Игра – инсценировка «Чей домок – теремок?»

Вторая встреча с психологом
Автор конспекта, педагог – психолог Киреева Лидия Семеновна
Игра – инсценировка «Чей домок – теремок?» с использованием пальчикового театра для обучающихся 1 класса
Оборудование:
Сценарий, панно - «Домик», сундучок, в котором «живут» персонажи сказки и находятся декорации, диск (песня В. Шаинского «Настоящий друг»), загадки, упражнения, текст игры.
Цель:
Развивать у детей интонационно выразительную речь, соблюдая лексические, грамматические, стилистические и произносительные нормы языка
Задачи:
Запоминать текст литературного произведения, произносить монолог чётко и выразительно
Развивать богатую выразительную моторику
Расширить словарный запас, личностный экспрессивный репертуар
Овладеть умениями говорить и слушать, проявлять гибкость в общении
Развивать внимание, память, сообразительность, фантазию
Воспитывать дисциплинированность, здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение
Ход игры:
1. Психолог предлагает детям посмотреть, что находится в кармашках панно, достаёт из них полоски бумаги, читает загадки о животных, дети отгадывают:
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Серенький шарик под лавкой шарит? (мышь)
Летом гуляет, зимой отдыхает? (медведь)
Зимой беленький, а летом серенький? (заяц)
Выпучив глаза сидит, не по - русски говорит (лягушка)
Шуба рыжая на ней, нет в лесу её хитрей? (лиса)
2. Психолог предлагает детям вспомнить, в какой сказке эти герои живут, вносит сундук (в нём «живут» персонажи сказки), достаёт плоскостные куклы, ставит их на стол.
Вместе с детьми меняют обстановку комнаты так, чтобы у детей появилось желание участвовать в инсценировке. Для «зрителей» стулья ставят полукругом воле стола – «сцены» для «артистов». Место для представления готово.
3. Психолог представляет вниманию детей сценарий «Чей домок – теремок?» по мотивам русской народной сказки «Теремок», затем распределяет роли, учитывая желание детей. Беседует с «артистами» в присутствии всех детей. «Артисты» решают, как будут действовать за своих персонажей. Психолог берёт на себя роль Сказочницы, вручает пригласительные билеты «зрителям», все участники инсценировки занимают свои места.
4. Упражнения:
Стать прямо, не напрягаясь. (Со счётом). Вдох (3сек.). Счёт вслух (1, 2, 3, 4, 5). Добрать воздух (1сек.). Счёт вслух (1, 2, 3, 4, 5, 6). Расслабить рёбра и брюшной пресс. Отдохнуть.
Стать прямо, не напрягаясь. ( С речью). Вдох (Лисица – сестрица сочинять мастерица).
Добрать воздух (Лара стол гостям накрыла, белу скатерть постилала). Медленный, средний, быстрый темп. Расслабить рёбра и брюшной пресс.
5. Проигрывается действие сценария:
Сказочница:
-Стоял в поле заброшенный теремок. Пробегала мимо Мышка, увидала теремок и спрашивает:
Мышка:
-Чей домок – теремок? Кто в тереме живёт?
Сказочница:
-Видит – никого нет. Зашла в терем и стала там жить. Скачет по полю Лягушка, видит теремок, остановилась.
Лягушка:
-Чей домок – теремок? Кто в тереме живёт?
Мышка:
-Я, Мышка – Норушка, а ты кто?
Лягушка:
-Я, Лягушка – Квакушка, пусти меня к себе жить.
Мышка:
-Заходи в теремок, будем вместе жить.
Сказочница:
-Стали Мышка Лягушкой вместе жить, да кашу варить. Бежит по полю Зайчик, остановился и спрашивает.
Зайчик:
-Чей домок – теремок? Кто в тереме живёт?
-Я, Мышка – Норушка.
-Я, Лягушка – Квакушка. А ты кто?
-Я, Зайчик – Побегайчик. Пустите меня к себе жить.
Сказочница:
-Пустили Мышка и Лягушка Зайчика к себе жить. Дружно живут втроём. Вот по полю - полю Лисонька бежит, у дверей остановилась и стучит.
Лисонька:
-Чей домок – теремок? Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живет?
-Я, Мышка – Норушка.
-Я, Лягушка – Квакушка.
-Я, Зайчик – Побегайчик. А ты кто?
-А Я, Лисонька – Лиса, всему свету я - краса. Пустите меня к себе жить.
Сказочница:
-Пустили звери Лисоньку к себе. Стали они вчетвером жить – поживать. Вот по полю – полю Волк бежит, у дверей остановился и стучит.
Волк:
-Чей домок – теремок? Кто в тереме живёт?
-Я, Мышка – Норушка.
-Я, Лягушка – Квакушка.
-Я, Зайчик – Побегайчик.
-Я, Лисонька - Лиса. А ты кто?
-Я, Волчок – Серый бочок. Пустите меня к вам жить.
Сказочница:
-Стали они жить впятером, подружились, весело живут и в почёте у них труд, после песенку поют. Давайте все вместе песенку споём.
6. «Зрители» и «артисты» поют песню «Настоящий друг»:
*Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг.
*Мы поссоримся и помиримся.
Не разлить водой – шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь.
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
*Друг всегда меня сможет выручить,
Если что – нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому – то в трудную минуту
Вот что значит настоящий верный друг.
Сказочница:
-Мишка из лесу ушел, Мишка к теремку пришел и скромно постучал.
Мишка:
- Чей домок – теремок? Кто в тереме живёт?
-Я, Мышка – Норушка.
-Я, Лягушка – Квакушка.
-Я, Зайчик – Побегайчик.
-Я Лисонька - Лиса, Всему свету я - краса.
-Я, Волчок – Серый бочок. А ты кто?
-А Я, Мишка – шалунишка. Люблю в разные игры играть. Пустите меня к себе.
Звери хором:
-Мы тебя Мишутка знаем. Тебя к чаю приглашаем. Только к нам не заходи. На полянке посиди.
7. «Актёры» и «зрители» играют в игру «Скок – поскок» (Имитация движений в соответствии с текстом)
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок – поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
8. Сказочница представляет «актёров», предлагает «зрителям» их поблагодарить дружными аплодисментами.

Используемая литература:
1. Горбушкина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям. Издательство «Просвещение», 1998
2. Даль В.И. Пословицы и загадки русского народа. М.: Просвещение
3. Тулубенская М. Сценарии сказок для детей, Харьков,
4. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говори правильно. Москва ВЛАДОС, 2000
5. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю. Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Москва АСТРЕЛЬ, 2003
*6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1998

15