Рабочая программа по внеурочной деятельности Дорожная азбука


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на методическом
объединении замдиректора по УВР директор школы
Прот. № ___ от________ 2016 г.
Руководитель __________ _________ Баранов О.В.
_________ Пр. № от __.08.2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Дорожная азбука»
для учащихся 4-Б класса
базовый уровень
на 2016-2017 учебный год
учитель Козлова В.В.
2016 г.
Введение
Рабочая программа учебного предмета «Дорожная азбука» для 1 - 4 класса разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Дорожная азбука».
Место курса учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 4 года, 270 часов. В 1 классе – 66 часа, 2-4 классы по 68 часа. Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности.
Содержание учебного предмета
4 класс
I. Основы здорового образа жизниОсновные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощиПервая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного)Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.Безопасное поведение на природеОриентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.Безопасное поведение на водеОсновные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.К концу 4 класса учащиеся должны знать: · правила перехода дороги;· правила движения на велосипедах;· правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;· основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;· как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;· меры пожарной безопасности при разведении костра;· когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;· основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).К концу 4 класса учащиеся должны уметь: · правильно переходить дорогу, перекресток;· ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;· вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;· оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
Календарно-тематический план
4 класс
№ п/пТема занятия Количество часов Дата проведения
1 Вводное занятие.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 1 Ориентировка в окружающем мире 2 Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта 1 3 Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. 2 4 Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения. 2 5 Творческая работа «Мой друг велосипед» 1 6 Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого» 1 7 Проект «Транспорт будущего». 2 Ты – пешеход 8 Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). 1 9 Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. 1 10 Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». 1 11 Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний 1 12 Информационные знаки 1 13 Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». 2 14 Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков» 1 15 Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). 2 16 Особенности светофоров на железнодорожных переездах. Меры безопасности на железной дороге 1 17 КВН «Азбука безопасности» 1 18 Нерегулируемые участки дороги.
Целевая прогулка 1 19 Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях 1 20 Разработка памяток для водителей
«Тише едешь, дальше будешь» 1 21 Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения» 1 Ты – пассажир 22 Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле с бортами. 2 23 Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. 2 24 Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. 1 25 «Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП» 1 26 Викторина «У дорожных правил каникул нет». 1 27 Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность». 1 Всего 34