Литературное чтение 3 класс Сочинение Трудно ли быть добрым
Урок литературного чтения в 3 классе.
Учитель: Першина Е.Л.
Тема: Сочинение- рассуждение «Трудно ли быть добрым?»
Цель: научить составлять связный рассказ по теме.
Задачи: развивать письменную речь учащихся;
формировать навыки пересказа; воспитывать желание делать добрые дела.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
2. Самостоятельное определение уч-ся темы и цели урока.
Вызов:
Притча «О доброте»
Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов.
Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.
Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:
- Сколько мне нужно заплатить за молоко?
- Ничего, — женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.
- Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик.
Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент.
Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук.
Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты.
Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.
Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку.
После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему.
Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине.
Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество.
Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.
Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.
Мораль.
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.
Мир — это то, что у нас внутри, в сердце.
Ребята, как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?
3. Осмысление.
Давайте вспомним пословицы о добре и милосердии:
Злой человек не проживет в добре век.
Худо тому, кто добра не делает никому.
А теперь послушайте пословицы других народов о добре:
Будь хвостом доброго дела, но не будь головой злого (арабская).
Делай добро и не спрашивай для кого оно ( колумбийская).
Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц?
Групповая работа:
Вспомните случаи: когда кто-то помог вам; когда вы помогли другим.
Расскажите о своих чувствах: вам трудно было помогать другим? Или вы испытали радость? А какие чувства вы испытывали, когда помогали вам? Сделайте вывод: трудно ли быть добрым, помогая другим?
4. Устные рассказы детей.
Стратегия «Авторский стул»
Послушайте песню- притчу Светланы Копыловой «Про кота»
Как люди должны относиться к животным, которые находятся рядом?
5.Написание сочинения «Трудно ли быть добрым»
5. Рефлексия.
Синквейн
Добро
1 слово- существительное
2 слова- прилагательные
Бескорыстное, милосердное
3 глагола
Помогает, выручает, творить
4 предложение
Твори всегда добро.
5 слово- синоним слова «добро»
Помощь.
6. Домашнее задание:
написать сочинение «Спешите делать добро».
Если сегодняшний урок вам понравился, давайте украсим нашу доску красивыми бабочками. А если не очень понравился- черно- белыми бабочками.
Кто знает притчу про бабочку?
Расскажите ее, а мы внимательно послушаем.
6. Домашнее задание:
Сочинить рассказ о животном по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Урок литературного чтения 3 класс
Тема: К.Паустовский «Кот – ворюга»
Цель: знать содержание текста, понимать тему и идею, применять знания в работе, развивать умения работать с текстом, воспитывать доброе отношение к животным.
Орг. класса.
Речевая разминка.
«Живые мнемотаблицы»
Вышло солнце в небеса,
И глядит во все глаза,
Здравствуй, солнце золотое,
Хорошо гулять с тобою.
Проверка домашнего задания:
( На доске висит рисунок кота)
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Сейчас вы будете пересказывать рассказ друг другу и объективно оценивать друг друга.
Пересказ по вариантам, взаимопроверка и взаимооценка.
Работа по теме.
Презентация «Кот- ворюга»
Групповые задания.
А) Работа с портретом Паустовского.
Задание «О чём расскажет нам портрет писателя?»
Б) Чтение статьи о писателе и составление 3 – 4 вопросов по содержанию. Корректировка вопросов учителем
Кем был Паустовский? ( русский писатель)
О чём он писал? ( о природе родного края)
Почему его можно назвать знатоком природы? (знал «глухие уголки леса, все травы, кустарники, мхи, грибы, цветы)
О чём его рассказы (О ласковой, нежной заботе о лесных обитателях и растениях)
Как относятся герои его рассказов к животным ( с большим сочувствием и заботой)
Анализ произведения:
- Чем поразил вас этот рассказ?
-Кто является главным персонажем рассказа? (кот)
- Найти и выписать в тетрадь при помощи каких слов автор знакомит нас с образом кота?
( Рыжий, ловко прятался, разорвано ухо, отрублен кусок хвоста, кот бродяга и бандит)
-Как назвал его автор? ( ВОРЮГА) Какое отношение автора к нему в начале рассказа?(презрительное)
- Как реагировали люди на проделки кота?
( были в отчаянии, не знали как поймать, ходили и ругались, потратили месяц, чтобы выследить)
-Какие проделки кота вас насмешили?(банка с червями, кукан с окунями, ливерная колбаса)
- Прочитайте, как вёл себя кот? Почему?( был голодный)
Кукан* - работа над значением слова
-Что явилось кульминацией в рассказе( кот в лазе)
Г) самостоятельная работа в парах
- Проследить поведение кота, когда его выслеживали? (стр 186)
Под домом
Вытащили
Накормили
Хруст
Хищное щёлканье
Мёртвой хваткой(сильно)
Отчаянно упирался(упорно)
Не хотел выпускать рыбу
Зажмурил глаза
Прижал уши
Хвост подобрал под себя
Стр 186
- Почему так резко менялось его поведение
-В чём проявилось благородство кота?
-Что было смешного?(стр 187)
-Сравнить поведение кота в начале рассказа и в конце его.
Проделки Благородство
Прятался ходил как хозяин и сторож
Ворюга милиционер
голодный сытый
- Какова идея рассказа?(К животным надо относиться по доброму и они отлагодарят нас)
7.Рефлексия
«Синквейн»
Кот- ворюгаРыжий, хитрый
Ворует, прячется, изменился
Кот стал милиционером.
Забияка.
8.Итог.
Чему научил рассказ Паустовского?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
К сегодняшнему уроку вы нарисовали рисунки кота. Молодцы. А дома вы должны будете написать рассказ от имени кота.
Урок закончен. Спасибо!
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: В. Дуров. Как Лео учил Ваську.
Цель: Познакомить с содержанием рассказа, формировать навыки работы с текстом, развивать познавательный интерес к профессиям.
Планируемые результаты (задачи урока): предметные: знание содержания рассказа В. Дурова «Как Лео учил Ваську»; личностные: воспитание познавательного интереса к профессии; системно- деятельностные: прогнозировать содержание текста по названию, пересказывать текст, формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда, к труду, к профессии.
Оборудование: картинки, оценочные листы.
Ход урока
1.Организационно- мотивационный момент.
ИКТ
Физкультминутка
«Зарядка с Серебряшкой»
Создание коллаборативной среды «Две половинки».
Приветствие.
Беседа с учащимися:
Вы бывали в цирке? Любите ли вы цирк? Знаете ли, кто работает в цирке?
(демонстрация картинок о цирке)
2. Деление учащихся на группы.
На каждой картинке есть загадка. Читаем загадку и называем отгадку. На каждой картинке есть еще порядковый номер, рассаживаемся в группы по номерам.
Отгадайте загадки:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Что за камень на дороге?
Есть у камня хвостик, ноги,
Не похож он на птенца,
А родился из яйца. (черепаха)
По горам,
По долам,
Ходит шуба да кафтан. (баран)
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам. (верблюд)
В середине- волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали…
Вы, конечно, там бывали. (цирк)
У кошки сколько глаз и лап? (2 глаза,4 лапы)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (белка)
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт…
Слышишь, топот шустрых ножек?
Это наш приятель …(ежик)
Большой, неуклюжий, толстый, косолапый,
Живет в лесу,
Зимой спит в берлоге. (медведь)
10)Кто один имеет рог?
Отгадайте… (носорог)
11)Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет-
Знать дает. (собака)
12) И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
Но все же называются
Они морские… (морские свинки)
13) Он ходит, голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он… (жираф)
3. Новые подходы в преподавании и обучении.
Самостоятельное определение темы и целей урока.
Посмотрите на эти картинки и предположите, о чем сегодня будет наш рассказ?
В чем будет заключаться наша работа на уроке?
4. Обучение критическому мышлению.
Вызов:
Кто может, по- вашему, работать дрессировщиком? Какие качества характера нужно иметь, чтобы дрессировать зверей? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся с произведением В.Дурова «Как Лео учил Ваську».
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Мы работаем по рейтинговой системе оценивания ваших знаний. Нам на сегодняшний урок необходимо выбрать спикеров групп, которые будут фиксировать ваши результаты. Каждой группе я раздаю оценочные листы, которые состоят из трех граф: баллы, заработанные на уроке, самооценка, вы в конце урока будете оценивать себя самостоятельно и взаимооценка, когда вас будут оценивать ваши товарищи в группе. И в заключение, суммируя, все заработанные вами баллы, я выставляю общую отметку за урок.
Теперь обратите внимание на критерии оценивания, что именно, будет учитываться во время ваших ответов.
(вывешивается рейтинговая таблица и критерии оценивания, спикерам групп раздаю оценочные листы).
4. Обучение талантливых и одаренных учеников.
Сейчас вам дается время 5 минут для того, чтобы выбрать спикера группы и разработать правила поведения работы в группе. Свои правила вы можете написать на ваших ладошках, а что будет дальше, вы узнаете позже.
( Ребята обводят свои ладони на цветной бумаге, вырезают их и записывают на них правила, затем зачитывают их вслух)
Молодцы, ребята! Справились с заданием. Сейчас из ваших ладошек составим « Солнышко дружбы». Прикрепите свои ладони к нашему солнышку.
Вот с таким хорошим настроением продолжим наш урок.
Осмысление:
Чтение текста по частям. Составление плана.
Групповая работа над содержанием произведения:
Чтение и анализ рассказа В.Дурова «Как Лео учил Ваську» по вопросам.
1 группа
О ком рассказал автор?
Кого он тренировал?
Опишите характер морских львов?
Как они восприняли друг друга? Сравните их поведение. Как приветствовали они дрессировщика?
Докажите примерами из текста.
2 группа
Как Лео и Васька вели себя на репетиции?
Как Лео стал давать уроки Ваське?
Помог ли Лео Ваське справиться с заданием?
Какие приемы использовал в своей тренировке Васька по отношению к Лео?
Докажите примерами из текста.
3 группа
Когда Лео использовал ласку?
Когда использовал угрозу?
Как ведет себя дрессировщик?
Как он воспитывает зверей? Лаской или угрозами?
Докажите примерами из текста.
Обобщение прочитанного.
Какие тайны дрессировки морских львов открылись вам в рассказе?
Как вы думаете, понимают ли животные человека?
Помогают ли ему в его работе?
Электронная минутка для глаз.
Творческое задание:
Представьте, что вы выбрали профессию дрессировщика. Напишите, какие качества характера необходимы для этого. А также нарисуйте портрет дрессировщика.
( раздаю листочки с чертами характера, дети выбирают подходящие по смыслу)
Вот мы и ответили на главные вопросы нашего урока?
А кем бы вы хотели стать в будущем? Чем вас привлекает будущая профессия?
Рефлексия:
Давайте подведем итоги нашего урока. Проведем самооценивание и взаимооценивание. Спикеры зафиксируйте результаты.
Выставление отметок за урок.
И последнее задание, составьте синквейн на тему
«Цирк»
1строка - имя существительное
2 строка- 2 имени прилагательных
3 строка- 3 глагола
4 строка- предложение про цирк
5 строка- синоним к слову «цирк».
Например:
Цирк
Веселый, красочный
Любят, ходят, развлекаются
Цирк - лучший друг детей!
Веселая карусель!
Молодцы!
И в заключение, шуточная рефлексия. Оцените себя при помощи фразеологизмов:
«Шевелил мозгами»
«Работал спустя рукава»
«Слушал вполуха»
«Хлопал ушами»
« Считал ворон на уроке»
Как вы понимаете смысл этих выражений? Объясните.
Задание на дом: пересказ рассказа, нарисовать рисунок про цирк.
Урок закончен. Пусть наше дружное солнышко обогревает вас повсюду! Спасибо за работу!
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: В.Голявкин. Никакой горчицы я не ел.
Цель: Познакомить с содержанием рассказа, учить правильно оценивать поведение и действие героя.
Планируемые результаты (задачи урока): предметные: знание содержания и основной идеи рассказа; личностные: осуждение лени, отсутствия интереса к учебе; системно - деятельностные: прогнозировать содержание текста по названию, пересказывать текст, формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда, к профессии.
Оборудование: Оценочные листы, картинки.
Ход урока
1.Организационно- мотивационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Ребята, сегодня к нам по почте пришло необычное письмо. Послушайте его содержание.
«Дружище! В тебе бушуют ураганы страстей, бури энергии, волны адреналина? Готов принять тебя на борту своего корабля Черная жемчужина». Буду ждать тебя в 8.45 29 января 2015 года. Поверь,ты не пожалеешь о проведенном времени, и разрази тебя гром, если ты не явишься! Гроза морей и океанов капитан Флинт.
SOS! Острова ждут тебя. Ищи стрелки, они укажут тебе дорогу. Успехов тебе, юный друг! »
Как вы думаете, что нам предстоит сделать?
Правильно, будем искать Остров Сокровищ. И тогда нам откроятся все тайные знания науки «Литературное чтение».
С чего же мы начнем? Прежде, чем отправиться в путь, давайте соорудим себе корабль и споем веселую песенку про друзей.
( Становятся все вместе, берутся за руки, поднимают вверх и машут, звучит «Песенка друзей»)
Отлично! Кажется, впереди, Земля! Причаливаем к берегу и по стрелкам ищем путь к Острову Сокровищ.
(стрелками отмечен путь к первому « Острову Страха»)
2. Проверка домашнего задания
Работа в парах.
Пересказ рассказа В.Дурова «Как Лео Ваську учил»
Взаимооценивание.
Наше путешествие к «Острову Сокровищ» продолжается…
Стрелки указывают маршрут к «Острову Познания».
3.Самостоятельное определение учащимися темы и целей урока.
Вызов:
Вы задумывались над вопросом кем быть?
Какую профессию вы бы выбрали для себя?
Что вы о ней знаете?
А есть ли среди нас ребята, которые не хотят учиться, а хотят развлекаться и тратить попусту свое время?
Соберите пословицы и объясните их смысл «Кончил дело - гуляй смело»?
« Долог день до вечера, когда делать вечера», « Не будет скуки, коль заняты руки»?
( пословицы висят на доске)
Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?
Правильно, речь пойдет о профессиях, о труде.
Чем будем заниматься на уроке?
Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Владимировича Голявкина « Никакой горчицы я не ел»
Исходя из названия рассказа, поразмышляем, кому могут принадлежать эти слова?
Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.
Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку, у которого грустное выражение лица, человеку грустно. Герой, скорее всего, мальчик.
Давайте сформулируем цель урока.
Выявить причины грустного настроения героя.
А какие есть предположения по этому поводу?
Давайте сформулируем цель урока и гипотезу?
Цель: Выяснить, почему мальчику грустно?
Гипотеза: Кто-то обидел?
Не хочет учиться.
Осмысление:
Групповая работа.
Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.
Итак, «Остров Познания» приглашает нас посетить его…
Первый ученик читает с начала рассказа до слов «… Ходи себе и ходи».
Какое настроение было у мальчика, когда он вышел из дома, какие чувства он испытывал?
Как вы думаете, что могло произойти дальше?
Что даст ему эта встреча?
Озаглавим первую часть.
Читаем рассказ дальше.
План рассказа:
1.Прогульщик.
2. Шофер.
3.Изобретатели.
4. Дворник.
5.Строители.
6.Кондуктор.
7.Экскаваторщик.
Анализ произведения:
Наше путешествие практически подошло к концу. Стрелочки указывают путь к «Острову Радости».
Физкультминутка «Это просто!»
Рефлексия:
Напишите письмо герою рассказа: «Как нужно жить, не зная скуки».
Используйте в нем пословицы: «Не сиди сложа руки - не будет скуки»
«Без труда жить - только небо коптить»
«Авторский стул»
Чтение писем мальчику.
Самый долгожданный и волнующий момент: мы достигли «Острова Сокровищ».
Какие же сокровища ждут нас тут и где заветный сундук?
( Ребята ищут сундук в игре «Холодно- горячо»)
Открываем сундук и достаем оттуда ответное письмо мальчика, героя рассказа.
« Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сережа. Я поступил плохо, от того, что прогуливал уроки. На своем пути я встретил много хороших людей, которые помогли мне это понять. Спасибо и вам, вы не остались равнодушными и написали мне свои пожелания. Успехов вам в учебе и достижения поставленных целей! До свидания».
На память о себе Сережа прислал вам небольшие памятные открытки и игру, чтобы вы могли чередовать учебу и игру.
Какая пословица говорит нам об этом?
(Кончил дело - гуляй смело).
В заключение, оцениваем работу каждого ученика в группе. И вручаем звезды, которые вклеиваем в «Звездную тетрадь».
4. Задание на дом:
Чтение и пересказ рассказа.
5. Подведение результатов урока:
Выставление отметок.
Подводя итоги нашего урока, мне хочется пожелать вам настойчивости, целеустремленности, только хороших отметок и отличного настроения!
Урок закончен.
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: К. Паустовский. Подарок.
Цель: Познакомить с содержанием рассказа, учить вести наблюдение за природой.
Планируемые результаты (задачи урока): предметные: знание содержания рассказа; личностные: воспитание познавательного интереса к природе; умение видеть красоту времен года; системно - деятельностные: извлекать информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи событий в рассказе, строить рассуждение, пользоваться разными видами чтения.
Оборудование: портрет, картинки.
Ход урока
1.Организационно- мотивационный момент.
ИКТ
Заучивание стихотворения.
«Живая мнемотаблица»
«Вышло солнце внебеса,
И глядит во все глаза.
Здравствуй, солнце золотое.
Хорошо гулять с тобою!
Словно добрыми руками,
Обнимаешь нас лучами!»
2.Повторение правил работы в группе.
(Раздаю правила по группам)
Вам необходимо прочитать правила и озвучить их.
Игра «Голова- хвост»
Я читаю начало предложения, вы должны найти его и закончить.
« Правила поведения в группе»
- Выслушивать до конца своего товарища, не перебивать.
- Вежливо и доброжелательно общаться.
- Помогать, если возникнет проблема.
- Активно работать, серьезно относиться к заданию.
- Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих одноклассников.
«Правила дружбы»
- Помогай товарищу, если умеешь что- то делать, научи и его.
- Делись с товарищами, если у тебя есть интересные книги, игрушки.
- Останови товарища, если он делает что-то плохо.
- Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними дружно.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
- Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
«Правила вежливости»
«Вежливых слов не одно и не два, помни и знай эти чудо - слова!»
-Яркое солнышко встало опять «Доброе утро» должны мы сказать.
- Говорить друзьям не лень, улыбаясь: «Добрый день!»
- Друг другу на прощание мы скажем «До свидания!»
« В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше не перебивай!»
« Скажем «спасибо» не раз
За все, что делают для нас!»
« Пора за стол,
Все для еды накрыто,
Приятного желаем
Аппетита!»
- Извини, пожалуйста,
Прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души».
3. Проверка домашнего задания.
А сейчас вернемся к домашнему заданию. Вначале я послушаю пересказ произведения « Никакой горчицы я не ел». Будете работать в парах. И оценивать друг друга.
« Авторский стул»
Чтение писем мальчику Сереже, герою рассказа.
4.Создание коллаборативной среды.
Дорогие ребята! Перед вами лежат цветные листы, выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. Затем по шаблону обведите листочки и вырежьте их. Вам необходимо справиться с этим заданием, пока будет звучать музыка. Затем напишите на листочке свое самое заветное желание.
( звучит «Песенка добра»Молодцы! А теперь, обратите внимание на нашу прекрасную березу.
Вызов:
Прикрепите свои листочки к ее веточкам, ваши желания обязательно сбудутся. Ведь это не простая русская березка, а волшебница.
Это для вас будет подарком, исполнение желания.
Поразмышляйте, о чем будет сегодня рассказ? Почему вы так думаете?
Какие задачи нам предстоит выполнить? Чем будем заниматься на уроке?
Все верно!
Осмысление:
5. Освоение содержания рассказа.
Наш рассказ так и называется «Подарок». А написал его Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)- русский писатель. К. Паустовский с большой теплотой и любовью писал о природе, о животных. Природа для него- открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.
Прежде, чем мы начнем, читать текст, я попрошу вас закрыть глаза и мысленно войти вместе со мною в осенний сад.
Будет звучать музыка, а вы опишите мне его.
- Что вы чувствуете?
Каким вы себе его представляете?
Объясните выражение: «В саду поселилась осень…»
Можете открыть глаза и рассказать о своих ощущениях.
Посмотрите на доску.
- Совпали ли ваши ощущения с тем, что вы видите на доске.
1. Первичное чтение рассказа К. Паустовского «Подарок» с.31
2. Словарная работа.
Сторожка- домик сторожа;
гарь- выжженное или выгоревшее место в лесу;
заморозок- легкий утренний мороз осенью или весной;
товарки- подруга, помощница, участница в деле.
3. Творческое задание- фантазирование.
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?
4.Самостоятельная работа в группах.
- На сколько смысловых частей можно поделить текст?
Зачитайте, как люди относились к приближению осени?
Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.
Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.
Что сделали с березкой? Прижилась ли она дома? ( выборочное чтение)
Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?
Что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе?
Как дед Митрий объяснил облетевшие листья?
5.Итог урока.
Рефлексия
Какая основная мысль произведения?
Какой корень у слова подарок?
Что такое подарок? Какой должен быть подарок?
Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступит весна - и какие подарки готовит для нас она?
«Микрофон»
Ребята, сейчас каждый из вас скажет, как надо относиться к природе и ее обитателям.
( выступления детей)
6. Оценка знаний.
7. Домашнее задание:
Составить план, подготовить пересказ.
Урок закончен!