Открытый урок по математике. Доли и дроби.
Пояснительная записка к ЦОР «Обыкновенные дроби».
Ресурс разработан для 5, 6 класса, при изучении понятия «Доли».
В 5-6 классах для многих обучающихся очень сложным становится переход от натуральных чисел к рациональным числам. Новые, достаточно сложные понятия «доли», «дробь» и алгоритмы работы с дробями могут быть более наглядны и доступны для понимания большего числа обучающихся, если применять презентации.
На слайдах можно показать деление целого на равные части – доли. Большой выбор объектов, которые можно использовать для демонстрации. Я использовала арбуз, доли дыни, плитку шоколада, земельные участки, геометрические фигуры. В различных учебниках по математике также используются различные объекты. И это очень важно для формирования понятия «доли» - делить на равные части можно любой предмет. И не только материальный предмет, в дальнейшем обучающиеся встретятся, например, с долями времени. При изучении новых математических понятий очень важную роль играет наглядность.
Игра «Доли» может быть использована не только в классе, где установлена мультимедийная доска. Игровые программы в PowerPoint можно с успехом применять в классе, где установлен мультимедийный проектор. Причем работать можно в разных режимах, менять алгоритмы работы с игрой, разнообразность и новизна всегда привлекает внимание. Например, учитель приглашает к компьютеру ученика. Ученик работает с мышкой. Ошибочные клики увидит весь класс. Этот вариант очень хорош.. 2-3 слайда одному ученику, затем, другой «счастливчик» бежит. Движение по классу – дополнительная физминутка. Другой вариант: ученик у доски с указкой выбирает и указывает на дробь, делая объяснения. За компьютером работает учитель. К доске можно пригласить нескольких учеников. И еще один вариант. Но необходима мышь с дистанционным управлением. Учитель передает мышь ученикам, и они работают с мышкой на своем рабочем месте.
Предложенную игру можно как организовать соревнование по группам, поделив класс на две команды, продумав правила игры-соревнования. Например, если сделан ошибочный клик мышью, переход хода.
Эту оболочку презентации можно дополнять новыми заданиями, изменяя рисунки. Если на вашем ПК загружен редактор математических формул, то можно изменять дроби по следующему алгоритму. Щелкнуть по дроби ПКМ, выбрать команду Объект формула – Изменить. Замените числитель и знаменатель дроби. И наконец – файл – обновить.
Таким образом, можно создавать новые слайды с другими картинками, изменяя дроби. А значит, применять оболочку презентации неоднократно. А многократное повторение поможет детям привыкнуть к новым сложным числам – обыкновенным дробям.
Задание на слайде 21 развивает пространственное воображение, нестандартное мышление. А догадаются ли ваши ученики, что дроби 13 EMBED Equation.3 1415 равны?!
Не обойтись без примеров и при изучении алгоритмов сравнения дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями. Эти правила с трудом даются многим обучающимся и в 5-6 классе. Только наглядные иллюстрации убедят наших учеников, что из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой больше числитель. А из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой меньше знаменатель. При изучении этих правил, обязательна наглядность.