Программа профилактики и коррекции дисграфии смешанного типа у младших школьников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АГАЛАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждена»
приказом № ___ от 31.08.2014г.
Руководитель МОБУ «Агалатовская СОШ»
___________/Сергиенко С.Ю.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
педагогическим советом
Протокол № 1 от 30.08.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название направления общеинтеллектуальноеНазвание курса «Без запинки»
1-4 классы
Руководитель: Двойнина Инна Александровна
2014г.
Пояснительная записка
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Большая масса детей приходит в школу из речевых групп детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы для детей с нарушением речи.
С учащимися проводятся групповые (10-12 человек) логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 45 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых занятий – один раз в неделю, 33 занятия у первых классов и 34 занятия у 2 – 4 классов. Обследование речи учащихся проводится в начале учебного года.
Содержание
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
на фонетическом уровне;
на лексико- грамматическом уровне;
на синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
а. Коррекция дефектов произношения;
б. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
Коррекционный этап. Коррекционная работа данного этапа делится на несколько частей. Каждая часть является подготовительной для последующего.
I Часть. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Темы :Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
Разделительный “ь”.
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-
акустическим и графическим признакам.
Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-
акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
II часть. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Темы:
Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
синонимы, антонимы, многозначность слов.
Состав слова.
Корень слова и однокоренные слова.
Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Предлоги.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.
III Часть. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
Темы:
Составление предложений. Выделение их из текста.
Связь слов в предложении.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует учить:
выделять предложения из сплошного текста;
учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Тематическое планирование
1 «а» класс, 1 «г» класс – 33 часа
Номер
п/п Тема Кол-во часов Дата
Диагностический этап 2 02.09 09.09
Подготовительный этап 2 16.09 23.09
Коррекционный этап 29 I часть Гласные и согласные звуки и буквы 1 30.09
Слог. Деление слов на слоги. Ударение 2 07.10 14.10
Звукослоговой состав слов 2 21.10 28.10
Твердые и мягкие согласные 2 11.11 18.11
Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю 4 25.11 02.12 09.12 16.12
Звонкие и глухие согласные 2 23.12 13.01
Дифференциация согласных б – п 2 20.01 27.01
Дифференциация согласных д – т 2 03.02 10.02
Дифференциация согласных г – к 2 24.02 03.03
Дифференциация согласных з – с 2 10.03 17.03
Дифференциация звонких и глухих согласных 1 07.04
II часть Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, слова, обозначающие действие предмета, слова, обозначающие признак предмета 2 14.04 21.04
Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки 1 28.04
Синонимы, антонимы, многозначность слов 1 05.05
III часть Простое двусоставное нераспространенное предложение. Распространение простого двусоставного предложения определением 1 12.05
Дифференциация понятий предложение – слово, составление распространенных предложений 1 19.05
Составление предложений. Текст. Работа над текстом. 1 25.05
Тематическое планирование
1 «б» класс – 33 часа
Номер
п/п Тема Кол-во часов Дата
Диагностический этап 2 08.09 15.09
Подготовительный этап 2 22.09 29.09
Коррекционный этап 29 I часть Гласные и согласные звуки и буквы 1 06.10
Слог. Деление слов на слоги. Ударение 2 13.10 20.10
Звукослоговой состав слов 2 27.10 10.11
Твердые и мягкие согласные 2 17.11 24.11
Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю 4 01.12 08.12 15.12 22.12
Звонкие и глухие согласные 2 12.01 19.01
Дифференциация согласных б – п 2 26.01 02.02
Дифференциация согласных д – т 2 09.02 23.02
Дифференциация согласных г – к 2 02.03 09.03
Дифференциация согласных з – с 2 16.03 23.03
Дифференциация звонких и глухих согласных 1 06.04
II часть Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, слова, обозначающие действие предмета, слова, обозначающие признак предмета 2 13.04 20.04
Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки 1 27.04
Синонимы, антонимы, многозначность слов 1 04.05
III часть Простое двусоставное нераспространенное предложение. Распространение простого двусоставного предложения определением 1 11.05
Дифференциация понятий предложение – слово, составление распространенных предложений 1 18.05
Составление предложений. Текст. Работа над текстом. 1 25.05
Тематическое планирование
1 «в» класс – 33 часа
Номер
п/п Тема Кол-во часов Дата
Диагностический этап 2 03.09 10.09
Подготовительный этап 2 17.09 24.09
Коррекционный этап 29 I часть Гласные и согласные звуки и буквы 1 01.10
Слог. Деление слов на слоги. Ударение 2 08.10 15.10
Звукослоговой состав слов 2 22.10 29.10
Твердые и мягкие согласные 2 12.11 19.11
Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю 4 26.11 03.12 10.12 17.12
Звонкие и глухие согласные 2 24.12 14.01
Дифференциация согласных б – п 2 21.01 28.01
Дифференциация согласных д – т 2 04.02 11.02
Дифференциация согласных г – к 2 18.02 25.02
Дифференциация согласных з – с 2 04.03 11.03
II часть Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, слова, обозначающие действие предмета, слова, обозначающие признак предмета 2 01.04 08.04
Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки 1 15.04
Синонимы, антонимы, многозначность слов 1 22.04
III часть Простое двусоставное нераспространенное предложение. Распространение простого двусоставного предложения определением 1 06.05
Дифференциация понятий предложение – слово, составление распространенных предложений 1 13.05
Составление предложений. Текст. Работа над текстом. 1 20.05
Тематическое планирование
1 «д» класс – 33 часа
Номер
п/п Тема Кол-во часов Дата
Диагностический этап 2 05.09 12.09
Подготовительный этап 2 19.09 26.09
Коррекционный этап 29 I часть Гласные и согласные звуки и буквы 1 03.10
Слог. Деление слов на слоги. Ударение 2 10.10 17.10
Звукослоговой состав слов 2 24.10 31.10
Твердые и мягкие согласные 2 14.11 21.11
Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю 4 28.11 05.12 12.12 19.12
Звонкие и глухие согласные 2 26.12 16.01
Дифференциация согласных б – п 2 23.01 30.01
Дифференциация согласных д – т 2 06.02 13.02
Дифференциация согласных г – к 2 20.02 27.02
Дифференциация согласных з – с 2 13.03 20.03
II часть Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, слова, обозначающие действие предмета, слова, обозначающие признак предмета 2 03.04 10.04
Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки 1 17.04
Синонимы, антонимы, многозначность слов 1 24.04
III часть Простое двусоставное нераспространенное предложение. Распространение простого двусоставного предложения определением 1 06.05
Дифференциация понятий предложение – слово, составление распространенных предложений 1 15.05
Составление предложений. Текст. Работа над текстом. 1 22.05
Тематическое планирование
2 «а» класс – 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический этап 2 05.09 12.09
Коррекционный этап 32 I часть Слог. Слогообразующая роль гласного, слоговой анализ и синтез слов. 2 19.09 26.09
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда 1 03.10
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я, о – ё, у – ю, э – е 2 10.10 17.10
Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова 1 24.10
Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова 1 31.10
Разделительный “ь” 2 14.11 21.11
Дифференциация твердых и мягких согласных 1 28.11
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому, оптическому,графическому сходству а – о 2 05.12 12.12
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому, графическому, оптическому сходству и – у 2 19.12 26.12
Звонкие и глухие согласные 1 16.01
Дифференциация согласных п –б 1 23.01
Дифференциация согласных ф –в 1 30.01
Дифференциация согласных т –д 1 06.02
Дифференциация согласных к –г 1 13.02
Дифференциация согласных с –з 1 20.02
Дифференциация согласных ш –ж 1 27.02
Дифференциация графически сходных букв п – т 1 13.03
Дифференциация графически сходных букв б –д 1 20.03
Дифференциация графически сходных букв л –м 1 03.04
Дифференциация графически сходных букв х -ж 1 10.04
II часть Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. 2 17.04 24.04
Синонимы, антонимы. Многозначность слов. 2 15.05
III часть Предложение 1 19.05
Составление предложений, распространение предложений 1 29.05
Тематическое планирование
2 «б» класс – 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический этап 2 08.09 15.09
Коррекционный этап 32 I часть Слог. Слогообразующая роль гласного, слоговой анализ и синтез слов. 2 22.09 29.09
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда 1 06.10
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я, о – ё, у – ю, э – е 2 13.10 20.10
Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова 1 27.10
Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова 1 10.11
Разделительный “ь” 2 17.11 24.11
Дифференциация твердых и мягких согласных 1 01.12
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому, оптическому,графическому сходству а – о 2 08.12 15.12
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому, графическому, оптическому сходству и – у 2 22.12 29.12
Звонкие и глухие согласные 1 12.01
Дифференциация согласных п –б 1 19.01
Дифференциация согласных ф –в 1 26.01
Дифференциация согласных т –д 1 02.02
Дифференциация согласных к –г 1 09.02
Дифференциация согласных с –з 1 16.02
Дифференциация согласных ш –ж 1 02.03
Дифференциация графически сходных букв п – т 1 10.03
Дифференциация графически сходных букв б –д 1 16.03
Дифференциация графически сходных букв л –м 1 06.04
Дифференциация графически сходных букв х -ж 1 13.04
II часть Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. 2 20.04 27.04
Синонимы, антонимы. Многозначность слов. 2 05.05 12.05
III часть Предложение 1 19.05
Составление предложений, распространение предложений 1 26.05
Тематическое планирование
2 «в» класс – 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический этап 2 02.09 09.09
Коррекционный этап 32 I часть Слог. Слогообразующая роль гласного, слоговой анализ и синтез слов. 2 16.09 23.09
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда 1 30.09
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я, о – ё, у – ю, э – е 2 07.10 14.10
Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова 1 21.10
Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова 1 28.10
Разделительный “ь” 2 11.11 18.11
Дифференциация твердых и мягких согласных 1 25.11
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому, оптическому,графическому сходству а – о 2 02.12 09.12
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому, графическому, оптическому сходству и – у 2 16.12 23.12
Звонкие и глухие согласные 1 13.01
Дифференциация согласных п –б 1 20.01
Дифференциация согласных ф –в 1 27.01
Дифференциация согласных т –д 1 03.02
Дифференциация согласных к –г 1 10.02
Дифференциация согласных с –з 1 17.02
Дифференциация согласных ш –ж 1 24.02
Дифференциация графически сходных букв п – т 1 03.03
Дифференциация графически сходных букв б –д 1 10.03
Дифференциация графически сходных букв л –м 1 17.03
Дифференциация графически сходных букв х -ж 1 07.04
II часть Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. 2 14.04 21.04
Синонимы, антонимы. Многозначность слов. 2 28.04
III часть Предложение 1 12.05
Составление предложений, распространение предложений 1 19.05
Тематическое планирование
2 «г» класс – 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический этап 2 04.09 11.09
Коррекционный этап 32 I часть Слог. Слогообразующая роль гласного, слоговой анализ и синтез слов. 2 18.09 25.09
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда 1 02.10
Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я, о – ё, у – ю, э – е 2 09.10 16.10
Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова 1 23.10
Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова 1 30.10
Разделительный “ь” 2 13.11 20.11
Дифференциация твердых и мягких согласных 1 27.11
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому, оптическому,графическому сходству а – о 2 04.12 11.12
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому, графическому, оптическому сходству и – у 2 18.12 25.12
Звонкие и глухие согласные 1 15.01
Дифференциация согласных п –б 1 22.01
Дифференциация согласных ф –в 1 29.01
Дифференциация согласных т –д 1 05.02
Дифференциация согласных к –г 1 12.02
Дифференциация согласных с –з 1 19.02
Дифференциация согласных ш –ж 1 26.02
Дифференциация графически сходных букв п – т 1 12.03
Дифференциация графически сходных букв б –д 1 19.03
Дифференциация графически сходных букв л –м 1 02.04
Дифференциация графически сходных букв х -ж 1 09.04
II часть Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. 2 16.04 23.04
Синонимы, антонимы. Многозначность слов. 2 14.05
III часть Предложение 1 18.05
Составление предложений, распространение предложений 1 28.05
Тематическое планирование
3 «а» класс 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический 2 05.09 12.09
Коррекционный 32 I часть Звукобуквенный анализ и синтез слов 1 19.09
Буквы а – я, о – ё, у – ю, э – е после твердых и мягких согласных 2 26.09 03.10
Обозначение мягкости согласных буквой ь 1 10.10
Разделительный ь, ъ знак 2 17.10 24.10
Дифференциация твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных 1 31.10
II часть Однокоренные слова 2 14.11 21.11
Безударные гласные в корне слов 4 28.11 05.12 12.12 19.12
Суффикс. Словообразование 1 26.12
Приставка. Словообразование 1 16.01
Предлоги 1 23.01
Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание 2 30.01 06.02
Существительные, прилагательные. Согласование 2 13.02 20.02
Существительные, глаголы. Согласование 2 27.02 05.03
Синонимы, антонимы, многозначность слов 2 13.03 20.03
III часть Предложение. Связь слов в предложении 2 03.04 10.04
Составление предложений 1 17.04
Распространение предложений 2 24.04 30.04
Работа с деформированными предложениями 2 15.05 22.05
Тематическое планирование
3 «б» класс 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический 2 05.09 12.09
Коррекционный 32 I часть Звукобуквенный анализ и синтез слов 1 19.09
Буквы а – я, о – ё, у – ю, э – е после твердых и мягких согласных 2 26.09 03.10
Обозначение мягкости согласных буквой ь 1 10.10
Разделительный ь, ъ знак 2 17.10 24.10
Дифференциация твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных 1 31.10
II часть Однокоренные слова 2 14.11 21.11
Безударные гласные в корне слов 4 28.11 05.12 12.12 19.12
Суффикс. Словообразование 1 26.12
Приставка. Словообразование 1 16.01
Предлоги 1 23.01
Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание 2 30.01 06.02
Существительные, прилагательные. Согласование 2 13.02 20.02
Существительные, глаголы. Согласование 2 27.02 05.03
Синонимы, антонимы, многозначность слов 2 13.03 20.03
III часть Предложение. Связь слов в предложении 2 03.04 10.04
Составление предложений 1 17.04
Распространение предложений 2 24.04 30.04
Работа с деформированными предложениями 2 15.05 22.05
Тематическое планирование
3 «в» класс 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический 2 04.09 11.09
Коррекционный 32 I часть Звукобуквенный анализ и синтез слов 1 18.09
Буквы а – я, о – ё, у – ю, э – е после твердых и мягких согласных 2 25.09 02.10
Обозначение мягкости согласных буквой ь 1 09.10
Разделительный ь, ъ знак 2 16.10 23.10
Дифференциация твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных 1 30.10
II часть Однокоренные слова 2 13.11 20.11
Безударные гласные в корне слов 4 27.11 04.12 11.12 18.12
Суффикс. Словообразование 1 25.12
Приставка. Словообразование 1 15.01
Предлоги 1 22.01
Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание 2 29.01 05.02
Существительные, прилагательные. Согласование 2 12.02 19.02
Существительные, глаголы. Согласование 2 26.02 04.03
Синонимы, антонимы, многозначность слов 2 12.03 19.03
III часть Предложение. Связь слов в предложении 2 02.04 09.04
Составление предложений 1 16.04
Распространение предложений 2 23.04 29.04
Работа с деформированными предложениями 2 14.05 21.05
Тематическое планирование
3 «г» класс 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический 2 03.09 10.09
Коррекционный 32 I часть Звукобуквенный анализ и синтез слов 1 17.09
Буквы а – я, о – ё, у – ю, э – е после твердых и мягких согласных 2 24.09 01.10
Обозначение мягкости согласных буквой ь 1 08.10
Разделительный ь, ъ знак 2 15.10 22.10
Дифференциация твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных 1 29.10
II часть Однокоренные слова 2 12.11 19.11
Безударные гласные в корне слов 4 26.11 03.12 10.12 17.12
Суффикс. Словообразование 1 24.12
Приставка. Словообразование 1 14.01
Предлоги 1 21.01
Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание 2 28.01 04.02
Существительные, прилагательные. Согласование 2 11.02 18.02
Существительные, глаголы. Согласование 2 25.02 03.03
Синонимы, антонимы, многозначность слов 2 11.03 18.03
III часть Предложение. Связь слов в предложении 2 01.04 07.04
Составление предложений 1 15.04
Распространение предложений 2 22.04 29.04
Работа с деформированными предложениями 2 13.05 20.05
Тематическое планирование
4 «а» класс – 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический 2 03.09 10.09
Коррекционный 32 I часть Гласные звуки и буквы, согласные звуки и буквы 1 17.09
Слоговой анализ и синтез слов, фонематический анализ и синтез слов 1 25.09
Буквы а – я, о – ё, у – ю, э – е после твердых и мягких согласных 1 01.10
Дифференциация твердых и мягких согласных, звонкие и глухие согласные. 1 07.10
II часть Словоизменение имен существительных 3 15.10 22.10 29.10
Словоизменение имен прилагательных 3 12.11 19.11 26.11
Согласование существительных с прилагательными 2 03.12 10.12
Словоизменение глаголов 3 17.12 24.12 14.01
Согласование существительных с глаголами 2 21.01 28.01
Словообразование. Однокоренные слова 2 04.02 11.02
Безударные гласные в корне слов 2 18.02 25.02
Суффиксальное словообразование 1 04.03
Словообразование при помощи приставок 1 11.03
Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание 2 18.03 01.04
Многозначность слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы 2 08.04 15.04
III часть Предложение. Связь слов в предложении 2 22.04 29.04
Текст. Главные и второстепенные члены предложения. 2 13.05 20.05
Работа над текстом, составление рассказа 1 27.05
Тематическое планирование
4 «б» класс – 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический 2 02.09 09.09
Коррекционный 32 I часть Гласные звуки и буквы, согласные звуки и буквы 1 16.09
Слоговой анализ и синтез слов, фонематический анализ и синтез слов 1 23.09
Буквы а – я, о – ё, у – ю, э – е после твердых и мягких согласных 1 30.09
Дифференциация твердых и мягких согласных, звонкие и глухие согласные. 1 07.10
II часть Словоизменение имен существительных 3 14.10 21.10 28.10
Словоизменение имен прилагательных 3 11.11 18.11 25.11
Согласование существительных с прилагательными 2 02.12 09.12
Словоизменение глаголов 3 16.12 23.12 13.01
Согласование существительных с глаголами 2 20.01 27.01
Словообразование. Однокоренные слова 2 03.02 10.02
Безударные гласные в корне слов 2 17.02 24.02
Суффиксальное словообразование 1 03.03
Словообразование при помощи приставок 1 10.03
Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание 2 17.03 07.04
Многозначность слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы 2 14.04 21.04
III часть Предложение. Связь слов в предложении 2 82.04 05.05
Текст. Главные и второстепенные члены предложения. 2 12.05 19.05
Работа над текстом, составление рассказа 1 26.05
Тематическое планирование
4 «в» класс – 34 часа
Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата
Диагностический 2 04.09 11.09
Коррекционный 32 I часть Гласные звуки и буквы, согласные звуки и буквы 1 18.09
Слоговой анализ и синтез слов, фонематический анализ и синтез слов 1 25.09
Буквы а – я, о – ё, у – ю, э – е после твердых и мягких согласных 1 02.10
Дифференциация твердых и мягких согласных, звонкие и глухие согласные. 1 09.10
II часть Словоизменение имен существительных 3 16.10 23.10 30.10
Словоизменение имен прилагательных 3 13.11 20.11 27.11
Согласование существительных с прилагательными 2 04.12 11.12
Словоизменение глаголов 3 18.12 25.12 15.01
Согласование существительных с глаголами 2 22.01 29.01
Словообразование. Однокоренные слова 2 05.02 12.02
Безударные гласные в корне слов 2 19.02 26.02
Суффиксальное словообразование 1 05.03
Словообразование при помощи приставок 1 12.03
Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание 2 19.03 02.04
Многозначность слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы 2 09.04 16.04
III часть Предложение. Связь слов в предложении 2 23.04 30.04
Текст. Главные и второстепенные члены предложения. 2 14.05 21.05
Работа над текстом, составление рассказа 1 28.05
Список литературы
Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.