Проектная деятельность школьников на уроках технологии


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дашковская средняя общеобразовательная школа»
Публичное выступление на тему:
«Сила народных традиций через проектную деятельность школьников»
Подготовила учитель технологии
Ялунина Наталья Леонидовна
Серпуховский район, 2016г.
В федеральном государственном стандарте определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, подчеркивается необходимость формирования у учащихся первичных представлений о культурных традициях, многообразии стран и народов, в результате которого осуществляется социокультурное развитие обучающихся.
«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете…»
В.В. Путин
Исходя из вышесказанного, из наиболее эффективным вариантом решения этой проблемы является метод проектов. Почему? При умелом руководстве педагога дети определяют проблему и практически самостоятельно ищут пути ее реализации.
Проект – это 5 П: при помощи данной логической схемы учащиеся имеют возможность проявления творческих способностей в создании своего проекта.
Наша школа уже несколько лет работает по методу проектов. За эти годы были реализованы проекты, направленные на формирование социокультурных ценностей русского народа.
«Традиции в моей семье»
«Родословная моей семьи»
«Что таит бабушкин сундук»
«Тайны лоскутного шитья»
«История русского костюма»
«Русский народный сарафан»
Этнограф Галина Маслова классифицировала традиционный русский костюм на 3 типа: северо-русский, южнорусский, костюм «кубулёк». В северных губерниях: Архангельской, Новгородской, Псковской, Карельской характерен сарафанный комплекс одежды.
Кондрашова Мария - победитель муниципального и участник регионального этапа школьников выполнила проект «Изготовление сарафана Архангельской губернии из села Ненёкса». Работа выполнена по старинным лекалам, сшита вручную и была высоко оценена международной дистанционной олимпиадой по технологии KID OLIMP.
Женскую рубаху называли в старину «изподкой», «сорочкой». До 8 лет в семье дети носили рубахи, а затем мальчикам одевали порты, а девочкам шили сарафаны.
Девушка могла иметь несколько десятков рубах. Украшение рубах строго регламентировалась возрастом женщин. Молодые девушки носили довольно скромные рубахи, перед замужеством и период сватовства – праздничный и очень нарядные. Украшались вышивкой по вырезу ворота, низу изделия, рукава. По отделки рубахи можно было отличить и возраст женщины, её семейный достаток, семейное положение. Владимирова Елена выполнила проект по теме «Изготовление праздничной цельной рубахи».
Сарафан происходит от иранского слова «сарапа» - означающее «С ног до головы». Количество сарафанов в приданом девушки доходило до 15 штук. К традиционным сарафанам можно отнести
- косоклинный туникообразный глухой;
- косоклинный распашной с застёжкой спереди;
- прямой сарафан на лямках;
- прямой отрезной на лифе
На слайде Владимирова Елена демонстрирует подобный сарафан. Интересен его крой: длина ткани 3 метра и всего один шов сзади. Такой сарафан носили с рубахой долгорукавкой.
Практическое освоение учащимися даже части художественного богатства народного костюма способно во многом изменить их эстетические ориентиры. Модели одежды Благодатковой Елены и Аракеловой Анны – тому подтверждение.
Сам крой народной одежды и приёмы её шитья предполагали безотходное использование материала. Всё это давало бережному и расчётливому крестьянскому уму толчёк к лоскутному творчеству. Так родились темы для проектов «Изготовление изделий в технике лоскутного шитья».
Карпушкина Ирина - дважды победитель регионального этапа школьников и дважды стипендиат премии губернатора МО. Её проектные работы «Лоскутное одеяло», «Коврик – подарок маме» с фотографии членов многодетной семьи закрепили понятия большой и малой Родины, изучили свою родословную, расширили знания о народном прикладном искусстве.
Многоцветная роспись узоров просматривается в творческом проекте Даниловой Марины «Комплект для дачного домика», состоящий из скатерти и настенного панно. Родина… Отечество…Мать…. Отец….. – суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родному дому и семье.
Данилова Марина и Ганзий Маргарита получили награды от VII Всероссийского интернет – конкурса учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М.И. Гуревича.
Метод проектов – это подготовка детей к исследовательской деятельности, обучение их умениям исследовательского поиска - это важная задача современного образования. Так мы познакомились с новой современной техникой декорирования изделий «пейп-арт» и использовали её в проекте по изготовлению сундука и фонарика, выполненных из картона.
Сундук или «коробьи» был исконно – русской утварью. Считался семейной реликвией. В деревенских семьях у каждой девушки с 15 лет был собственный сундук, куда складывалось приданое он служил показателем зажиточности рода из которого она происходила. Торжественный внос сундука невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда. Ярусова Ирина - автор проекта и призёр регионального этапа олимпиады школьников по технологии и стипендиат премии губернатора МО.
В 2011 году в нашей школе была введена внеурочная деятельность по ФГОС «Русская тряпичная кукла» - программа внеурочных занятий в 5 классе. Многие из учителей умеют не только мастерить куклы, но и видеть за их неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков.
В куклы не только играли, с ними справляли календарные обряды, они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, дарили на день рождения.
«Пеленашка» - первая из кукол, самая важная для младенца. Куколку клади в колыбель к ребёнку в качестве оберегов от злых духов. Она проста в исполнении и её можно сделать за несколько минут.
Куклу «Неразлучники» очень бережно хранили в семье. Её дарили на свадьбу молодым, у них одна общая рука. Когда в семье появлялись детки, хозяюшка навешивала кукол из ниток между супругами-неразлучниками, так рождалась большая дружная семья.
«Зайчик на пальчик» - это первая игрушка для малыша. Мама одевала зайчика на пальчик ребёнку и вот уже он ручками водит, сам себя развлекает. А мама занимается домашними делами.
Изготавливая куклу, дети узнавали разные истории: так, если бы мы родились тысячу лет назад, нас назвали бы : Щукой, Чижом, Вишенкой, а если первенец в семье, то Перваком. Рождённый в день святого носил имя греческое, римское, еврейское. Сохранились и славянские имена: Владимир, Ярослав, Лада. У детей возникала потребность узнать, что означает его имя.
«Кормилка-вепская» - из рваных лоскутков многослойная куколка, похожая на цветок. Когда девочки входили в пору невест, они давали парню куколку и смотрели, как он её берет, как рассматривает. Решали, пора ли ему жениться или ещё рано.
Известно, что в травах находятся эфирные масла. Запахи ромашки, сосны, чебреца, мяты, душицы. Успокаивают, снимают усталость, помогают отогнать надоедливых насекомых. Подвешивали такую куклу над колыбелью ребёнка, а ещё дарили друзьям, родным, близким. Основным результатом является несовершенствование в изготовлении куклы, а впечатление и интерес. Через куклу дети начинают постигать свои корни. У них сформировались коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенция.
Так у детей сформировалось коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности.
Международный конкурс «Зелёная планета» в номинации «Показ моделей одежды» сподвиг на создание творческого коллектива «Мастерицы». В течение пяти лет мы с детьми изготавливали модели одежды, снимали видео-показы и очень отрадно, что все 5 раз коллектив «Мастерицы» становился победителей конкурса.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.