Презентация по литературе В. Маяковский Необычное приключение…(7 класс)
Посмотрите подлинную видеозапись с участием выдающегося поэта XXв. Узнаёте ли вы его? «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Владимир Маяковский Анализ стихотворения Маяковский –яркое явлениекультуры«серебряного века» России. Родители В. Маяковского Семья Маяковских принадлежала к обедневшему дворянскому сословию, так что отцу семейства приходилось много трудиться, чтобы не только прокормить домочадцев, но и дать образование детям. Владимир Константинович Маяковский Александра Алексеевна Маяковский Володя Маяковский 1900 год Владимир Владимирович родился в Грузии. Семья Маяковских Стоят: отец поэта Владимир Константинович Маяковский и старшая сестра поэта Людмила. Сидят: мама Александра Алексеевна и младшая сестра Ольга. В центре – Володя Маяковский – ученик 3-го класса Кутаисской гимназии Дом Маяковских в Багдади Владимир Маяковский - гимназист 1904 год Классная комната Кутаисской гимназии. В 1902 г. В. Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В июле 1906 г. от заражения крови умер его отец. После похорон отца Маяковский с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии. В марте 1908 г. исключён из V класса за неуплату за обучение. В 15 лет вступает в партию большевиков и начинает выполнять различные поручения, участвует в тайных рабочих сходках и демонстрациях, распространяет листовки. Трижды был арестован и сидел в тюрьме. Только несовершеннолетие спасло его от далекой ссылки. Воспоминания о третьем аресте: «Живущие у нас ведут подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы. Меня забрали. Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из части в часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая и т. д.- и наконец - Бутырки. Одиночка N% 103». Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов Маяковский сделал первые шаги в поэзии. Но стихи не сохранились. Тетрадь с ними забрали надзиратели. В 1911 году Владимир Маяковский поступил в Московское училище живописи. Там же и началась его поэтическая деятельность. Гражданская война в России Работа в ОкнахРОСТа.(Российское телеграфноеагенство). «Ешь ананасы,рябчиков жуй, день твой последнийприходит, буржуй!» Маяковскийна выставке,посвященной егоработе вокнах РОСТА. Работа в советской рекламе. Поэт мечтаето новомчеловеке. И опятьреклама. Мечта о новом быте Рекламирует новые советскиеучреждения. В апреле 1930 года Брики отправлялись в Берлин. Маяковский провожал их на вокзале, а через несколько дней в отеле Осипа и Лилю ждала телеграмма из России: "Сегодня утром Володя покончил с собой". Это произошло 14 апреля 1930 года. Он выстрелил себе прямо в сердце. Литературная справка В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегинаи размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 году. Все произведения Владимира Маяковского – это рассказ о времени, в которое он жил, о себе. Необычность содержания и формы стиха вызывали у современников либо негодование и возмущение, либо восторг и поклонение. «Эй, вы!Небо!Снимите шляпу!Я иду» «А вы ноктюрн сыграть могли быНа флейте водосточных труб?» «Я сразу смазал карту будней,Плеснувши краску из стакана» Маяковский-поэт-трибун.«Я знаю –город будет!Я знаю –саду цвесть!» «Мне ни рубляне накопилистрочки…» Поэт умелпо-настоящемулюбить, бытьнежным.«Любит? не любит?Я руки ломаюИ пальцыразбрасываюразломавши…»Любимый «щен» «Мне бы памятник при жизни полагается по чину.Заложил бы динамиту-ну-ка,дрызнь!Ненавижу всяческую мертвечину!Обожаювсяческую жизнь!» 1958г.-открытие вМоскве памятникаМаяковскому. В сто сорок солнц закат пылал… Прослушайте стихотворение В. Маяковского и ответьте на вопрос: «Что необычного вы заметили в его стихотворении, в чем отличие от поэзии поэтов 19в?» * * Какова последовательность изложения? * * «Обыденная работа поэта» «Шествие солнца.Разговор поэта со светилом» «Поэтическое кредо поэта» «Ссора поэта с солнцем.Приглашение «на чай» Кре́до (от лат. credo – верю) — личное убеждение, основа мировоззрения человека Какова тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда.Какой художественный приём использует автор? Основной художественный прием в данном произведении — параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта (Параллелизм — один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения).На что нацеливает нас автор, используя данное название стихотворения?Название стихотворения четко конкретизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях. Анализ стихотворения «…на даче было это…» Какой картиной открывается стихотворение?Стихотворение открывается дачным пейзажем. В чем необычность данной пейзажной зарисовки? Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и одновременно задающая динамику всему последующему действую произведения.Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов. Какой? В упор я крикнул солнцу: «Слазь! довольно шляться в пекло!» В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Докажите. Что этим хотел сказать поэт?Разговорные и просторечные фразы придают его речи панибратский характер (Панибратство - непочтительное, фамильярное обращение с тем, кто требует уважительного отношения, со старшим).Как меняется настроение автора, когда солнце откликнулось на брошенный ему вызов? Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется: «Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!»О чем шел разговор поэта и солнца за самоваром?Поэт и солнце жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договариваются объединить свои усилия в общем деле. В чем общность их дел? Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе. Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами. Каким настроением проникнут конец стихотворения?Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет.Какие средства выразительности использует поэт в стихотворении? Каково назначение этих приёмов?Маяковский использует в стихотворении метафору ( “… а низ горы – деревней был, кривился крыш корою”), гиперболу (« В сто сорок солнц закат пылал»); вводит неологизмы (« злотолобо»). Поэт с помощью метафорических образов, гиперболы, неологизмов точно, ярко, ёмко выражает основную идею стихотворения, говорит о важном. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова (Каламбур — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. Примеры: Я приехал в Москву, плачУ и плАчу (П. Вяземский) ..Понравились ли вам личность поэта и его стихотворение? Что особенно понравилось? «…Светить – всегда! Светить – везде!» Домашнего задание 1.Выучить стихотворение наизусть (на две «5»).2. Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющийся оборот _______ говорит о необыкновенной жаре этого лета. Почему Маяковский выбирает метафору «жара плыла»? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово «залить» имеет значение (какое?) _______. Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______. Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова «гони»: ________. Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы во всем мире _______. В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _____________________. И несколько раз повторяющийся оборот «__________» говорит о необыкновенной жаре этого лета. Почему Маяковский выбирает метафору «жара плыла»? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце (глаголы-действия) ____________________________________, где слово «залить» имеет значение (какое?) _____________________________________________________________. Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие __________________. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: ______________________________________________. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: ___________________________________________. Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) ___________________________________________. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. ____________________________, а зайти в гости – ________________________________. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова «гони»: ____________________. «в сто сорок солнц» жара спускается,заходит.встаёт окружить весь мир разговорный и книжный "слазь","шляться""дармоед" «Ну что ж,садись, светило!» некую разнообразность, понятливое содержание. появляется новый день солнце приятно провести время подавай Так в сочетании смешного и _________________, низкого и _____________ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы во всем мире _______________________. печального высокого было светло Спасибо за внимание!