Особенности нарушения письма у младших школьников 
Особенности нарушения письма у младших школьниковОсобенности нарушения письма у младших школьников описывают большинство авторов Р.И. Лалаева, И.Н. Садовников, Л.Н. Корнев, О.Б. Иншакова. Данные нарушения письма не связанны с незнанием грамматических правил, но имеют стойкий характер. 
Формирования фонематического (звукового) анализа
Несформированность  действия звукового анализа проявляется в виде следующих типов нарушений письма: 
а) пропуск, 
б) перестановка, 
в) вставка букв и слогов [с.17]. 
Пропуск свидетельствует о не вычленении в составе слова всех его звуковых компонентов, например: прыгать – «пыгать». Пропуск нескольких букв в слове свидетельствует о более грубом нарушении звукового анализа, приводящего к искажению структуры слова например: девочка -  «девча». Пропуску букв и слога способствуют следующие позиционные условия:       а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «взял ложку»;                      б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже  - согласные например: «мыша(та)».  Сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.
Перестановки букв и слогов являются следствием трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: оранжевого – «оранжегово». Односложные слова, состоящие из иного слога, заменяются прямым слогом: он  - «но», за лесом  -  «аз лесом». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима — «зиам». Перестановки в словах, имеющих стечение согласных: гном «гонм».
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных особенно, когда один из них взрывной:  «дуружно». Эти вставки появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и напоминает редуцированный гласный, вставленной оказывается гласная, имеющаяся в составе слова. Вставки гласных букв является  отражением колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразились одновременно и не замеченная ребенком ошибка, и правильное написание. Ученику сложно уловить точную последовательность чередования фонем. Иногда, у младших школьников обнаруживаются ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известны типов, а именно в словах начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз уже в виде строчной. Эти результат механического закрепления графомоторных навыков, к которому привели упражнения, где предлагаются для письма образцы букв. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти детей и сохраняется в  письме. 
Нарушение фонематического восприятия
В основе нарушения фонематического восприятия - трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В подобных случаях это ведет к смешению букв. Смешение букв указывает,  что учащийся выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал не соответствующую ему букву. Это может иметь место при: нестойкости соотнесения фонемы с графемой. Часто смешиваются фонемы по акустико-артикуляционному сходству: 
а) парные звонкие  и глухие согласные: г — к  «собага», заднеязычные: г – к - х: «черёмука»,
б) лабиализованные гласные:  О – у «согроб»,  
в) сонорные: Р — л: «лука»,
г) шипящие и свистящие: с — ш: «шиски»,
д) аффрикаты: ч — ц: «птинеч».
Оптическое сходство букв:  с-е, о-с, л-и, м-ш, в-дБуквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе. Оптически сходные буквы  наиболее часто смешивают в письме школьники. Эти пары смешиваемых букв не связаны с особенностями произношения.
Кинетическое сходство букв: о-а, х-ж, л-м, н-ю, л-яДифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом, оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения.
Персеверация (застревание), антиципация (предвосхищение)
Своеобразное искажение фонетического наполнения слов (согласный, а реже гласный, заменяет вытесненную букву в слове) возникает в письменной речи и носит название - персеверация (застревание) и антиципация  (предвосхищение). Примеры персевераций в письме: «магазим», антиципации «дод окном». В основе ошибок лежит слабость дифференцировонного торможения.
Ошибки на уровне слова (нарушение индивидуализации слов) [с.24]
Обучение младших школьников письму вносит свои трудности - несовпадение норм устной речи в письме. В устной речи слова в синтагме произносятся слитно, а в письме они предстают обособленно. Ребенок должен  уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Такой дефект анализа и синтеза слышимой речи ведет к  нарушению индивидуализации слов, что ведет:
а) к слитному написанию смежных слов,
б) раздельному написанию частей слова,
в)  контаминации слов
г) морфемный аграмматизмРаздельное написание частей слова:  когда приставка напоминает предлог, союз, местоимение «с вой». Слитно дети обычно пишут служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом: «кдому». Грубое нарушение звукового анализа находят выражение в контаминации слов: была осень — «блоснь».
Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования, при попытке подбора проверочных слов  -  создаются не свойственные языку образования «нога - ногища», «мёд - медик».
Ошибки на уровне предложения (нарушение связи слов) 
отражается в отсутствии обозначения границ предложений, деление текста на речевые единицы, заглавных букв,  точек, различия частей речи. Например: «наветках деревьях». Подобное написание объясняется несформированностью умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации, изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени. Такие нарушения выражаются в  аграмматизме, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления.
Таки образом, особенности нарушения письма у младших школьников заключаются в специфических и повторяющихся ошибках не связанных с незнанием грамматических правил. Наиболее часто встречающиеся ошибки это: замены букв, пропуски букв, вставка лишних букв, недописывание слов, слияние нескольких слов в одно, разделение одного слова на части.
Литература
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие. Под общ. редакцией кандидата педагогических наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М., Воронеж.
Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель.
Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ. Практическая психология и логопедия. М.,: Астрель.
Корнев А.Н. нарушение чтения и письма у детей. – М.: просвещение.
 Лалаева Р.И., Бенидиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, Спб: Союз.
 Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. М.: Владос.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение.