Рабочая программа дополнительного образования Волшебные шарики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №10 города Красноармейска Саратовской области»412800,Саратовская область город Красноармейск, ул. Интернациональная д.20 тел.(884550)2-15-35
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ»
Программа разработана
воспитателем МБДОУ № 10
I квалификационной категории
Федоровой Т.В.
г. Красноармейск, Саратовская область
2014 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Задачи.
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и психических процессов:
· произвольного внимания; · логического мышления; · зрительного и слухового восприятия; · памяти, речи детей. 3. Формировать навыки учебной деятельности: · умение действовать по словесным инструкциям; · умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; · контролировать собственные действия.
4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4- 6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы 2 года.
Предусматривается 2 этапа работы: - 1 - с детьми 4-5 лет (средняя группа);
- 2 – с детьми 5 – 6 лет ( старшая группа ).
Формы и режим занятий.
При наполняемости группы 12 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, по 6 человек в один день.
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от учебной нагрузки на детей, в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - 20 минут - в средней группе и 25 минут в старшей группе. Гибкая форма организации детского труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Формы проведения итогов реализации программы:
· выставки детских работ в детском саду;
· дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Учебно - тематический план.
1 ЭТАП (4-5лет) Бумажные шарики.
Бумажные шарики более мелкие, чем комки. Из них составляют картинки. Для работы необходима раскраска с изображениями какого-либо предмета или животного. Эту картинку желательно частично раскрасить, чтобы сузить поле деятельности ребёнка, поскольку малыш ещё не умеет долго сосредотачиваться, на чем-либо одном и ему нужно быстрее получить результат. Сначала ребёнка учат скатывать комочек из небольшого квадрата салфетки. Лучше всего, чтобы он делал это тремя пальцами (большим, указательным, средним), совершая круговые движения. Но на начальном этапе можно разрешить скатывать бумажный квадрат ладонями. Затем ребёнок должен наклеить бумажные шарики на приготовленную картинку, стараясь плотно прижать их друг к другу. Нужно закрыть шариками площадь внутри контура изображения.
Сентябрь
1. Вводное занятие. Знакомство с бумагой. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.
2. «Бумажные комочки». Практическое занятие. Упражнение по скатыванию мелких комочков.
Октябрь
1. «Веточка рябины».
2. «Осеннее дерево».
Ноябрь
1. «Что нам осень подарила».
2. «Зайчик беленький сидит».
Декабрь
1. «Снеговик».
2. «Новогодняя ёлочка».
Январь
1. Оформление выставки детских работ.
2. «Кто живет в зимнем лесу».
Февраль
1. «Снег, снег кружится».
2. «Веточка мимозы».
Март
1. «Цветы для мамы».
2. «Сказочная птица».
Апрель
1. «На птичьем дворе».
2. «В деревне у бабушки».
Май
1. «Букет сирени».
2. Презентация детских работ.
2 ЭТАП (5-6 лет) Бумажные шарики.
Бумажные шарики еще более мелкие. Из них составляют картинки. Для работы необходим контур какого-либо предмета или животного. Сначала ребёнок скатывает комочки из небольших квадратиков салфетки. Лучше всего, чтобы он делал это тремя пальцами (большим, указательным, средним), совершая круговые движения. Затем ребёнок должен наклеить бумажные шарики на приготовленную картинку, стараясь плотно прижать их друг к другу. Нужно закрыть шариками площадь внутри контура изображения. Учить детей самостоятельно подбирать цветовую гамму.
Сентябрь
1. Вводное занятие.
2. «Игрушки»
Октябрь
1. «Осенние листья».
2. «Дары осени».
Ноябрь
1. «Грибы»
2. «Сказочный герой»
Декабрь
1.-2. «Мастерская Деда Мороза».
Январь
1. Оформление выставки детских работ.
2. «Поет, зима аукает»
Февраль
1. «Подарки для пап».
2.
Март
1. «Цветы для мамы».
2. «Птица»
Апрель
1.-2. «Забавные зверушки».
Май
1. «День Победы»
2. Презентация детских работ.
Приложение 1