Программа по дополнительному образованию в средней группе Развивающие игры


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №_____
от«____»_____________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы
по дошкольному образованию
___________ А.В.Кривоноговаот«_____»______________2015г. УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________ В.П.ШироковаПриказ №____
от«___»____________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Развивающие игры»
познавательного направления
для детей 4 - 5 лет
срок реализации 2016 – 2017 учебный год



Составитель:
воспитатель дошкольных групп
I квалификационной категорииЕ.А. Овечкина

п.Мулымья, 2015 год
I Паспорт программы.1 Полное название
программы Объединение дополнительного образования для детей 4 – 5 лет, средняя группа «Развивающие игры».
2 Автор программы Воспитатель дошкольной группы
I квалификационной категории
Овечкина Елена Анатольевна
3 Руководитель программы Воспитатель дошкольной группы
I квалификационной категории
Овечкина Елена Анатольевна
4 Рецензент Заместитель директора по дошкольным группам Кривоногова Анна Владимировна.
5 Организация – исполнитель МКОУ Мулымская СОШ, улица Лесная 6 –а, телефон (факс) 55 – 2 – 72,
директор школы: Широкова Валентина Петровна,
автор – воспитатель дошкольных групп Овечкина Елена Анатольевна.
6 Территория Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Кондинский район, п. МулымьяМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская средняя общеобразовательная школа.
7 Юридический адрес организации 628231 п.Мулымья, улица Лесная 6 –а, Кондинский район, Тюменская область, ХМАО – Югра
8 Телефоны Телефон (факс) 55 – 2 – 72
9 Форма проведения Групповая, индивидуальная.
10 Уровень реализации Дошкольное образование.
11 Уровень освоения Углубленный.
12 Способ освоения содержания Теоретические и практические занятия,
репродуктивный, эвристический.
13 Цель программы Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
14 Задачи программы Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве.
Закрепление умений и навыков в счете, измерениях.
Формирование обще учебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами.Формировать у дошкольников интерес к логическим играм;
Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности
15 Специализация программы (направленность) Познание
16 Сроки реализации 2016 – 2017 учебный год
17 Вид программы Составительская
18 Количество подпрограмм -
19 Место проведения п. Мулымья, МКОУ Мулымская СОШ группа младшего дошкольного возраста
20 Официальный язык программы Русский
21 Общее количество участников программы 12
22 География участников
Целевые группы п. Мулымья, Кондинского района, ХМАО – Югры.
Воспитанники дошкольной группы МКОУ Мулымская СОШ 4-5 лет, заинтересованные в занятиях «Развивающие игры».
23 Список воспитанников 1 подгруппа
Антонова Аня.
Голубева Василина.
Докучаева Саша.
Кузьмина Арина.
Квашнина ДаринаБаранюк Савелий.
2 подгруппа
Плотникова Диана
Садыкова Диана
Терещенко Настя
Смирнова Устинья
Шорохов Влад
Ниденталь Костя
24 Условия участия в программе Желание родителя ребенка получить предлагаемый объем знаний, умений, навыков, подкрепленное личным заявлением родителя.
25 История осуществления
(год создания объединения) 01.09.2015год
26 Ожидаемые результаты Развитие познавательных процессов, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
27 Общая информация и примечание Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны, для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр-интерес-познание-творчество-становятся максимально действенными, так как, игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги забавного героя или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок добивается какого-то «предметного» результата. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - умственного развития дошкольников.
II Пояснительная записка.
Математика выявляет порядок,
Симметрию и определенность.
А это важнейшие виды
прекрасного
(Аристотель)
Программа дополнительного образования «Развивающие игры» реализует познавательное направление в средней дошкольной группе в соответствии с:
- Конституцией РФ;
-Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.»;
-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
-Уставом муниципального казенного образовательного учреждения Мулымская средняя общеобразовательная школа;
-Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 Закон РФ «Об образовании»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидеомологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2015-2016 учебный год; календарный учебный график на 2015-2016 учебный год);
Дошкольные группы МКОУ Мулымская СОШ реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.Н.Комаровой, М.А.Васильевой, которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры.
Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства "складывается" человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять. Перемены последних лет показали несостоятельность "стандартной личности". Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Помочь в формировании такой личности может "Развивающее обучение." Активно используя в работе элементы развивающего обучения, убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Развивающие игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения. Будущее страны зависит от того, насколько грамотно и всесторонне будут развиты наши дети. Многие педагоги отмечают то, что самым перспективным методом обучения детей становится, так называемое, развивающее обучение. Этот вид обучения направлен на всестороннее развитие умений и способностей ребенка. Одним из элементов развивающего обучения, несомненно, является игра. С самого детства родители должны следить затем, во что и как играет их ребенок. Правильная форма игры залог будущего успеха ребенка. Существует масса всевозможных игр, но более всего детям нравятся игры, в которых приходится решать логические задачи. Решая задачи, ребенок учится, а обучаясь чему либо, приобретает неоценимый опыт.
Актуальность программы заключается в том, что в дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем и палочки разработанные бельгийским математиком Х.Кюизенером, для ранней логической пропедевки, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. В процессе деятельности дети приобретают умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, это формирует культуру общения.
Целью программы является развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
-закрепление умений и навыков в счете, измерениях;
-формирование обще учебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами;
-формировать у дошкольников интерес к логическим играм;
-развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для воспитанников 4 – 5 лет, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Развивающие игры» отводится 74 ч. в год (2 занятия в неделю по 1 часу, всего 2 часа в неделю, 37 недель). Занятия проводятся по 20 минут в соответствии с нормами СанПиНа.
Для успешной реализации программы дети будут работать по подгруппам по 6 человек .Программа строится на следующих концептуальных принципах:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманизма: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
- принцип доступности: обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Особенности реализации программы: Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал секцию, то на любом этапе обучения он может начать посещать ее. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными. Кружковая работа организуется в специально отведенном месте группы, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Первое полугодие – занятия по теме «Блоки Дьенеша».
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Второе полугодие – изучение темы «Палочки Кюизенера».
С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года . По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Программа включает следующие разделы:
1Логические блоки Дьенеша2.Палочки КюизенераФормы работы: – групповые и индивидуальные занятия. Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:
Непосредственная образовательная деятельность в форме игры.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.
Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Методы работы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Словесный
2. Наглядный
3. Практический (работа со схемами, с карточками-свойствами, по алгоритму и т. д.) .4. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) ;-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
5. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный;
- групповой (работа в парах);
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Содержание тем.
В основе программы лежит система постоянно усложняющихся развивающих игр и познавательных заданий. Игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение, понимание математических терминов и моделирование. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей в кружке направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей и приобретение новых знаний за пределами основной программы дошкольного образования. Распределение программного материала кружка представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, а также умений для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное и конструктивные умения, что способствует творческому развитию личности дошкольника
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – занятия- конкурсы ;
итоговый – открытые занятия.

Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны уметь
сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;
различать оттенки цвета, следовать устным инструкциям и работать по схемам;
запоминать отличительные признаки геометрических фигур;
ориентироваться в пространстве;
фантазировать, моделировать, конструировать;
уметь составлять целое из частей;
уметь пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё);
уметь прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям.
выражать свои мысли и суждения .слышать и слушать друг друга;
проявлять индивидуальные и творческие способности.
Предполагаемые результаты реализации программы-
развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
Механизм оценки полученных результатов
Качественная реализация программы невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика , которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей. Ее проводит воспитатель с помощью тестов - заданий . Не менее важно и педагогическое обследование, которое показывает качество освоения детьми образовательного материала программы. Результатом хорошего освоения образовательного материала является перенос представлений и умений на другие игры (например развивающие игры Никитина, Монтессори) и высокие показатели усвоения программного материала.
Формы проведения итогов реализации программы
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
• Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.
Механизм реализации программы. Механизм реализации программы включает в себя несколько периодов.
Период Содержание Результаты
Подготовитель
ный Разработка программы Выявление индивидуальных, творческих творческихныйобъединения; индивидуальных,
Оснащение материально - технической базы; способностей детей.
Набор детей в объединение. Основной - Проведение Организация и
индивидуальных и Проведение мероприятий
коллективных занятий; внутри объединения, для родителей
- знакомство с логическими блоками
Дьенеша
Дьенеша и палочками Кюизенера;
-организация и проведение занятий;
- организация проведение и открытый заняти - показ мероприятий; -Подготовка и проведение фотовыставки
Детских работ детских работ;
-
- -изготовление родителями карточек-
символов символов;
Итоговый Показ открытых занятий, фотовыставка
Оценка занятий
для родителей
Оценка фотовыставок родителями
. Формой подведения итогов реализации программы считать:
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
• Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.
Содержание работ Теория Практика Общее количество часов
1.Организационная работа(диагностика). 4 4 8
2. Пальчиковая гимнастика - 3 3
3. Упражнение на образование числа 7 7
4. Художественное слово 4,5 4,5
5. Игровые упражнения - 25 25
6. Дидактическая игра - 16,5 16,5
7. Моделирование из палочек - 10 10
8. Резерв - - -
III Учебно – тематический план
IV Календарно – тематический план

п/п Название темы Количество часов Форма занятия, приёмы и методы Дидактический материал Техническое оснащение Форма подведения итогов Дата
1 подгруппа 2 подгруппа
теория практика 1. Развивающие игры.
Знакомство. 1 1 Педагогическое обследование. Набор заданий - мониторинг 02.09 04.09
2 Развивающие игры 1 1 Педагогическое обследование Набор заданий мониторинг 09.09 11.09.
3. Знакомство с палочками Кюизенера.
Дидактическая сказка «царство разноцветных палочек». 2 Дидактическая игра. Набор палочек Кюизенера. - Закрепление правил использования дидактического материала. 16.09 18.09
4. «Разноцветная улица» (большие и маленькие домики)-сравнение палочек по длине 2 Игровое упражнение. Набор палочек Кюизенера. - Закрепление оттенков цвета 23.09 25.09
5. «Верх-вниз». 0,5 1,5 Дидактическая игра , пальчиковая гимнастика. Набор палочек Кюизенера, схемы Закрепление представлений об возрастающем, убывающем порядке 30.09 02.10
6.
«Олень» 2
Практическая работа(моделирование из палочек) Наборы палочек Кюизенера, схемы Закрепление знания оттенков цветов. 07.10. 09.10
7. «Знакомство с блоками Дьенеша » 2 Игровое упражнение, продуктивная деятельность
Обручи ,набор блоков Дьенеша, игрушка медведь. Закрепление понятий «большие», «маленькие» 14.10 16.10
8. «Толще, тоньше» 0,5 1,5 Заучивание четверостишия, дидактическая игра «Помоги зайке» Набор фигур, игрушка - заяц. Закрепить сравнение форм по размеру. 21.10 23.10
9. «Выбери фигуры». 0,5 1,5 Игровое упражнение, заучивание четверостишия; продуктивная деятельность Наборы фигур, схема. Закрепить отличительные признаки треугольника. 28.10 30.10
10. «Разноцветные дорожки». 0,5 1,5 Заучивание четверостишия, игровое упражнение; продуктивная деятельность. Наборы фигур, схема. Закрепить отличительные признаки квадрата. 04.11 06.11
11. «Помоги фигурам не заблудиться». 0,5 1,5 Заучивание четверостишия, .игровое упражнение Наборы фигур. Закрепить отличительные признаки прямоугольника 11.11 13.11
12. «Засели домики» 0,5 1,5 Заучивание стихов, игры-упражнения. Наборы фигур. Ноутбук. Практическая работа «Составь квадрат из фигур» 18.11
20.11
13.
«Найди фигуру».
0,5
1,5
Игры-упражнения; продуктивная деятельность; заучивание четверостишия.
Наборы фигур. Игрушки. Закрепить знание о ромбе, счет до пяти 25.11
27.11
14
«Что обозначают эти символы». 2 Дидактическая игра; продуктивная деятельность. Карточки-символы (перфокарты) .
Умение соблюдать правила при решении заданий. 02.12 04.12
15 «Реши перфокарту». 2 Продуктивная деятельность, игровое упражнение.
Карточки-(перфокарты);наборы фигур 1.Анализ: что получается, над чем ещё необходимо работать. 09.12 11.12
16 «Разноцветные вагончики». 2 Дидактическая игра; продуктивная деятельность. Набор палочек Кюизенера. Музыка(имитация гудка поезда) Закрепить умение классифицировать предметы по цвету и длине 15.12 17.12
17 «Столбики» 2 Дидактическая игра; продуктивная деятельность. Наборы палочек Кюизенера. Ноутбук Конкурс «Лучшая и правильная лесенка»(классификация по высоте) . 22.12 24.12
18 «Сушим полотенца». 2 Дидактическая игра; продуктивная деятельность Наборы палочек Кюизенера. Классификация по длине, цвету. 29.12 13.01
19 «Числа 1 и 2» 2 Игра на образование числа; продуктивная деятельность. Наборы палочек КюизенераЗакрепить знания об образовании числа 2 15.01 20.01
20 «Строительство домов». 2 Игровое упражнение; продуктивная деятельность Наборы палочек КюизенераЗакрепить умение моделировать предмет из четырех и более палочек 22.01 27.01
21 «Число 3». 0,5 1,5 Игра-на образование числа, продуктивная деятельность; пальчиковая гимнастика Наборы палочек Кюизенера, карточки с цифрами. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, образование числа три. 1.02 3.02
22 «Треугольники». 0,5 1,5 Игра-задание, продуктивная деятельность; пальчиковая гимнастика Наборы палочек Кюизенера, карточки с цифрами Закрепить количественный и порядковый счет 8.02 10.02
23 «Рамка для картины». 2 Творческая работа по изготовление рамки из палочек разной длины(моделирование) Наборы палочек Кюизенера. Формировать знания о пространственных отношениях 15.02 17.02
24 «Разноцветные флажки» 0,5 1,5 .Игровое упражнение, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика Наборы палочек КюизенераЗакрепить знание геометрических фигур 22.02 24.02
25 «Бусы». 0,5 1,5 Игровое упражнение, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика Наборы палочек КюизенераЗакрепить умение классифицировать по длине. 29.02 2.03
26 «Число четыре» 2 Игра на образование числа; продуктивная деятельность. Наборы палочек Кюизенера, карточки с цифрами Закрепить умение различать количественный счет от порядкового, образование числа 4 7.03 9.03
27 «Число 5». 0,5 1,5 Заучивание четверостишия; игра на образование числа; продуктивная деятельность. Наборы палочек Кюизенера, карточки с цифрами. Закрепить умение называть числительные по порядку, образование числа 5 14.03 16.03
28 «Скворечник» 0,5 1,5 загадывание загадки; моделирование из палочек; продуктивная деятельность Наборы палочек Кюизенера, картинка скворца Музыка (звуки природы, пение скворца) Работы для фотовыставки закрепить знание чисел в пределах 5 21.03 23.03
29 «Новоселье». 1 1 Игровое упражнение продуктивная деятельность(моделирование) Наборы палочек Кюизенера, Сравнение и объяснение своих работ работ(комнат). 28.03 30.03
30 Кукла Маша. 2 Моделирование из палочек; игра; продуктивная деятельность Наборы палочки Кюизенера. Моделировать предмет по словесной инструкции. 4.04 6.04
31 «Найди фигуру» 2 Дидактическая игра Наборы блоков Дьенеша Закрепить умение «читать» инструкцию 11.04 13.04
32 Реши перфокарту. 2 Дидактическая игра. Наборы блоков Дьенеша. Анализ выполненной работы. 18.04 20.04
33 «Зайка» 0,5 1,5 Чтение стихотворения А. Барто; моделирование Наборы палочек КюизенераОценка работ, участие в фотовыставке 25.04 27.04
34 «Работа с перфокартой» 2
Игровое упражнение Наборы блоков Дьенеша, перфокарты Умение кодировать, декодировать информацию по 3 признакам. 4.05 6.05
35 «Путешествие в город разноцветных фигур и палочек» (итоговое )2 Игра-упражнение; моделирование; Наборы палочки Кюизенера и блоки ДьенешаНоутбук Закрепить умение «читать» инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями 11.05 13.05
36 Мониторинг 2 Педагогическое обследование детей Набор заданий Оценка знаний и умений детей 18.05 20.05
37 Мониторинг 2 Педагогическое обследование детей Набор заданий Оценка знаний и умений 25.05 27.05
V Требованиякуровнюподготовкиобучающихся,
осваивающих программу.
Результатом освоения программы «Развивающие игры» в области познания является приобретение воспитанниками следующих знаний, умений и навыков:
• иметь элементарные математические представления;
• умения производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов;
• умения обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры;
• умения ориентироваться в пространстве;
• умения фантазировать, моделировать, конструировать;
• умения составлять целое из частей;
• умения пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё);
• умения прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям;
• умения выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи;
• умения слышать и слушать друг друга;
• умения проявлять индивидуальные и творческие способности. - развитие творческих способностей и фантазии, способности к конструированию;
•знаний математической терминологии;
•навыков доводить начатое дело до конца.
.
VI Список литературы для педагога и обучающихся..
1.Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
2.Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г
3.Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011
4.Новикова В.П. Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
6.Смоленцова А.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
7.Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
8. Финкельштейн Б.Б «Страна блоков и палочек»;
Рецензия на программу дополнительного образования «Развивающие игры».
Программа объединения дополнительного образования детей познавательного направления «Развивающие игры» является методическим пособием для педагога дошкольного дополнительного образования.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр- интерес-познание-творчество- становятся максимально действенными. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества. Стимулируют развитие умственных способностей ребенка.
Программа «Развивающие игры» направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-формирование элементарных математических представлений;
-сенсорное развитие;
-расширение кругозора детей.
В программе учтены и отражены все Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Минобразования России (письмо от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
В конце программы прилагается литература, которой пользуется педагог для составления программы и в ходе подготовки к непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Автор программы: воспитатель дошкольной группы Е.А.Овечкина

Рецензент: заместитель директора
по дошкольному образованию А.В.КривоноговаКритериальная таблица оценки образовательной программы.
ФИО педагога -
Наименование программы -
Срок реализации программы -
Направленность программы -
Уровень освоения программы –
Уровень реализации программы -
NQ Параметры Кол-во Выводы, рекомендации
п/п баллов I. Оформление программы
1.1. Титульный лист 1.2. Эстетичность 1.3. Наличие рецензии 1.4. Структура программы 11. Общая характеристика содержания программы
2.1. Актуальность 2.2. Целостность 2.3. Прогностичность 2.4. Контролируем ость 2.5. Реальность 2.6. Качество подачи материала III. Характеристика содержания структурных элементов программы
3.1. Пояснительная записка 3.2. Цель, задачи 3.3. Содержание программы 3.4. Условия реализации программы 3.5. Методическое обеспечение программы- методики и технологии обучения и воспитания 3.6. Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки 3.7. Литература Всего баллов: Эксперт (ФИО эксперта): А.В.КривоноговаПедагог :Е.А.Овечкина