Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Былины. Богатыри как олицетворение народного идеала Использование здоровьесберегающих арттехнологий на уроке.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 3 «Б» (УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема: Обобщение по теме «Былины. Русские богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение родине, справедливость, чувство собственного достоинства)».
Место урока в теме: 16 урок в разделе «Устное народное творчество».
Тип урока: урок обобщения
Форма проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать отличительные особенности древнего эпоса русского народа – былин, их язык, построение и героев.
Личностные: Приобщиться к нравственным ценностям русского народа, воспитывать у себя чувство патриотизма, ярко выраженного в былинах.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе.
формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Познавательные УУД: Уметь анализировать былины, сравнивать, проводить аналогии, выражать литературным языком свои мысли; развивать своё творческое воображение.
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Основные понятия: былины
Методы, приемы: проблемно-поисковый, метод проекта
Ресурсы: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014; Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. Ефросинина, Л. А. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014: презентация на компьютере учителя, проектор, карточки для групповой работы.
Цель урока: обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа - былинах.
Воспитательные:
- воспитание патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдение норм поведения в обществе.
Развивающие:
- развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли,выделять проблемы здоровьесбережения
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Организация начала урока.
Самоопределение к деятельности. Звучит музыка.  Дуэт гуслей "RUSSIAN HARPS"(А.Абраменко и М.Сутормина)В.Городовская."Пойте гусли".Инсценирование: в класс входит ученик в образе сказителя древнего былинного эпоса и, подыгрывая себе на гуслях, исполняет отрывок из былины.

Закатилось красное солнышко
За горушки высокие, за моря за широкие,
Рассаждалися звёзды частые по светлу небу…
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, все что увидите, может вам пригодиться.
Учитель: Дорогие ребята!
Сегодня, мы приглашаем вас, совершить путешествие во времени. Для этого сначала, мы, как бы, отправимся в Картинную галерею, где оживающие в воображении герои картин станут нашими спутниками. Это путешествие поможет нам понять значение народного творчества в развитии русского искусства. Вы увидите, как в музыке, живописи и литературе раскрывается "богатырская" тема.
Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, нам нужно поставить главный вопрос, исходящий из темы сегодняшнего урока, поиск ответа на который и станет нашей основной задачей.
Каждый ученик при входе получает карточку с изображением богатырей.

Слушают музыкальное произведение. Снимают нервно-психические перегрузки, восстанавливают положительный эмоциональный энергетический тонус. Личностные: мотивация учения.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. 1. Итак, тема нашего урока:
«Былины. Богатыри как олицетворение народного идеала»
Подумайте. На какой вопрос мы должны сегодня обратить особое внимание? (обсуждение)
Проблемный вопрос: Богатырство - что это?
(Это миф, легенда или неистощимая сила, мощь русского народа, чьи благородные идеи, словно звуки гимна, отражаются в сердцах людей разных времён и поколений).
2 . Путешествие по Картинной галерее.
И так в путь!
Ребята, каждый из вас получил при входе карточку с изображением, посмотрите и скажите.
1. Кто изображен на них?
2. Что вы знаете об изображенном герое?
3. Чем занимались богатыри?
4. Чем отличались богатыри от других людей?
И так в путь!
Закройте на несколько секунд свои глазки…
Представьте себя в Картинной галерее (тушится свет, дети открывают глаза и наблюдают демонстрирующиеся слайды с репродукциями картин И. И. Левитана "Вечерний звон", "Тихая обитель"; слайды с изображением воинов Древней Руси, Древнего Киева)
Звучит музыкальная «Былина об Илье Муромце»
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся рассматривают картины.



Слушают музыкальное произведение, развивают музыкальный слух, память Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания
3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Не только великие художники прославляли красоту и величие русской земли об этом написано и много художественных и музыкальных произведений. В нашей картинной галереи, сегодня для вас открывает свои двери литературно-музыкальная гостиная.
-Давайте с вами вспомним. С каким жанром народного творчества вы познакомились на уроках чтения?
-Что такое былина?
-Кто является автором былин? Почему?
- Кому посвящаются былины?
-Дайте определение слову богатырь.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
- Помимо силы и ума, чем еще должен обладать богатырь?
-Каким здоровьем? Только ли физическим?
Что это значит, как вы это понимаете?
Учащиеся отвечают:
- С былинами
- Былины - это один из древних жанров русских народных песен./- Народ
- Богатырям-защитникам Руси
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
- Силач, воин, защитник, витязь
-Здоровьем!
-Духовным.
- Духовное здоровье – это душа, чистая как у младенца! Душа, освобожденная от зла, ненависти, злобы. Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование
4. Обобщение учебного материала.
Давайте проведём исследование.
1 группа – происхождение былин.
2 группа – виды былин.
3 группа – герои былин.
4 группа - композиция былин.
5 группа - особенности былинного стиха.
6 группа- есть ли богатыри в современном мире.
7 группа – создание образа богатыря (рисование песком) Учащиеся работают по группам.
Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук, развивается образное мышление. 
Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания
5.Физминутка Динамический момент.
Звучит музыка русского народного танца «Барыня» в исполнении оркестра русских народных инструментов (звуковой файл «Барыня»).
Барыня.
…Топни правая нога,
Шлепни левая рука!
Руки в бок и поворот
Пляшет барыню народ.
Правым у-у-ухом поведем,
Левым глазом подмигнем.
Улыбнемся влево, вправо.
Пляшем барыню на славу.
У-у-у-у-у-ух! …
Можно повторить несколько раз подряд, можно использовать музыкальные инструменты.
Дети, сидя на стульях, вместе с учителем, декламируют стих и выполняют движения по тексту с ускорением темпа. Находятся дети, которые выйдут танцевать.
Музыкально – ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и утомление. Движение и танец снимают нервно – психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми.
6. Выступления групп.
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала
I      
II      
III      
IV      
V VI VII Критерии для оценивания работы групп:
1 группа: должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную версию и обосновать свой выбор.
Былина — русская народная эпическая песня
о подвигах богатырей.
Былина – это произведение о вымышленных
лицах и событиях, чаще с участием
волшебных фантастических сил.
Былина - прозаическое литературное произведение,
представляющее собой повествование изложение
событий в сказочной форме.
Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9-11 в.в., другие к 11-13 в.в. Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их стали только тогда, когда появились люди, для которых истории о богатырях стали чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XVII века. Они включались в рукописные сборники.
2 группа: классификация былин по различным признакам.
Учитель предлагает признаки классификации былин.
По содержанию былины делятся на два цикла: киевский и новгородский. Герои и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях – защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах.
Учащиеся работают с отрывками из былин. На партах у детей книги с былинами. На доске пишут название книги и номер страницы, зачитывают отрывки по очереди и называют вид былины по каждой из классификаций.
3 группа: Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением и талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим искусством играть на гуслях. Илья Муромец стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. Столь же поэтичны и образы других богатырей, охраняющих родную землю, - Добрыни Никитича и Алёши Поповича. В былинах о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь. Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим относят Святогора и Волха Всеславовича. Их называют так не потому, что они по возрасту старше других, а потому, что они представляют собой более древний тип героя.
4 группа: называют этапы былины и подтверждают выборочным чтением из былин.
5 группа:
Учащиеся зачитывают из книг отмеченные учителем отрывки и называют признаки былины:
-признак музыкального, песенного исполнения;
-речитатив - это не разговорный язык, а как бы условно уставной былинный сказ или распев;
-повторы;
-испытание;
-эпические герои;
-чёрная сила;
-необычное место действия;
-«богатырский словарь» - архаизмы;
-гипербола (преувеличение). Богатыри подбрасывают тяжелые камни в поднебесье, их шлемы весят несколько пудов, мечи такие, что простым смертным не поднять. И не только богатыри изображаются - их враги тоже сильно преувеличены: громадны, жадны, уродливы.
-сравнения.
-эпитеты: богатырь - могучий; князь - ласковый, красно солнышко; враг - поганый.
-уважительные диалоги при встрече богатырей,
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
-устойчивые выражения в былинах.
6 группа: мини -сочинение-рассуждение «Есть ли богатыри в современном мире?»
7 группа: представляет картину Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.
Предметные:
- находить правильное определение былины;
- работать с источниками информации;
- осуществлять самоконтроль при работе с произведениями.
Познавательные: анализировать объекты, выделять общие признаки;
сравнивать объекты (находить общее и отличия);
обобщать;
искать информацию;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
высказывать своё предположение.
7. - А как вы думаете в русской музыке можно изобразить образ Богатырей и раскрыть всю силу духа их характера. Как по- вашему, может звучать музыка воссоздающая образ Богатырей?
- Я представляю вам музыку великого русского композитора. Вслушайтесь в её выразительные интонации, что они вам напомнят? ( звучит отрывок из "Богатырской" симфонии
А. П. Бородина)
-Итак, что же нарисовала музыка в вашем воображении, какую картину могли бы написать, отражающую образ музыки?
Чей образ вырисовывается уже с первых звуков музыки?
Во время звучания музыки дети рисуют карандашами 8.Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности учащихся.
Итак. Вначале урока мы поставили для себя задачу ответить на вопрос:
-Богатырство - что это?
-Готовы ли вы дать сейчас ответ?
Вывод: Богатырство- это песнь, гимн силе русского народа. Это образ могучего защитника Родины. Это ум, мудрость, честь и доблесть народа. Это неиссякаемая любовь к своей земле.
Рефлексия.
Логоритмика. Разучивание упражнения под музыку С. Намина
«Эх, да надо бы жить красиво»
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Оценивать собственные достижения и результаты.
Музыкальный танец-игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения, декламацию.
Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Задание на дом.
Домашнее задание.
Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:
Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)
Лучшего исполнителя былины
Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
Спасибо за урок! 2 группа:
Виды былин (схема)
2366010190500046329601905000
ГЕРОИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ
(В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКНОВЕНИЕ, (НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР ИЛИ
СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ) СОПЕРНИЧЕСТВО)
1 группа:
Мир былины
Пространство и время условные, необычные.
Герои одни и те же, они борются с фантастическими существами.
Место действия - Киев, столица Русской Земли.
Время действия - правление князя Владимира.
3 группа:
Герои былин
БОГАТЫРИ ОБЩЕЕ ОТЛИЧИЯ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,
ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ
АЛЁША ПОПОВИЧ САМЫЙ МОЛОДОЙ, «НАПУСКОМ СМЕЛ», ХИТЁР, ЖИЗНЕРАДОСТЕН, ВЕСЕЛ
4 группа:
Композиция былин
ЗАПЕВ ЗАЧИН
256794010858500362521510858500
156781527305КОМПОЗИЦИЯ
00КОМПОЗИЦИЯ


2205990723900039300157239000
РАЗВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ
А) Запев (привлечь внимание).
Б) Зачин, завязка (поручение).
В) Развитие действия.
Г) Кульминация (подвиг богатыря).
Д) Развязка (расправа с врагом).

5 группа:
Особенности былинного стиха (план).
Речитатив.
12-14 слогов; три ударения в строке; интервалы безударные от 1 до 3 слогов.
Последнее ударение на третьем слоге от конца.
Повторение предлогов, междометий.


№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала
I      
II      
III      
IV      
V VI VII Критерии для оценивания работы групп: