее зада ние: принести ткани для раскроя, булавки, ножницы. Урок № 30 . РТскрой детТлей. Цели: научить учащихся выполнять раскрой ткани, безопасной работе с режущими и колющими инструментами, развить навыки экономного расходования материала, вос питать эстетический в кус. Оборудование: готовые выкройки, ткань, другие материалы для раскроя, булавки, ножницы. Ход урока 1. I. Организация урока. 23 Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами безопасной работы. Правила раскроя. (Приложение 8 ) III. Работа в парах. Практическая работа № 17. Раскрой деталей. Учащиеся работают в парах. Работа распределяется между участниками проекта. Каждый учащийся выбир ает для себя вид изделия и работает только с ним. Учитель даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Учитель. Назовите, какие детали изделия вы выкроили. Учащиеся называют полученные детали. Домашнее задание: принести материалы для отделки деталей кроя. Урок № 31 - 34. Художественная отделка и обработка деталей костюма. Практическая работа № 18. Художественная отделка деталей костюма. Практическая работа № 19 . Обработка деталей костюма. Цели: познакомить учащихся с видами рукоделий, научи ть учащихся выполнять некоторые виды рукоделий, в зависимости от выбранного костюма, развить навыки экономного расходования материала, воспитать эстетический вкус. Оборудование: детали костюма, ткань, другие материалы для отделки: бисер, тесьма, ни тки мулине и др., булавки, ножницы. 24 Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами безопасной работы. Индивидуальный пок аз техники выполнения рукоделий. Учитель. Индивидуальная работа с каждой группой. III. Работа в парах. Учащиеся работают в парах. Работа распределяется между участниками проекта. Каждый учащийся выбирает для себя вид изделия и выполняет отделку и обраб отку деталей. Учитель даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Учащиеся выполнили всю работу по отделке деталей костюма и могут приступить к основной сборке деталей. Урок № 35 - 38. Сборка деталей изделий. Практическая работа № 20. Соединен ие деталей изделий. Цели: познакомить учащихся со способами соединения деталей одежды (вручную, при помощи швейной машины), научить учащихся выполнять некоторые виды ручных и машинных швов, выполнять примерку костюма, воспитать эстетический вкус. Обор удование: детали костюма, ткань, другие материалы для отделки, Ход урока 1. I. Организация урока. 25 Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами безопас ной работы. Соединительные швы. Учитель. Индивидуальная работа с каждой группой. III. Работа в парах. Учащиеся работают в парах. Работа распределяется между участниками проекта. Каждый учащийся выполняет обработку выбранного вида изделия. Выполняют влажно - тепловую обработку изделия. Учитель даёт индивидуальные консультации. IV. Итог урока. Учащиеся одевают куклу и взаимодействуют в парах по окончательной отд елке и сборке костюма, устанавливают куклу на подставке. Урок № 39 РТсчёт себестоим ости изделия. Цели: познакомить с понятием «себестоимость», развить умение вычислять затраты учебного труда, воспитать самостоятельность, ответственность, добросовестное отношение к делу. Оборудование: калькуляторы, тетрадь учащихся. Ход урока 1. I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с понятием «себестоимости» 26 Учитель. Себестоимость изделия – действительная стоимость, вложенная произво дителем в изготовление данного изделия. Это один из основных показателей хозяйственной деятельности, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В упрощенном виде себестоимость можно представить в виде формулы: С=МЗ + Р оп + А, Где С – себестоимость изделия; МЗ – материальные затраты на производство изделия; Р оп – расходы на оплату труда ; А – амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов (амортизация – это перенос стоимости основных фондов на внов ь созданный продукт). 1. Материальные затраты МЗ = Ц 1 +Ц 2 +Ц 3 , Ц 1 – цена, затраченная на приобретение необходимых материалов; Ц 2 – цена затрат на электроэнергию для освещения за время изготовления изделия; Ц 3 – цена затрат на электроэнергию за время выполнения изделия на швейной машине Для 6 класса величины Ц 2 и Ц 3 не рассчитываются. Ц 2 = 10 руб., Ц 3 = 5 руб. 2. Расходы на оплату труда Р оп = С Вычисления на заработную плату производят, учитывая разряд Оплата мастерицы 3 разряда Ц 3 = 50 руб \ час Оплата мастерица 2 разряда Ц 3 = 40 руб \ час Необходимо определить время Т, затраченное на изготовление изделия, если мастерица работала 22 дня по 2 часа в день. Т = 22 дня x 2 часа = 22 часа С = Ц 3 x Т = 50 x 22 = 1100 руб. Р оп = 110 0 руб. 3. Амортизационные отчисления 27 А о = 10 руб. ( плата за аренду помещения и коммунальные услуги равны нулю) III. Работа в парах. Практическая работа № 21 . Расчёт себестоимости изделия. Учащиеся работают в парах. Результаты подсчётов вкладываются в п апку. IV. Итог урока. ВЫВОД: На изготовление куклы затрачено ……… В магазине куклы ручной работы стоят значительно дороже. Из этого можно сделать вывод, что умение красиво шить, вышивать, создавать красивые образы и модели всегда дешевле, выгоднее, прак тичнее, они позволяют проявить все свои способности, фантазию и мастерство, а главное – доставлять радость творчества. Домашнее задание: принести фотографии изготовления проекта в электронном виде. Урок № 40 - 42. Основные возможности прогрТммы Micro soft Word . РТботТ с текстом. ПрТвилТ оформления пояснительной зТписки к проекту. Практическая работа № 22 . Создание основных документов пояснительной записки проекта. Цели: познакомить учащихся с основными возможностями программы Microsoft Word , научи ть создавать текстовые документы пояснительной записки, развить навыки оформления текстовых документов, воспитание бережного отношения к материальным ценностям. Оборудование: компьютер, тетрадь учащихся, проектные папки учащихся. Ход урока 28 1. I. Организа ция урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами безопасной работы и с основными возможностями программы Microsoft Word . Учитель показывает образец выполнения документов. III. Работа в парах. IV. Итог урока. Учащиеся оформляют пояснительную записку проекта. Урок № 43 – 44. Основные возможности программы Power Point . Вставка фотографий в слайды. Защита проекта. Практическая работа № 23 . Создание презентации Цели: познакомить учащихся с основными возможностями программы Power Point , научить создавать презентацию, развить навыки работы с объектами слайдов , воспитание эстетический вкус. Оборудование: компьютер, тетрадь учащихся, прое ктные папки учащихся. Ход урока 1. I. Организация урока. 29 Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проверить отсутствующих в классе. II . Ознакомление учащихся с правилами безопасной работы. Возможности программы Power Poin t . Учитель. Знакомит с программой Power Point и рассказывает, как готовиться к защите проекта (приложение 9) III. Работа в парах. Создание презентации. IV. Итог урока. Учащиеся просматривают презентации и проектные папки друг друга, делятся впечатл ениями и оценивают творческие проекты. Приложение 1 30 Приложение 2 31 Приложение 3 СЛОВАРЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ I . Из «Словаря русских говоров Приамурья»: 1. Анчуреи – меховая обувь без голенищ, с шитая из отдельных шкурок, снятых звериных лап. 2. Арамузы - высокие голенища из шкур, мягкой кожи, брезента, надеваемые поверх брюк; держатся на подтяжках (телегах), прикрепленные к поясу. « На колени арамузы надевали, это мужики раньше носили из кожи или бр езента. Охотник идет на охоту и одеет сверху ичигов и унтов арамизы. Как гамаши. Оне от щиколотки до бедра. Чтоб штаны чаще не рвать, шили арамизы, каак голенища, как штанина из кожи, с брезента ли. Арамизы надевают, чтобы ноги не мокрели от снега». 3. Аргунк а - переселенка из Забайкалья, жившая на реке Амур 32 4. Атласик – шелковый платок. 5. Бантовка – мужская рубашка с бантовыми складками по спине и спереди. «Бантовки – это рубахи таки с любого матерьяла, сзади и спереди». 6. Баска – женская блузка облегающей формы, с широким воланом от талии до линии бедер. «Баски носили: кофточки легки по талии, а книзу оборка, расширена книзу». 7. Башмак – высокий женский ботинок. 8. Бористый – имеющий много оборок, мелких складок. «Широки юбки были, длинные бористые». 9. Борочка – оборочка. 10. Борчатка - овчинная шуба со сборками по талии. «Борчатки готовы покупали, кто много овец имел, тот шил. Тут в талии, на борах, как Татьяночка. Шубы называли борчатки. Тулуп прямой, а это с борами». 11. Боры – сборки, мелкие складки на одежде, на легко й одежде. 12. Бродни - кожаные сапоги без каблуков, не пропускающие воду. «Из кожи сами делали, ичиги шили бродни. Что броднем назвать, что ичигом. С Коровиной кожи - бродщни, ичиги. Бродни носили: рубец сверху, голяшки длинные сверху». 13. Ватник – стеганные н а вате брюки. 14. Венец – свадебный убор невесты, прическа замужних женщин из кос, уложенных вокруг головы. 15. Верхница – верхняя одежда. 16. Верхонки - рукавицы, сшитые мехом наружу. «Верхонки шили из шкуры изюбра, сохатого, а шерсть сверху была». 17. Воротяшки - легк ая обувь, сшитая из шкуры мехом внутрь. «С козлинки сделают воротяшки, вывернут. Были у мужчин воротяшки, тоненой подошвой, как у голенищ. Они просто возьмут и сошьют их, а потом выворачивают наружу. Чирки воротяшками называли. Очень хорош о на покос воротяшки надеть. Воротяшки украшали: потбокам нитками белыми вышивали». 18. Вязенки - «...вязенки вязали, варежки. Надень вязенки, а то пальцы отморозишь...». 19. Головки – нижняя часть легкой обуви, покрывающая ступню. Легкая обувь без голен ищ, сшитая из кожи. 20. Гулами - мужское пальто особого покроя из шкуры дикой козы, которое обычно носили охотники. «Гулами до колен, красна шерсть. Косуля выленивает. Из ее шили гулами. Которы охотничали, все носили. Пуговки своедельски. Рыба есть шшука, с ее пуговки делали. Позвоночник такой большой, из них делали пуговицы. Весной носили. Воротника не было. Гулами носили только мужчины, только на охоту». 21. Гусарики - женские высокие ботинки с застежками на боку или спереди. «Раньше гусарики были с крючочками на низком каблучке. С пуговицами тоже были». 22. Джимы – женские хромовые сапожки с длинными голенищами. 23. Дрель – х/б ткань в рубчик, преимущественно черного или синего цвета. 24. Долгоны или дактоны – сшитые из шкуры мехом внутрь или стеганные теплые носки, чулки. « Шили доктоны под унты, как носки. Их шили из овчины. Из собачьей шкуры делали тоже. С козьих лапок шили их». 25. Дыроватки - меховые охотничьи рукавицы с разрезом для быстрого высвобождения руки при стрельбе. «Дыроватки - рукавицы длинные до л октя. Половинчаты дыроватки шили на охоту. Рукавицы козьи: на ладошке прорешка». 26. Ега – шуба из собачьей шкуры мехом наверх. 27. Запон – передник, фартук. 28. Ичижонки – кожаные сапоги без каблуков, не пропускающие воду. 29. Казачка – женская кофта в талию с буфами на плечах и узким рукавом. 30. Казачок – 1. короткий женский жакет в талию. «Фуфаечки такие были, называли кормушечки, казачки, приталены жакеточки». 2. (Черняево. Амурской обл. – длинное женское платье в талию, с узким рукавом. «Рукав грибом сделан, а дальше в обтяжку». 33 31. Катанки – валенки. 32. Козляки - короткая телогрейка, до колен из козьей шкуры, шерстью наружу, стеганные, когда шерсть облетала с козляка, его называли ергачом. Носили мужчины, женщины и дети. 33. Кос и нка – фата. «На голову обручальную косинку тюле ву надевали, а некоторые прическу делали». 34. Карпетки - тапочки, связанные из суровых ниток. «Карпетки свяжем, надошьем холстом, смолой подсмолят, чтобы крепче были, и ходишь везде». 35. Крипотки - меховые чулки или носки. «Крипотки - чулки козлины е делали, теплые надевали их в ологи, в ичиги. Крипотки носили, чулки из косули они теплые шибко. Запад лапти шил, а мы крипотки вязали. Суконны шили носочки». 36. Котики - легкая домашняя обувь до щиколоток, отороченная мехом. «Котики дома носили, это тапочк и, опушенные мехом». 37. Лопот и на – общее название одежды. «Раньше лопоть – то всю одежду называли». 38. Лохматый – ветхая, изорванная одежда. 39. Моршни - самодельные тапочки, обычно из сыромятной кожи, вырезанной по размерам ступни и стянутой шнурком у щиколоток. « Моршни шили на покос, делали с любой кожи: выкраивали по ноге и ножом прорезали дырочки, ремешки в них продевали с кожи. Впереди оне морщиночками, а пятка гладка. Моршни сморщатся когда их соберешь. Моршни, ичиги были, женщины их на покосе страдовали». 40. Нар оспуск – навыпуск. «Рубахи длинны были, мужики нароспуск носили. Кофты в обтяжку нароспуск носили». 41. Носорубы – обувь с длинным острым носком. 42. Обутки – самодельная рабочая обувь. 43. Орогда - меховая охотничья шапка, сшитая из шкуры, снятой целиком с головы дик ой косули. Сохраняются уши животного и прорези на месте глаз. «Косулю снимут с глазами, со всем - вот тебе и орогда. У мужчин шапки были - орогдами называли. С ушами наденет, как косуля». 44. Олочи – самодельная обвь с кожаной основой и с голенищами из грубой ткани. «К олочам пришивались хивари из тряпки. Олочи – мужская обувь. Оборочка на носу и веревочка. Олочи – зимние с голяшками, а без голяшек летние. Олочи: намет, подошва, стрелка. Оне вроде ичиг. В олочах - шептунах ходили женщины, а мужики в ичигах. В сапо гах если – богатый жених, а в олочах – бедный». 45. Половинчатый – сделанный из половинки кожи дикого зверя, обработанной с обеих сторон. 46. Половинки – 1. обувь, сшитая из выделанной с двух сторон кожи дикого зверя – половинки. «Половинки шили, олочки половинча ты, с сохатинки половинку делали. Раньше половинками называли и унты, если с двух сторон кожа. 2. Половинки – легоньки таки рукавицы. 47. Ремузы – с крепкой кожи шьют, чтоб штаны не рвались. Ремузы шили для охотников специально. Они не только меховые, они из к ожи выделанные. 48. Рубаха – переливаха – о поношенной, застиранной одежде. «Родители таки тупы были, не шили одеж. Одна рубаха - переливаха. 49. Становина – ночная женская сорочка. «Становину длиною сошьют, сейчас называет ее ночная рубашка». 50. Уваль - фата. «Я замуж выходила, венчалась в церкви, венок восковой, уваль, до полу, длинная. 51. Укутерник – полотенце, тряпка для рук, посуды. «Не полотенец называли, а укутерник, чем руки вытирали, посуду». 52. Фальшонко (файшонка ) - круженная косынка или шарф. 53. Фатка – фата. «Фат ка были длинные, красивые. А я без фатки выходила, убегом». 54. Хивари - голенища, пришиваемые к легкой самодельной обуви – олочам. «Хивари из тряпки или сукна пришивали, к олочам, как голенища». 55. Шабола - верхняя одежда, тряпье. «Шабалы всякой накидаешь на пол, и пусть спят гости». 56. Шитанки – самодельные стеганные женские теплые ботинки. «Шитанки сошьют по праздникам. Шитанки – это ботинки такие чтоб легоньки были. 34 57. Шубенки - меховые рукавицы. « Носили шубенки - рукавицы, счас носят шубенки - из овчины, внутри мех . Их нашьют с одним пальцем: вязаны, кожаны были тоже. Шубенки из козлячьей шерсти шили шерстью вниз, а собачины - шерстью вверх». II . Из историко - этнографического атласа «Русские»: 1. Бешмет – исключительно мужская одежда, в виде сюртука или поддевки на меху . 2. Бродни, бредни, бахилы – мягкие сапоги с пришивным высоким голенищем, с петлями и ремешками для подвязывания к ноге. 3. Гашник – вздержка, ремень, веревка, шнур, тесьма. 4. Душегрейка (коротена, бастрог, перо, полушубок) – укороченный косоклинный или прямой сарафан, на лямках 5. Епанча, емурлук – широкое длинное верхнее платье, надеваемое в ненастье сверх обыкновенного платья, безрукавный плащ, бурка. 6. Кубелек – распашное платье, сшитое в талию, из покупной ткани, носившееся поверх рубашки с широкими рукавами, к омплекс женской одежды с кубельком специфичен для казачек. 7. Кика – женский головной убор, имеющий лопатку или рог, торчащий вверх надо лбом. Состояла из обруча, незамкунутого сзади, сверху обшитого тканью 8. Коруна – богато украшенная корона под которую одева лся убрус. 9. Косоворотка – туникообразная рубашка с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди. 10. Косоклинный распашной сарафан – сарафан со швом спереди (клиник, кумачиник) 11. Кокошник – головной убор, передняя часть в виде гребня 12. Мурмолка – разновидн ость колпака, четырехугольная, низкой Фомы, верх суконный, основная часть из дорогой ткани. 13. Нагрудник – нагрудная женская одежда, прикрывала верхнюю часть корпуса – грудь и спину, до пояса. 14. Однорядка – верхняя широкая, долгополая одежда, без воротника, с д линными рукавами, с прорехами для рук, зад выше переда. 15. Опашень – верхняя одежда, покроем похожая на платно, от которого отличалась тем, что имела рукава длиннее и к запястью уже. 16. Охабень, или охобень – верхняя, длинная и широкая одежда, подобная однорядке , только с отложным воротником, спускавшимся от самой шеи до половины спины. 17. Папаха – головной мужской убор казаков. 18. Повойник – небольшая шапочка - сетка из тонкой ткани 19. Подол – холщовая юбка, большей частью на вздержке с тканым узором по нижнему краю 20. Понев а (панева) – несложная, часто не полностью сшитая набедренная одежда, юбка собранная на гашник. Шили из прямого полотнища, гксто собирая его на узком пояске. Синятки (однотонные синие), краснятки (красные с узором) по цвету ткани. «Добрые», «хожалые», «пос вятные», «последние» 21. Порты – неширокие штаны, с двумя трапециевидными вставками между калошами – штанинами. 22. Роспашница – верхняя женская одежда из легких тканей. Около ворота, на полах и по подолу роспашницы украшались кружевом, а в верхней части пуговицам и. 23. Рубашка – обычная рубашка шилась большей частью из четырех продольных полотнищ холста. Сшитую из цельных четырех полотнищ хранили как обрядовую для свадеб, похорон, для праздников. Верх рубашки из тонкого холста или покупной ткани, ни из грубого холста. 24. Сарафан – длинная женская одежда с рукавами и без рукавов 25. Сермяга – грубое сукно. 26. Сорочки, или рубашки – шились по общему русскому покрою, длиной до колен и ниже, с разрезанным напереди воротом; при надевании выпускались поверх портов и подпоясывались поя сом или ремнем. 35 27. Телогрея – женская одежда с длинными суживающимися рукавами покроем похожая на сарафан, на который и надевалась 28. Треух – русские женские шапки, с меховой опушкой и длинными жемчужными поднизями, имелись в зажиточных казачьих семьях. 29. Шушун, сукман – тип глухого косоклинного сарафана, сшитый большей частью из перегнутого на плечах полотнища, со вставленными по бокам слегка скошенными полотнищами или продольными клиньями. 30. Штаны – нижнее платье, надевавшееся поверх исподницы; были холодные, сте ганые, теплые, с меховым исподом. 31. Шуба – верхняя меховая одежда. 32. Чекмень – халатообразная одежда. 33. Юбка – сукня – под названием андарак из шерстяной домотканой материи, иногда однотонной, чаще с яркими разноцветными продольными полосами. Пр иложение 4 Описание внешнего вида изделия : Название изделия…………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………… …. описание художественного оформления и внешнего вида модели (цветовая гамма для основных тканей, материал, из которого изготовлена моде ль)……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… …………………………………………… Перечень названий изготавливаемых изделий……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… 36 … …………………………………………………………………………………… …………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………….(с указанием сезонности, половозрастной характеристики) головной убор………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………… обувь………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………. фурнитура и украшения…………………………………………………………………………… ……………………………………………………… ……………………………… ……………………………………………………………………………………… …………………………………………… дополнительные аксессуары………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………… Приложение 5 Перечень материалов для из готовления изделия …………………………………………………………………..…………………………. № Материал Количество Цена,р. Стоимость,р. 37 Итого Ц 1: Приложение 6 Технологическая карта на изготовление куклы в русском историческом костюме № детали № блока операций Описание блока операций Графическое изображение Инструменты и приспособления 1. 1 Изготовление ка ркаса куклы 2. 1 Изготовление головы куклы 38 3. 1 Изготовление рук куклы 2 Отделка головы и рук куклы 4. 1 Изготовление подставки 2 Крепеж изделия 5. 1 Конструирование и моделирование деталей одежды 2 Изгот овление выкроек 3 Раскрой деталей 39 4 Обработка и художественная отделка деталей 5 Сборка деталей 6 Окончательная отделка деталей Приложение 7 Технологическая карта на изготовление фигурного каркаса куклы № дета ли № операции Описание операции Графическое изображение Инструменты и приспособления 1. 1 Выбрать медную проволоку диаметром 2 мм длиной 100 мм 2 Сложить 40 проволоку пополам 3 Скрутить проволоку по схеме для получения каркаса 4 Обмо тать проволочный каркас синтепоном 5 Обтянуть фигуру куклы эластичным материалом 2. 1 Скатать голову - шар из пластичного материала диаметром 4 мм 2 Придать голове овальную форму, вылепить шею и лицо: нос, глаза, подбородок,уши 3 Сделать отверстие в шее 3. 1 Слепить руки, используя за основу проволочный каркас 3 Выполнить сушку деталей 2 и 3 41 4 Выполнить шлифовку детал ей 2 и 3 5 В ыполнить роспись деталей 2 и 3 6 Соединить голову с каркасом 4. 1 Выбрать подставку диаметром 100*100 мм или 150*150 мм 2 Выполнить разметку для отверстий 3 Просверлить отверстия диаметром 2 мм Дрель,сверло, 4 Установить проволочный каркас на подставке 42 Приложение 8 Правила при раскрое При раскрое изделий необходимо соблюдать следующие требования: 1. Подготовить ткань к раскрою: Определить лицевую и изнаночную стороны; Выявить дефекты ткани; Указать направление долевой нити; Определить направление рисунка; 43 Тщательн о отутюжить; Правильно сложить (лицевой стороной вовнутрь); Сколоть вдоль кромок. 2. Экономно разложить детали выкроек на ткани. 3. Детали выкройки разложить с учетом направления долевой нити, рисунка, припусков на швы и линии сгибов. 4. Детали выкройки обвести тон ко заточенным швейным мелком, мылом, чтобы линии обводки были не толще 0,1 см. 5. Припуски на обработку срезов деталей должны соответствовать припускам на деталях выкройки. 6. Выкроить детали точно по линиям припусков на швы. Приложение 9 ПЛАН ЗАЩИТЫ ТВОРЧЕС КОГО ПРОЕКТА. 1. Демонстрация изготовленных изделий. 2. Сообщение темы творческого проекта. 3. Цели и задачи творческого проекта. 4. Историческая справка (очень кратко). 5. Описание работы над изделием: o вид и количество материала, использованно го в изделии; o какие инструменты, материалы и приспособления были использованы при работе над изделием; o какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия; o последовательность технологической обработки. 6. Какие проблемы был и при работе. 7. Что нового узнали при работе над выбранной темой. 8. Что нового можно придумать, область применения. 9. Выводы. 44 ПЛАН ЗАЩИТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА. 1. Демонстрация изготовленных изделий. 2. Сообщение темы творческого проекта. 3. Це ли и задачи творческого проекта. 4. Историческая справка (очень кратко). 5. Описание работы над изделием: o вид и количество материала, использованного в изделии; o какие инструменты, материалы и приспособления были использованы при работе над изделием; o какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия; o последовательность технологической обработки. 6. Какие проблемы были при работе. 7. Что нового узнали при работе над выбранной темой. 8. Что нового можно при думать, область применения. 9. Выводы. Контрольный лист проекта Степень выполнения проекта Отчетная документация Норма времени Степень самостоятельности (высокая, средняя, низкая) Оценка Организационно исследовательский этап 1.Выбор и обоснование проекта эскизы, рисунки, 2. Анализ конструкции и выбор оптимальной чертежи, технологические карты 3. Разработка технологии изготовления 45 проекта Технологический этап (оценивается каждый урок) 1. Соблюдение требований культуры труда 2. Вып олнение трудовых операций Заключительный этап 1.Оформление проектной папки 2. Защита проекта Итоговая оценка за проект Приложение №11 Комплект одежды для куклы. ( работа в парах, учащиеся заполняют самостоятельно) Группа одежды Ви д изделия Рисунок Назначение , сезонность плечевая 46 поясная головной убор обувь Приложение №12 Снятие мерок Название мерки Условное обозначение Величина, см 47 Приложение 13 Готовые конструкции 48 49 Приложение 14 50 Приложение 15 Сводная таблица количества деталей Название изделия Наименование детали Количество деталей из основ ной ткани Количество деталей из подкладочной ткани 51 Приложение 16 52 53