Рекомендации для учителей начальных классов, работающих в условиях детских санаториев, по коррекции дисграфии у младших школьников 
Монахова Ирина Юрьевна ,учитель начальных классов ГБУЗ ДС ,,Прометей", г.Тверь
Рекомендации  для  учителей  начальных  классов,  работающих в условиях  детских  санаториев,  по коррекции  дисграфии  у  младших школьников
" КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ "
В настоящее время  у многих детей младшего школьного возраста отмечаются нарушения письма, которые проявляются в заменах, пропусках, смешениях, вставках букв, слогов; в слитном написании слов; в  раздельном написании элементов одного слова; в  контаминациях; в ошибках, связанных с неумением выделять границы предложения; в  аграмматических ошибках;  в ошибках в структурном оформлении предложения; в пропусках слов в предложении; в ошибках оптического характера.
Для успешного обучения младших школьников необходима коррекция таких нарушений письма. В России оказание помощи младшим школьникам  в этом направлении может успешно осуществляться не только в системе образования и соцзащиты, но и  в системе здравоохранения страны.
Детский санаторий "Прометей" на протяжении 20 лет принимает детей Тверской области  с различными соматическими заболеваниями и патологиями, в том числе и детей с нарушениями речи (около 37% от числа оздоравливающихся) , среди которых - и дети с нарушениями письма.
Однако, отдельных методических рекомендаций по коррекции нарушений письма в детских санаториях - нет. Поэтому  значимость вопроса коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста  в условиях детского  санатория очень актуальна. 
Рекомендации для учителей начальных классов, работающих в условиях детских санаториев, по коррекции дисграфии у младших школьников:
 1.С учётом кратковременности пребывания (1 месяц) детей в санатории   
выбрать более узкое направление коррекционной работы (например, дифференциация согласных; дифференциация гласных при коррекции нарушений письма и т.п.);
2.Учитывая индивидуальные особенности младших школьников, возможно использовать следующие  методические приёмы Садовниковой И.Н. и Ефименковой Л.Н. 
для коррекции дифференциации гласных:
1) сравнить по артикуляции гласные (подчеркивается различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком) с голосом и беззвучно;
2) выписать слоги и сочетания только с данными гласными, подчеркнуть  одну  и обвести  другую; 
3) вставить пропущенные буквы, записать слова, подчеркивая цветными карандашами одну и обводя другую;
4) графический диктант;
5) записать под диктовку предложения, подчеркнув одну и обводя другую букву; и др.
для коррекции дифференциации согласных:
1) записать под диктовку слова в две колонки (по наличию данных согласных); 
2) определить место звука в слове (выдвинуть цифру из ряда);
3) образовать от данных  частей речи новые посредством приставки   
на данный  согласный, записать и подчеркнуть одну букву,  обвести другую;
4) дифференцировать звуки в словах-паронимах (сопоставление слов по смыслу и звучанию; составление и запись предложений с ними);
5) изменить глаголы по образцу, следя за чередованием данных звуков в основе глаголов, подчеркнуть цветными карандашами одну и обвести другую букву;
6) прочитать текст, вставляя пропущенные буквы, обвести одну и подчеркнуть другую букву; 
для коррекции сходных по начертанию  гласных:
 1) вычленить начальные гласные в ударной позиции из слов;
 2) сравнить артикуляцию этих гласных с голосом и беззвучно, рассмотреть условные обозначения этих звуков (карточки); 
3) «озвучить» слоги, составленные из данных согласных и указанных схем, например:
4) соотнести звуки с буквами рукописного шрифта (упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами — с проговариванием; отработка соединения данных букв с другими буквами; 
5) записать слоги под диктовку с  проверкой чтением;
6) с опорой на схемы гласных а и о прочитать следующие слова:
д -м  с - м  cт -л
 в-лп-чка  т-чкам-жетп-лки  кр-тко-записать полученные пары слов, подчеркнув одну и обводя другую букву; 
- с каждым словом составить предложение или словосочетание; 
7) графический диктант  с записью лишь ударных  данных гласных; и др. 
для коррекции нарушений письма в целом:
  прием «Пишем вслух»: всё, что пишется, проговаривается ребёнком вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием (выделением) дифференцируемых звуков разными цветами (разными способами: обведение и подчёркивание) и др.
ЛИТЕРАТУРА
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: : пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 335 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).
 Ефименкова Л.Н., Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. в 2 ч.- М: Книголюб., 2004
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей./ Л. Н. Ефименкова / – М.:Просвещение, 1992
Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с
[http://prometey-tver.ru/].