Разработка урока по географии на тему Как оценить уровень развития и тип страны?
География 10 класс (профильный уровень)
Раздел.3. Богатство и бедность: типы стран.
Тема урока. Типология и классификация стран. ВВП и ВНД как главные индикаторы уровня развития страны.
Цели урока: дать определение понятиям: «развитие», «классификация стран», «паритет покупательской способности» ; сделать выбор показателей, определяющих уровень и тип развития страны, актуализируя курсовые, межпредметные связи, углубить и расширить знания учащихся об основных экономических показателях: ВВП и ВНД, выделить их общие и отличительные черты , ознакомить с методами подсчета ВНД; показать вклад в разработку методики подсчета ВНД Саймона Кузнецова; развивать логику мышления, умение поиска необходимой информации, учить аргументировать свои мысли; формировать экономическую культуру выпускника школы.
Оборудование и наглядность: учебник под ред . В.Н. Холиной , атласы, презентация
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие. Создание благоприятной творческой атмосферы для работы на уроке.
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
(Слайд 1) Эпиграфом нашего уроку сегодня будут слова Генри Уоллеса . «Единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни — непрестанное движение вперед».
Эвристическая беседа.
Можно ли предположить, что здесь идет речь о развитии?
Давайте уточним: о развитии человека или общества, государства?
Как может развиваться человек?(физически, духовно, в социуме)
А общество, государство в таком случае как развивается?(возникновение, развитие, рост и расцвет, упадок, новые циклы в своем развитии или в составе других государств.)
Метод. «Моя позиция». Согласны ли вы с данными утверждениями? Аргументируйте.
-В своем развитии страны проходят изменения количественного и качественного плана?
-Развитие может быть только устойчивым (нет, но и неустойчивым).
-Развитие в направлении усовершенствования, усложнения, повышения уровня самоорганизации это прогресс, а развитие в направлении упадка, деградации и распада - регресс.
-Развитие -это ориентация на рост, прогресс, улучшение условий жизни.
Вся история человечества, это история развития. Где-то более успешного и более удачного, где не совсем. Но каждое современное государство в мире уникально, и нет двух одинаковых. У каждого своя история, своя экономика, культура. Свой вес и положение в мировом хозяйстве. (Слайд 3 ) Тема нашего урока сегодня будет: «Как оценить уровень развития и тип страны? – Запись учащимися темы в тетрадь.
(Слайд 4 )Для реализации темы урока мы должны рассмотреть понятия: «типология» и «классификация стран», «паритет покупательской способности» , сделать выбор показателей, определяющих уровень и тип развития страны, вспомнить что мы знаем об основных экономических показателях: ВВП и ВНД, выделить их общие и отличительные черты , ознакомиться с методами подсчета ВНД; ознакомиться с Нобелевским лауреатом разработчиком методики подсчета ВНД Саймоном Кузнецовым.
3.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Современный мир насчитывает по данным сайта ООН 257 стран и территорий. Все эти страны одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? Ответы учащихся.Проверка полноты предполагаемых вариантов (можно это сделать по учебнику (с.174 учеб.), но лучше в слайдовом варианте- (слайд 4)
4. Ознакомление с новым материалом.
Для сравнения стран используют типологию стран – выделение стран по схожим качественным признакам . Главный признак- уровень социально-экономического развития.
Работа с учебником с.174- классификации стран составляются в основном по одному признаку.
(Слайд 5)Роль статистики в составлении сравнительных характеристик, классификаций статистики.
Как оценить уровень развития страны? Предложите свои варианты.
Учащиеся наводят примеры, записывая их в группы:
-экономические
-демографические
-показатели качества жизни
(данные должны иметь цифровое значение- измерение)
Задание учащимся. Дайте определение понятий: ВВП И ВНД (межпредметные связи- экономика).
В вопросе ВВП и ВНД различают абсолютные и относительные данные. Как это понять? Ответы учащихся, дополнение учителя.
Что общее между этими понятиями, а в чем отличия? Дополнение, коррекция ответов учащихся.
(Слайд 6)
При какой модели экономики показатель ВВП и ВНД будет равен? В условиях закрытой или открытой модели развития экономики?
В каких странах эта разница будет очень существенна? Найдите ответ в учебнике (с.175 ).
Вопрос к учащимся. Можно ли при использовании разных методик вычисления ВВП стран, иметь возможность сопоставить и увидеть уровень развития отдельно взятой страны или стран? А при разных денежных национальных единицах? Унификация подсчетов ВВП в мире.- рассказ. Важную роль в вопросе оценке уровня развития страны имеет международная валюта.
СООБЩЕНИЕ. Почему доллар стал мировой валютой?
Британский фунт стерлингов до Первой Мировой войны занимал почетное первое место как мировая денежная единица. Но он утратил свое экономическое влияние в 1918 г.
Затем на это место помимо фунта претендовали французский франк и американский доллар. Позже к ним присоединилась и немецкая марка, но по итогам Второй Мировой войны она обесценилась. По той же вине Великобритания и Франция оказались в тяжелом положении, экономика этих 2-х стран была практически разрушена.
Америка осталась единственной супердержавой, которая вышла из войны еще сильнее, чем в ее начале. А значит, только доллар мог претендовать на господствующую роль на мировом финансовом рынке.
В те тяжелые послевоенные времена американский банк стал крупнейшим кредитором мира, а экономика этой страны составляла половину мировой.
Тогда доля Америки составляла 3/4 из всего золота, находившегося в запасах господствующих стран мира. Все эти важные причины являются последствием того, что доллар стал успешно заменять золото как основную международную валюту и приобрел ведущую роль в инвестициях и мировой торговле.
Началом того, что американский доллар стал стандартом, мировой денежной единицей, было положено на конференции в городе Бреттон-Вудс в 1944 г. Тогда все могущественные державы согласились принять эту валюту как основную в денежной системе мира. Одновременно с этим правительство США пообещало ввести фиксированный курс своей банкноты по отношению к золоту, тем самым фактически заменив древнюю и общепринятую валюту – золото.
В разрушенную Европу, согласно плану Маршала, пошли прямым потом американские деньги. В то время ослабленная экономика Европы не могла конкурировать и противостоять американской денежной экспансии. В итоге в золотовалютных резервах центральных европейских банков доллар стал занимать все больше места. Ведь на тот момент только американскую валюту можно было обменять по фиксированной цене на золото.
(слайд 8) Учитель. К основным мировым валютам сегодня относятся семь валют ведущих мировых держав, они вошли в эту группу благодаря своей ликвидности и влиянию в финансовом мире.(Запись учащимися в тетради)
Именно в этих валютах происходит заключение большинства международных контрактах, они так же пользуются повышенной популярностью при торговле на валютной бирже форекс.
Их основными признаками являются высокая платежеспособность, высокая ликвидность (любую из этих валют можно легкостью обменять на другую) и стабильность курса.
World Currencies – доллар США, евро, фунт стерлингов, японская йена, швейцарский франк, австралийский и канадский доллар.
Для сравнения стран используют два основных способа:1) расчет по среднегодовым валютным (обменным) курсам: 2)расчет по паритету покупательской способности валют. (Слайд 7)
Работа с понятием «паритет покупательской способности»- работа с учебником.
Самостоятельная работа - определение паритета покупательской способности(слайд 9)
Индекс Биг- Мака (слайд 10-11)- недооценка-переоценка национальных валют. Работа с картой, диаграммами, графиком.
Объяснение- методы подсчета ВНД. Работа с рис. 91( с.178учеб.)
Чтение материала учебника о Нобелевском лауреате 1971г. по экономике Саймоне Кузнеце.
Обращаю внимание, что за 1 урок пришли в выводам , к которым шел ученый достаточно продолжительное время. Мы этот материал прошли за один урок.
5. Первичное осмысление и закрепление .Какие основные вопросы мы рассмотрели? Сделайте самые главные выводы из нашего урока.
Основные показатели уровня социально-экономического развития страны
Практикум в рабочих тетрадях с печатной основой. Задание 1 в разделе3. Сравнение анаморфозы «ВВП стран мира» с политической картой мира. Выяснение причин отличия. Работа заканчивается дома.
6. Домашнее задание. Учить с.174-179 учебника. Закончить письменную работу.