Урок литературы в 5 классе «Изображение подвига русского народа в стихотворении М.Ю.Лермонтова


План-конспект урока литературы в 5 классе
«Изображение подвига русского народа в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" (1 урок)
Тема урока
Изображение подвига русского народа в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" (1 урок)

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)
Учебная : познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер, с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”, показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства (литература, ИЗО), познакомить с подвигом уроженца Орловской земли генерала А.П.Ермолова.
Развивающая: обогащение словарного запаса: знакомство с устаревшей лексикой, овладение выразительными средствами языка;
развитие воображения, фантазии, наблюдательности;
Воспитывающая: воспитывать любовь и уважения к великому прошлому России, гордость за свою малую родину, давшую России героя Отечественной войны генерала А.П.Ермолова

Тип урока
Интегрированный урок изучения нового материала

Основные термины и понятия для изучения
монолог, диалог, идея и тема произведения.


Оборудование
Выставка книг М.Ю.Лермонтова “Бородино” (различные издания).
Репродукции картин русских художников, объединенные общей темой “Бородинское сражение”. Героический подвиг русского народа в войне 1812 года., мультимедийная презентация, отрывок из художественного фильма "Война и мир"

Формы работы
Индивидуальная, групповая

Методические приемы мотивации обучения
Удивляй
Картинная галерея

Методические приемы проверки домашнего задания
Верю -не верю
Узнай меня

Межпредметные связи
Русский язык, изобразительное искусство, краеведение






План-конспект комбинированного урока
Этап урока
Время, мин.
Приёмы и методы
Содержание деятельности

Организация начала урока
1 мин
Словесный
Приветствие, позитивный настрой

Мотивация учебной деятельности
2 мин
Картинная галерея

Удивляй

На стенде иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева", изображающая Снежную королеву и Герду, иллюстрация к сказке В.Гаршина «Attalea princeps», изображающая пальму, пробившую купол оранжереи и штык ружья.
Слово учителя: Обратите внимание на стенд. Сегодняшний урок связан с одним понятием, которое объединяет все эти предметы. Но чтобы понять, о чем именно идет речь, нам предстоит выполнить небольшую работу.

Проверка домашнего задания
5 мин
Узнай меня
Верю -не верю

Учащимся предлагается выполнить мини-тест по произведениям Г.Х Андерсена ("Узнай меня"- по характеристике определить имя героя сказки) и В.Гаршина "Верю -не верю" - соотнести цитаты и события сказки )

Актуализация опорных знаний
6 мин
Исследовательский
Что совершают герои изученных произведений? С каким понятием это связано? ( герои совершают подвиг во имя спасения другого и во имя свободы. Выстраивается ассоциативная цепочка: подвиг - бой - сражение - битва, слова записываются на доске ) Именно с этим и понятиями и связан наш сегодняшний урок. Вот почему на стенде штык от ружья. Что вам говорит дата 1812 год? (Война с французами) В этом году в нашей стране отмечалось 200-летие Бородинской битвы. Именно об этом событии рассказал нам М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении, написанным на 25-ю годовщину сражения .

Изучение нового материала
8 мин




2 мин
Словесно-индуктивный
С творчеством М.Ю.Лермонтова вы познакомились еще в начальной школе. Сегодня мы продолжим это знакомство( слово учителя о поэте и чтение стихотворения , показ презентации "Виртуальное путешествие по Бородинскому полю"( в презентации представлены картины русских художников о Бородинской битве и фрагмент фильма "Война и мир").
Сообщение подготовленного ученика о нашем земляке - генерале А.П.Ермолове, участнике сражения.

Первичная проверка усвоения знаний
3 мин
Эвристическая беседа
О каком же событии рассказывается в этом стихотворении?
Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе? (Вспомним басню И. А. Крылова «Волк на псарне».)

Первичное закрепление знаний
7 мин

Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?
Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?
Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве? ( Объясняю, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком).
Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородино?
С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?
Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»? С каким чувством произносит это старый солдат?
(По ходу работы обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.)

Контроль и самопроверка знаний
2 мин

Запишите в тетради ответы на вопросы:
Кто главные герои стихотворения?
Каким чувством проникнуто это стихотворение?

Подведение итогов урока. Рефлексия
2 мин
Прием:
Подведение итогов
На уроке я узнал ...
Я понял...

Информация о домашнем задании
2 мин

1 Прочитать произведение и выучить отрывок наизусть.
2. Составить словарик устаревших слов из текста
3. Подумать над вопросом:"Почему все-таки Москва была сдана врагу?
4. Сделать иллюстрации к произведению( по желанию)










МБОУ "Овсянниковская средняя общеобразовательная школа"




Изображение подвига русского народа в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино





Подготовила: Квитковская Т.Е.
[ђ Заголовок 1Rђ Заголовок 215