Доклад выступления на МО по теме: «ФГОС для детей с ОВЗ, концепция, что изменится с его внедрением, внеурочная деятельность»


Доклад на МО по теме: «ФГОС для детей с ОВЗ, концепция, что изменится с его внедрением, внеурочная деятельность»
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон ДьюиI Как известно Приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. утверждены:
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные цели введения стандартов:
-введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
-оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
-развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступил в силу с 01 сентября 2016 года.
Содержание стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью также включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития школа должна разработать специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
Из Концепции Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями.
слуха;
зрения;
речи;
опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития;
интеллекта;
расстройствами аутистического спектра;
множественными нарушениями развития.
Также неоднородна группа детей с нарушениями интеллектуального развития. Понимание существующих актуальных различий и различий перспектив развития детей этой категории принципиально для выбора их образовательного маршрута.
Международная классификация болезней 10–го пересмотра (МКБ–10) опирается при дифференциации форм умственной отсталости на показатель стандартизированных текстов, определяющих коэффициент интеллектуального развития ребенка.
F70 Умственная отсталость легкой степени (МКБ–10)
F71 Умственная отсталость умеренная (МКБ–10)
F72 Умственная отсталость тяжелая (МКБ–10)
F73 Умственная отсталость глубокая (МКБ–10)
F78 Другие формы умственной отсталости (МКБ–10)
F79 Умственная отсталость неуточненная (МКБ–10).
Итак, именно вследствие неоднородности состава группы детей с ОВЗ диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким – от среднего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам. То есть для каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта – разработка вариантов, на практике обеспечивающих: охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению цензового уровня образования, а также – ограничений в получении специальной помощи детьми с ОВЗ, включёнными в общий образовательный поток.
Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития поступающего в школу ребёнка.
Первый (А) вариант СФГОС (цензовый уровень). Ребенок получает
цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровыхсверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Второй (В) вариант СФГОС (цензовый уровень). Ребенок получает
цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников
со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся сиными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении
цензового образования.
Третий (С) вариант СФГОС (не цензовый) предусматривается для детей
с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного
образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальныхусловий обучения.
Четвёртый (D) вариант СФГОС (индивидуальный уровень конечногорезультата школьного образования) предусматривается для детей, в силу
выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего
времени вне системы образования, фактически признаваемых«необучаемыми».
(Для каждой категории обучающихся с ОВЗ предусматриваются варианты стандарта. Глухие дети I, II, III, IV
Слабослышащие дети I, II, III
Слепые дети I, II, III, IV
Слабовидящие дети I, II, III
Дети с речевыми нарушениями I, II, III
Дети с двигательными нарушениями I, II, III, IV
Дети с задержкой психического развития I, II, III
Умственно отсталые дети III, IV
Дети с расстройствами аутистического спектра I, II, III, IV

II Что изменится с введением ФГОС для детей с ОВЗ?Уже закончилась I четверть, в школах вовсю идет учебный процесс, но для большинства педагогов в этом году он не совсем обычный, потому что начали действовать новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отдельно ФГОС для детей с умственной отсталостью (УО). Согласно закону об инклюзивном образовании больные дети теперь могут учиться в одной средней школе вместе со здоровыми. Для этого необходимо соблюсти определенные условия реализации стандартов в систему школьного образования.
Ни для кого не секрет, что больных детей сейчас рождается в разы больше, чем здоровых. Для общества становится актуальной задача: как и где их обучать. В связи с признанием ценности любого человека, независимо от его достижений и способностей, школа переходит на инклюзивное образование, где ребенок-инвалид вовлечен в социум наравне со здоровым ребенком. Но инклюзия в школе тоже нуждается в существенных изменениях, поэтому возникла острая потребность в стандартизации и систематизации обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
Для каждого обучающегося ребенка с ОВЗ школа обязана разработать индивидуальную адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП). К каждой категории школьников с нарушениями здоровья могут быть применены до 4 вариантов программ.
Для детей с умственной отсталостью разработаны отдельные варианты АООП, предусмотренные ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями. Здесь учитывается тяжесть и глубина умственной отсталости, а также сочетание различных нарушений развития, и как следствие уровень готовности ученика к включению в образовательный процесс. Предусмотрены два варианта АООП для детей с УО.
1 вариант. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости получает образование, которое не соответствует по итогам планируемым результатам, применимым к нормально развивающемуся сверстнику. Следовательно, сроки обучения продлеваются в зависимости от показателей на несколько лет.
2 вариант. Учащийся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также имеющий другие нарушения в развитии, получает базовые знания, которые не соответствуют по итоговой оценке планируемым результатам, достигнутым его сверстником, не имеющим отклонений в развитии, по окончании школьного обучения. Срок обучения продлевается. Отличительной чертой данного варианта является множественность нарушений развития ребенка, сочетание УО с (НОДА), нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра. Для большинства детей предусмотрено домашнее обучение.
СанПиН для детей с ОВЗ
Государством также разработаны и утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.3286-15)для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые вводятся также с 1 сентября текущего года. Согласно этим нормам школы должны быть снабжены специальным оборудованием для обучения лиц с ОВЗ. Предусмотрено оборудование санузлов, раковин, крыльца, входных дверей и подъездов к школе, классных кабинетов для детей с тем или иным видом нарушения. Например, для слепых и слабовидящих детей необходимо устанавливать парты ближе к классной доске, а для детей с НОДА расстояние между партами необходимо значительно увеличить. Оговаривается в СанПиНе также местонахождение учебного заведения, как должны быть оборудованы прилегающие к зданию территории, рекреации, переходы между зданиями, гардеробы, кабинки для хранения одежды. Отдельными главами прописано, каким должно быть освещение, водоснабжение, канализация, а также режим дня и питания.
Работа со здоровыми школьниками
Здоровые дети не всегда готовы понять и принять детей, не таких, как они сами, в свой коллектив, поскольку их социальный стереотип человека основывается на личном опыте. Они не имеют достаточных представлений о том, что может быть как то иначе, поэтому в школах будут разрабатываться направления работы по преодолению стереотипов и изменению отношения здоровых детей к детям категории «инвалид». Для этого будут использоваться материалы СМИ, где рассказывается об уникальности каждого человека, проводиться просветительская работа в семьях, детских садах и школах. На уроках в игровой форме будут моделироваться различные ситуации, рассказывающие о жизни инвалидов, показываться видеофильмы, проводиться конкурсы, объясняющие, что эти дети такие же люди, но только с ограниченными возможностями.
Работа с родителями
ФГОС для детей с ОВЗ ориентирован, в первую очередь, на семью. Учителя и родители выступают в качестве партнеров, поэтому планируются организационные формы работы с семьей ребенка. Для воспитания школьника с особыми образовательными потребностями в семье близким людям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием. Каждому родителю нужно учиться принимать своего ребенка таким, каков он есть, и быть немного педагогом. Но далеко не все родители хотят заниматься обучением и развитием такого ребенка, поэтому коллективу школы предстоит провести большую просветительскую работу, привлекая мам, пап, бабушек и дедушек к решению коррекционно-развивающих задач, реализации индивидуальных программ. Учитель, логопед и психолог должны оказывать профессиональную помощь в вопросах воспитания и выборе стратегии взаимоотношений с учетом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей школьника. А также вести профилактическую работу по предупреждению вторичных и третичных отклонений в развитии ребят с ОВЗ, выбору оптимального режима труда и отдыха во избежание перегрузок.
III Внеурочная деятельность детей с УО в условиях школы-интерната в рамках ФГОС».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности
Духовно-нравственное;
Социальное;
Интеллектуальное;
Общекультурное;
Спортивно-оздоровительное.
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, общественно полезные практики и др.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение), в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень – учащийся самостоятельно действует в общественной жизни.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения,
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство;
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога)
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.