Конспект урока по теме Об одном и том же по-разному (1 класс)


Тема: Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному.
Задачи: учить задумываться над смыслом слова, представлять его образ в сравнении с подобными и похожими образами; довести до сознания детей, что один и тот же объект разные люди могут назвать по-разному; развивать воображение, образное мышление, устную речь.
Формируемые УУД: представлять себе значение слова; подбирать подходящее слово при ответе на вопрос; уважительно относиться к людям труда; слушать собеседника и вести диалог.
Ход урока
Организационный момент
-Добрый вечер!
-А что это значит?
-Значит, день был по-доброму начат!
А мы день продолжаем и чтобы наш урок прошел на «отлично», давайте улыбнемся друг другу!
Помните, ребята, вчера мы на уроке говорили, что с улыбки можно начать что? (Общение с совсем незнакомым человеком.)
Эмоционально-волевая регуляция
Упражнение «Человек и зеркало». (Связать это упражнение со вчерашней темой. Что надо быть вежливыми, внимательными друг другу, к настроению друзей, быть готовым прийти на помощь.)Развитие речевого аппарата
- Произнесите скороговорку шепотом, второй раз – громче, третий раз – еще громче, но без крика. Затем обратно понижая голос до шепота.
А теперь произнесите вежливо (просьба), громко (приказ), с вопросительной интонацией, с логическим ударением на разных словах.
Марфушка с Прошкой крошили вареную картошку.
Мотивационно-целевой этап
-Отгадайте загадку. Нарисуйте отгадку.
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
(Каждый ученик получает четверть листа А4. На выполнение задания отводится 5 мин, рисунки учитель вывешивает на магнитной доске.)- Как вам удалось отгадать загадку? (Мы представили себе то, о чем в ней говорится.)
- С помощью чего в загадке рассказано об облаках? (С помощью слов.)
- Значит, что вы представляли себе, когда искали отгадку? (Значения слова.)
- Что вам помогло представить значения слов? (Воображение.)
-Посмотрите на свои рисунки. Что вы можете сказать о них? (Они все разные.)
- Почему же рисунки получились разные, ведь вы все рисовали одно то же? (Каждый из нас по-своему представил себе облака.)
- В загадке облака описаны с помощью слов, вы изобразили облака на рисунках, причем все рисунки получились разные. Что это значит? (Об одном и том же можно сказать по-разному, а чтобы понять, что тебе хотят сказать, или описать то, что ты видишь, нужно обладать воображением и уметь представлять себе слова.)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Работа по теме урока
Азбука с. 96-97
(Чтение и обсуждение текста В. Порудоминского. Выразительное чтение отрывка из стихотворения С. Есенина.)- Какой поэт представляет черемуху?
- С чем он сравнивает ветви черемухи?
- Что такое кудри?
-Для чего С. Есенин использует слова душистая, золотистые, что кудри завила? (Чтобы мы лучше смогли представить себе распустившуюся черемуху.)
(Чтение стихотворения Э. Мошковской «Такая, в общем, история» учителем.)
- Удалось ли вам представить себе героев стихотворения?
-Почему? ( Слова, которые использует автор, невозможно представить, они ничего не значат.)
- Нужно ли употреблять такие слова в речи? (Нет, они засоряют нашу речь.)
(Повторное чтение стихотворения учащимися.)
- Прочитайте загадку. Мысленно представьте себе эту картину.
- Назовите отгадку. (Осень)
Физкультминутка.
Будем тренировать наше воображение.
- Весеннюю капель.
-Гром
-Крылья большой птицы
-Доброе утро
- Счастье
Продолжение работы по теме урока
Азбука с. 98-101
(Самостоятельное чтение текста о художнике и об ученом.)
- О ком говорится в тексте? (О художнике и ученом.)
- Как воспринимает мир художник? А ученый?
- Какие времена года изображены на рисунках?
- Как вы догадались?
- Кто так может представлять времена года? (Художник, у которого есть чувство юмора.)
- Какое время года вам больше нравится?
-Как бы вы его изобразили?
- А кто знает, почему наступает лето, а потом осень, зима и весна?
Чтение текста А. Плешакова по цепочке
- Прочитайте на какой вопрос отвечает ученый.
- Что он рекомендует сделать, чтобы ответить на вопрос?
Учебный филь «Смена времен года»
- Прочитайте, как расположена воображаемая земная ось.
- Как движется наша планета? (Вокруг своей оси и вокруг Солнца.)
- Когда на планете бывает лето, а когда – зима?
-Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
-Какие слова помогают найти отгадку?
- Какие еще загадки о временах года вы знаете?
Самостоятельное чтение текста о музыканте.
- Как рассказывает об окружающем мире музыкант?
Выразительное чтение стихотворения. Сравнение звуков музыки и звуков речи. Можно дать послушать отрывки из произведения музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Самостоятельное чтение текста о писателе. Стихотворения И. Сурикова и АЮ Плещеева.
-Что интересного вы заметили в описании зимы И. Сурикова? (Легкость снежинок, тихий снегопад, очаровательная картина.)
- Чего ожидает А. Плещеев? (Приход весны.)
-Как вы догадались?
Выразительное чтение стихотворений. Сначала проработка в парах.
Чтение стихотворений собственного сочинения Гермоненко М., Мягчилов С.
- Мы прочитали, что писатель ярко изображает словом все, что волнует и интересует человека. У наших ребят первая проба пера (Так говорят про первые стихи.) Что же волновало и интересовало наших ребят, что они написали такие замечательные стихи? (Ответы детей.)
- О чем же мы сегодня узнали с вами? Что нового вы узнали на уроке?
- Кто и как нам рассказывает о красоте мира, о чувствах?
Рефлексивно – оценочный этап.
- Оцените свою работу на уроке.
- Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке! Спасибо вам за ваши рассуждения, мнения, впечатления и просто за отличное настроение!!!! Молодцы! Так держать! А вам понравилось сегодня на уроке? Что особенно понравилось?