Групповой проект Мысль семейная в жизни и романе Л.Н. Толстого Война и мир


Название группового проекта «Мысль семейная» в жизни и в романе Л.Н. Толстого
« Война и мир».
Учитель русского языка и литературы: Феоктистова И.А.
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой). Проблема: Какая семья, по Толстому, может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни? 
По характеру доминирующей в группе деятельности: проект исследовательский.
Предметная область: литература.
Участники проекта: учащиеся 10 класса.
По количеству участников: коллективно-групповойПродолжительность работы: 4 урока
Краткая аннотация проекта:
Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе "Война и мир" является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Можно ли согласиться с этим утверждением? 
Цель учебного проекта: вызвать интерес к изучению произведения, попытаться ответить на вопрос: «Какие семьи счастливые?»
Задачи проекта: расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся; приобщение к культуре исследования; воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности. 
Продукт в итоге реализации проекта: участие в данном проекте позволит учащимся приобрести новые знания, опыт самостоятельной деятельности, принятия решений, организации собственной деятельности, работы в группе; школьники, работая с различными источниками информации (книги, интернет-ресурсы), смогут более глубоко познакомиться с произведением «Война и мир» Л.Н.Толстого, проанализировать данное произведение с точки зрения семейных ценностей; создание презентации, собственных публикаций, статей для школьной стенгазеты, написание эссе «Какой я представляю себе мою будущую семью?»
Этапы работы над проектом.
Этап I. Ценностно-ориентированный (1 урок).
На этом этапе учитель должен заинтересовать учащихся, мотивировать их на участие в проекте. На одном из уроков изучения творчества Л.Н.Толстого актуальными могут стать такие проблемные вопросы: какая семья может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?  Продуктом проекта должна стать исследовательская работа, представленная в виде презентации.
Этап II. Конструктивный (1 урок)
На этом этапе необходимо наметить план работы над проектом.
Ученики: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают критерии успеха. 
Задание распределяется по группам:1-я группа изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого. Гипотеза: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой). 2-я группа - анализирует сцены, показывающие семейную жизнь Болконских в романе «Война и мир». Гипотеза: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге.
3-я группа – семья Ростовых. Гипотеза. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство.
4-я группа - Курагины. Гипотеза. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Остальные учащиеся участвуют в оформлении школьной стенгазеты, где они могут поместить собственные статьи на тему о семье, используя цитаты (высказывания Л.Н.Толстого).
Учитель: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает, консультирует.
Этот этап включает также самостоятельную работу с информацией, анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работу над проектом и его оформление.
Этап III. Оценочно-рефлексивный (1 урок)
На данном этапе работы над проектом происходит оценивание имеющихся результатов деятельности, причём оценивает как учитель, так и сами учащиеся проекта. Для проведения рефлексии нужно ответить на несколько вопросов, которые помогут оценить результаты работы.
Какие функции ты выполняешь как участник проекта?
Что тебе особенно нравилось делать во время работы над проектом?
Чему ты научился во время работы над проектом?
Где и как ты сможешь применить полученный опыт?
Оцени свой вклад в общее дело по 5 б. шкале (5-это максимальный балл, а 0-самый минимальный балл).
Этап IV. Презентативный (2 урока)
Защита проекта на открытом уроке. Представление презентации. Отзывы приглашённых, анкетирование участников.
Задачи: 1.Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
2.Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся. 3.Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни. Затем для изучения мнений уч-ся по поводу ценностных ориентаций семьи, можно провести анкетирование. Самую значимую ценностную ориентацию в семье обозначьте цифрой 9 и т.д., самую менее значимую для вас - цифрой 1. Результаты анкетирования уч-ся можно представить на доске в виде графика. Возврат к проблеме. "И все-таки есть семьи счастливые и несчастливые". Вопрос учащимся: Какие семьи, представленные в романе "Война и мир", вы назвали бы счастливыми? Почему? Предполагаемые ответы учащихся: семью Болконских, Ростовых. Вывод. Таким образом, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой описывает семьи, разные по типу родительского отношения, своей структуре, направленности и ценностям, характеру воздействия на ребенка и воспитательному потенциалу. Мы видим "войну" и "мир" взаимоотношений в семье. Подведение итогов. Итак, каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям. Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. 
Задание на дом: написать эссе «Какой я представляю себе мою будущую семью?».