Программа внеурочной деятельности для начальных классов по изобразительному искусству «АКВАРЕЛЬ»


Филиал МКОУ Новоспасской СОШ – Юнопионерская ООШ
Программа внеурочной деятельности
для начальных классов
по изобразительному искусству
«АКВАРЕЛЬ»


Составитель:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Пономарева И.В.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты. Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения для 1 – 3 классов, 2 час в неделю 34 часа за год.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Акварель» —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Акварель» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Акварель»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
Тема 1. «Знакомство с королевой кисточкой». Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.
Тема 2. «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
Тема 3. «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.
Тема 4. «Разноцветные шарики». Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
Тема 5«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.
Тема 6. «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.
Тема 7. «Живопись». Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
Тема 8. «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.
Тема 9. «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.
Тема 10. . Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала.. Восприятие художественных произведений.
Тема 11. . «Осень. Листопад». Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.
Тема 12. «Грустный дождик». Образ дождя. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.
Тема 13. «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.
Тема 14. «Ёлочка-красавица». Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.
Тема 15. «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.
Тема 16. «В гостях у Деда Мороза». Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
Тема 17. «Экскурсия в зимний парк». Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Тема 18. «Зимний лес». Характер деревьев.Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.
Тема 19. «Снежная птица зимы». Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.
Тема 20. «Дом снежной птицы». Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.
Тема 21. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.
Тема 22. «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
Тема 23. «Портрет». Знакомство с жанром портрета. Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.
Тема 24. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека.
Тема 25. «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.
Тема 26. «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.
Тема 27. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.
Тема 28. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.
Тема 29. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Тема 30. «Экскурсия в весенний парк».Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Тема 31. «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
Тема 32. «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа.
Тема 33 -34 «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения.
Учащиеся должны
Планировать :
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Сочетание холодных, теплых тонов.
Об узорах, орнаменте в полосе.
О сюжетной композиции.
О конструктивном, скульптурном способах лепки.
Научится:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.
Учебно – методическая литература
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.
5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.
6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.
Дата №
Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формируемые умения
 1.
2  «Знакомство с королевой Кисточкой».
Условия безопасной работы.
 Занятие-игра.  Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры.  Практическая работа.  Организация рабочего места.
 3
4  «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета.
Смешение красок. Занятие-сказка.  Рассказывание сказки о красках с практическим показом.  Практическая работа.  Смешение цветов.
 5.  «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.
 Интегрированное занятие.  Рассказ, сопровождаемый показом.  Слушание музыки и художественных произведений, практическая деятельность.  Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий
6. «Разноцветные шарики».Акварель. Интегрированное занятие. Показ и объяснение. Слушание музыки, определение геометрических фигур, работа с красками. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
7.
8
9 «Тепло – холодно». Знакомство с теплыми цветами.
«Тепло – холодно». Знакомство с холодными цветами.
«Тепло – холодно». Рисунок. Занятие – игра. Рассказ, сопровождаемый показом. Практическая работа. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.
10.
11.
12 «Белое и черное». Знакомство с белой краской.
«Белое и черное». Знакомство с черной краской.
«Белое и черное». Рисунок в этой технике. Занятие – сказка. Рассказ, сопровождаемый показом. Практическая работа. Знакомство со свойствами белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.
13. «Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. Занятие – игра. Рассказ, сопровождаемый показом. Беседа, практическая работа. Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
14. «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по «Третьяковской галерее». Беседа, показ. Рассматривание и обсуждение илл. материала. Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
15.
16. «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа
.«Пейзаж». Завершение работы. Занятие – игра. Беседа, показ. Рассматривание и обсуждение илл. материала.
Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.
17.
18 Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала.
«Экскурсия в осенний лес»
Дискуссия. Беседа о передаче
чувств через иллюстративный материал. Рассматривание и обсуждение илл. материала. Восприятие художественных произведений.
19.
20. «Осень. Листопад».
Деревья осенью. Практическое занятие. Показ- объяснение. Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.
21. «Грустный дождик». Образ дождя. Интегрированное занятие. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал Работа с ограниченной палитрой. Смешение цветов, передача настроения.
22. «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге.
Интегрированное занятие. Рассказ, объяснение, показ Рисование орнамента в круге Отработка приема: смешение цвета с белилами.
23.
24.
25. «Ёлочка-красавица».
Зимний лес.
Снеговик (рисунок). Интегрированное занятие. Развитие творческих способностей, фантазии. Творческая работа. Свободный выбор материала.
26.
27. « Снегурочка».
« Снегурочка». Завершение работы. Занятие-сказка. Беседа по иллюстрациям, работа с таблицами. Работа с ограниченной палитрой. Фигура человека в одежде. Холодные цвета.
28.
29. «В гостях у Деда Мороза». Рисунок.
«В гостях у Деда Мороза». Оформление рисунка. Занятие-сказка. Работа с таблицами. Показ новогодних открыток. Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
30. «Экскурсия в зимний парк» Экскурсия. Объяснение, показ, рассказ. Наблюдение, сравнение. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
31. «Зимний лес». Характер деревьев. Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Работа с ограниченной палитрой. Изобразительные свойства гуаши
32.
33. «Снежная птица зимы».
Снегири на ветке.
Творческое занятие. Развитие творческих способностей, фантазии. Рисование, используя холодную гамму цветов. Творческая работа. Орнаментальная композиция
34.
35. «Дом снежной птицы».
«Снежный дом зверей» Творческое занятие. Развитие творческих способностей, фантазии. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Творческая работа. Ритм геометрических пятен.
36. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. Занятие – игра. Рассказ, сопровождаемый показом. Рассматривание и обсуждение илл. материала Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.
37.
38.
39.
40.
41.
«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
Фрукты в вазе. Завершение работы.
Мой любимый фрукт.
Мой любимый овощ.
Самая вкусная ягодка. Практическое занятие. Объяснение, рассказ, показ. Творческая работа. Умение рисовать натюрморт.
42. «Портрет». Знакомство с жанром портрета. Занятие – игра. Рассказ, сопровождаемый показом. Рассматривание и обсуждение илл. материала Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.
43. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека. Практическое занятие. Рассказ, сопровождаемый показом. Рисование лица человека. Умение рисовать пропорции человеческого лица.
44.
45.
46. «Мамин портрет».
«Папин портрет».
«Портрет моего друга». Практическое занятие. Развитие творческих способностей, фантазии. Рисование лица человека. Творческая работа. Умение рисовать пропорции человеческого лица.
47. «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Занятие – игра. Рассказ, сопровождаемый показом. Рассматривание и обсуждение илл. материала Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.
48.
49.
50 «Рисуем животных». Рисование домашних животных.
«Рисуем животных». Рисование диких животных.
Мой любимый питомец. Практическое занятие. Объяснение , рассказ, показ. Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.
51. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. Занятие – игра. Рассказ, сопровождаемый показом. Рассматривание и обсуждение илл. материала Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.
52.
53.
54.
55.
56. «Рисуем сказку».
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Рисование любимых сказок и сказочных героев. Завершение работы.
Оформление сказки.
Инсценировка по иллюстрациям сказок. Занятие – сказка. Развитие творческих способностей, фантазии. Рисование любимых сказок и сказочных героев. Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства. Рисование фигуры человека в одежде.
57.
58. «Экскурсия в весенний лес»
Беседа на тему «Весна» с исп. илл. материала.
Экскурсия. Объяснение, показ, рассказ. Наблюдение, сравнение. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
59.
60 «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
«Весенние цветы». Рисование весенних цветов. Завершение работы. Практическое занятие. Рассказ, сопровождаемый показом. Рисование весенних цветов. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». Смешение цветов.
61.
62.
63.
64.
65. «Весенний пейзаж». Знакомство.
«Весенний пейзаж». Рисунок в карандаше.
«Весенний пейзаж». Рисунок в цвете акварелью.
«Весенний пейзаж». Продолжение работы.
«Весенний пейзаж». Оформление работы. Практическое занятие. Рассказ, сопровождаемый показом Рисование весеннего пейзажа Умение рисовать пейзаж.
66-68 «Экзамен художника Тюбика». Итоговое занятие. Занятие – игра. Развитие творческих способностей, фантазии. Повторение изученного. Развитие творческих способностей, фантазии.
Диагностика
Незавершенные фигуры
Инструкция:
Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.
Рис.1. Незавершенные фигуры.
Примерные уровни выполнения задания
Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.
Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.
Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.
Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Вариант № 1.
Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)
Каждому ребенку даю
стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду).
Это могут быть капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»
Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.
Уровень развития Способностей6 лет8 лет10 лет
Высокий5 и более8 и более9 и более тем
Средний3-46-76-8
Низкий1-21-51-5
Вариант № 2
На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.
Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.
Время выполнения задания
индивидуально для- каждого ребенка.У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.
Вариант № 3
Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.
Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:
1.Сказать, что изображено на картинке,
2.Задать любые вопросы.
За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.
Творчески мыслящий ребенок:
предлагает несколько версий изображений на картинке;
—ставит вопросы непосредственно по рисунку;
—задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;
—выстраивает предположения по рисунку;
—сочиняет оригинальную, необычную историю;
—быстро выполняет задания.
По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.

Контрольный лист «Юный художник».
Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.
Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.
Нарисуйте красками букет осенних цветов.
Как надо располагать его на листе?
С чего целесообразно начинать этот рисунок?
Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.
В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис.1 и на рис.2.
Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?
Уровни выполнения задания
Высокий – композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.
Средний – слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.
Низкий – композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.
Диагностика
Экзамен художника Тюбика
Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику.
Ответьте на вопросы*. Правильный ответ — 1 балл.
1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
2. Как называется картина, на которой изображается
природа?
3. Какой жанр называется «мертвая натура»?
4. Изображение лица человека называется жанром...
5. Изображение животных называется жанром...
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку
Экзамен художника Тюбика
Ребята, мы находимся в гостях у художника. Все предметы, которыми он пользуется, вам хорошо знакомы. Отгадайте их и вы узнаете, как называется комната, где работает художник.
10. Последняя буква в алфавите.
Экзамен художника Тюбика
Отгадайте ребус и вы узнаете, чем рисует художник.

ПОМОГИТЕ ЦВЕТАНЕ
Злая волшебница Чернильда похитила принцессу Цветану. Она заточила ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр. Это будет дорога в замок.