Упражнения для развития памяти и внимания
Составитель Качалкова О.М.
Предисловие.
Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста - в зависимости от индивидуальных особенностей.
Работая с детьми, необходимо помнить о создании спокойной обстановки, благоприятного эмоционального фона.
Помните: создавая установку на УСПЕХ, вы делаете огромный шаг к УСПЕХУ.
Удачи вам!
Содержание.
1. Приёмы расслабления.
2. Основные способы запоминания текстов и стихов.
3. Игры и упражнения для развития памяти.
4. О полезной для памяти пище.
5. Список используемой литературы.
Работа или обучение кажутся легкими, если работать или учиться приятно. Это относится и к работе механизма памяти. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес, которые создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что нужно запомнить. Дети испытывают множество затруднений, вызываемыми как внешними, так и внутренними причинами. Рыбников Н.А, Д.Лапп, Розов А.И, Ляудис В.Я. и Мальцева К.Б. приводят лишь некоторые из них:
1. Более короткий, чем обычно, период концентрации внимания.
2. Рассеянность.
3. Поглощенность другим делом.
4. Неспособность к анализу информации.
5. Возникновение отвлекающих факторов или отклонение от темы.
6. Неспособность к спонтанной организации мыслительного процесса.
7. Пассивность – неспособность помогать памяти мнемическими приемами.
8. Затруднения при создании мысленных образов.
9. Затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить.
10. Неумение точно оценить для себя значение воспринимаемой информации.
11. Спешка.
12. Беспокойство, озабоченность.
13. Давление обстоятельств на ребенка.
14. Прерывание запоминания.
15. Овладение эмоций (эйфория, возбуждение, депрессия).
16. Усталость, сонливость.
17. То, что надо запомнить, не имеет для ребенка значения и так далее.
Поэтому не следует в таких случаях требовать от ребенка слишком много. Можно только попытаться изменить ситуацию, то есть помочь ребенку, создать условия для того, чтобы он расслабился, помочь сконцентрировать его внимание на материале. Дети могут испытывать трудности из-за личных проблем. Страх перед забыванием – это тоже одна из главных причин сбоев в работе памяти, которая часто встречается во время ответа на уроке. Ученик боится того, что выученный текст или стихотворение “вылетит” у него из головы в самый неподходящий момент. Поэтому не стоит завышать планку и требовать от детей очень быстрого запоминания, иначе они начнут заниматься самобичеванием, и получится, скорее, отрицательный, а не положительный результат. Лучше провести на уроке физкультминутку, чем превратить его в нудное времяпрепровождение и для себя, и для школьников. На уроках можно использовать различные приёмы расслабления.
Упражнение «Путешествие в волшебный лес».
Цель: снятие эмоционального напряжения, избавление от тревог, мышечное расслабление.
Учитель: «Сядь удобно и закрой глаза. Представь себе, что ты в лесу, где много деревьев, кустарников и красивых цветов. В самой чаще леса стоит скамейка, присядь на неё.
Прислушайся к звукам и наслаждайся запахами вокруг тебя: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорох травы, журчание ручья. Насладись этими ощущениями, захвати это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с тобой весь день».
«Отдых на море»
Педагог: «Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, тёплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего всё тело лёгкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает всё тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
Упражнение «Возьми себя в руки».
Как только вы почувствуйте, что забеспокоились, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди - это поза выдержанного человека.
Упражнение «Врасти в землю».
Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сложить в кулачки, крепко сцепить зубы. Вы - могучее, крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека.
Упражнение «Сбрось усталость».
Встаньте, расставьте широко ноги, немного согните их в коленях, нагните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди, приоткройте рот. Слегка покачайтесь в стороны, вперёд, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторите ещё.
Упражнение «Стойкий солдатик».
Когда вы сильно возбуждены и не можете успокоиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, честно несёте свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите ещё пристальнее. Молодцы! Вы - настоящие защитники.
Упражнение «Заряд бодрости».
Сесть свободно, вытянуть руки и приготовить два пальчика: большой и указательный.
- Возьмитесь ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируёте свои ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» - 10 раз в одну сторону и 10 раз - в другую. Прижимайте слегка. А теперь опустите руки. Стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку 10 раз со словами: «Просыпайся третий глаз!». Сильно нажимать не надо. Стряхните ладошки. Соберите пальцы рук в горсточку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируйте ямку 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону. Нажимайте не очень сильно. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуйте!
Упражнение «Дыши и думай красиво».
Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните и мысленно (про себя) скажите: «Я - лев», - выдохните; вдохните, скажите «Я - птица», - выдохните; вдохните, скажите «Я - камень», - выдохните; вдохните, скажите «Я - цветок» », - выдохните; вдохните, скажите «Я - спокоен», выдохните.
Эти приемы будут иметь успех в начальных классах, так как после подобного перерыва в работе повышается настроение и ребенок чувствует себя отдохнувшим и полным энергии. Другой прием предлагает Розов А.И., хорошо подходящий для расслабления в домашних условиях, пользованию которым, можно обучить детей. Он заключается в следующем:
1. Расположиться так, как вам удобно.
2. Закройте глаза и начните медленно и глубоко дышать.
3. Представьте себе песчаный морской пляж.
4. Попытайтесь ощутить тепло песка.
5. Представьте себе волны, накатывающиеся на берег.
6. Добейтесь того, чтобы воображаемые волны подкатывались к берегу очень медленно.
7. Попытайтесь представить плеск воды.
Данный прием требует всего пять - десять секунд и является очень эффективным Лучше всего, прежде чем запоминать что-либо, отдохнуть, и только потом приступать к занятиям. В связи с этим, следует сказать несколько слов и об условиях, в которых ребенок готовит домашние задания.
1. Дома не должно быть очень шумно, но и не должно быть абсолютной (“мертвой”) тишины.
2. Следует отдыхать несколько минут после каждого выполненного задания.
3. Обстановка дома должна быть спокойной.
Каждому учителю необходимо принять во внимание каждый из вышеперечисленных факторов, которые так или иначе влияют на работу памяти, с тем, чтобы как можно успешнее организовать деятельность учащихся и помочь отдельным ученикам справиться с трудностями, которые они испытывают при обучении.
Способы запоминания.
Одним из важнейших предметов в младшей школе является чтение (литература). Когда ребенок приходит в первый класс, одной из самых сложных задач для него является овладение быстрым, выразительным чтением. Сначала дети учатся читать, осваивая азбуку, затем отрабатывают технику чтения. Именно на уроках чтения дети сталкиваются наиболее часто с текстом и со стихами. Именно по этой причине уроки чтения наиболее всего подходят для развития памяти, умения работать с текстом и обучения мнемическим приемам. Кроме того, живое слово русской поэзии и художественной литературы позволит осуществить данный процесс легко, непринужденно и уроки литературы станут не только более интересными, но и более полезными, так как развитие памяти и обучение правильной работе с текстом очень пригодится в дальнейшем.
Современные исследования показали, что гипотеза о том, что понимание служит одной из основ обучения и памяти абсолютно верна. Без понимания смысла информации трудно ее запомнить. По мнению Ляудиса В.Я., для того, чтобы дети лучше запоминали текст, необходимо пробуждать их ум к динамической деятельности:
1. Задавать им вопросы.
2. Упорядочить то, что почерпнули из чтения.
3. Делать пуазы для размышления об основных идеях и творчески пересматривать содержание.
4. Комментировать прочитанный текст, мысленно дополнять его и развивать применительно к личным интересам детей, лучше сразу же после чтения.
Педагоги А.И. Липкина и М.И. Оморокова, Д.Лапп предлагают следующие способы запоминания текстов и стихов.
Способы запоминания текстов.
Название способа.
Суть способа (как использовать).
1. Планирование.
Текст должен быть ясно осмыслен.
Подели текст на части и назови каждую часть.
Постарайся в названии выразить главную мысль (не перегружай план второстепенными деталями!)
Постарайся уловить связь между главным и второстепенным в тексте.
5. Перескажи текст.
2.Сжатый пересказ.
Внимательно прочитай текст и раскрой смысл названия текста.
Выдели в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль.
Замени прямую речь и диалог косвенной речью.
4. Продумай последовательность текста.
3. “Кинокамера”.
Прочитай текст внимательно, не пропуская ни малейшей детали.
Превращай текст в мысленные иллюстрации по мере его прочтения.
Обращай внимание на чувства, которые вызывают те или иные ситуации.
Следи за последовательностью мысленных “картинок” и представляй их в том порядке, в котором они идут в тексте.
5. Попытайся просмотреть мысленно
сложившееся “кино” и перескажи текст.
4. “Суммирование”.
Бегло ознакомься с текстом (читай только те части текста, в которых содержатся основные мысли).
Перескажи текст своими словами.
Выбери предложение, в котором содержится основная мысль всего текста (или составь его самостоятельно).
4. Объедини отдельные части текста в
единое целое.
5. “Просмотр”.
Быстро прочитай текст.
Ответь на вопросы, которые возникли у тебя при чтении.
Пометь карандашом основные мысли.
Перескажи текст своими словами.
5. Просмотри текст повторно.
6. “Что? Где? Когда?“
? ? ?
Определи количество героев или участников событий в тексте.
Ответь на вопросы: Кто делает Что? Когда? Почему? Где? Как?
3. Перескажи текст.
Способы запоминания стихов.
Название способа.
Суть способа (как использовать).
1. Повторение.
Повторяй каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30 мин. вновь повтори её 2-3 раза.
Если стихотворение большое – заучи примерно половину, а потом – всё остальное.
3. Если стих маленький (не больше трёх
четверостиший), то лучше всего
постараться запомнить его целиком.
2. “Фотоаппарат”.
Прочитай стихотворение.
Переводи текст в мысленные “иллюстрации” (прочитай вслух первую строфу стихотворения и представь то, о чём говорится в этой строфе). Точно также поступи и с другими строфами.
Ясно представь себе картину образов, содержащихся в стихотворении.
Попробуй рассказать стихотворение, отталкиваясь от образов.
Ещё раз прочитай выразительно стихотворение вслух.
Расскажи кому-нибудь о стихотворении.
Расскажи само стихотворение вслух.
Игры и упражнения.
Егорка.
У забора – норка,
В ней живёт Егорка.
В шесть утра встаёт,
Растворимый кофе пьёт,
Ест пирожное эклер
Или тортик, например.
Побежит на спортплощадку,
Долго делает зарядку,
А потом в один присест
Пирожков корзину съест.
Ловкий, маленький, активный,
Он прочтет журнал спортивный,
Залезает в Интернет,
Посылает всем совет:
«Если к спорту – интерес,
по утрам качайте пресс!»
Он красивый, стройный, ладный,
У него костюм нарядный,
Очень модное пальто
А Егорка – это кто?
Кротик, ёжик, крокодил?
Я еще не сочинил!
Задание детям: придумайте, как выглядит Егорка, нарисуйте его (не забудьте, что живёт он в норке под забором).
Про вредную Бабку – Ёжку.
В одном лесу жила Бабка - Ёжка, маленькая - маленькая, не больше детской ладошки. Но вреднющая она была, как большая: то спящему волку шишку под бок подложит, то у зайца морковку утащит, то наколдует тучу и дождик вызовет, такой нудный, моросящий – словом всем в лесу досаждала.
А жила эта Бабка - Ёжка в крохотной избушке на цыплячьих ножках, да только избушка эта была уже ветхая и однажды от дождя развалилась. Пришлось Бабке – Ёжке поселиться в мухоморе – все-таки крыша над головой! И все бы ничего, да только жил в том же мухоморе ужасно противный червяк. Такой шумный: то стену громко грызет, то чавкает, то с боку на бок ворочается, да так, что стенка качается. Не даёт Бабке - Ёжке колдовать – вредные заклинания произносить! Хотела Бабка – Ёжка на червяка зубную боль напустить, да половину заклинаний своих от сердитости и забыла. Но вот однажды, когда червяк уж слишком громко захрапел во сне, Бабка - Ёжка подпрыгнула на месте от злости и принялась колотить кулаками в стену. А стена оказалась тоненькая и от ударов сломалась. И маленькая злая Бабка – Ёжка со всего размаху влетела в комнату своего соседа. От шума червяк проснулся, открыл глаза и широко улыбнулся. «Здравствуйте, соседушка! – вежливо сказал он. – Я так давно собираюсь с вами познакомиться. Давайте выпьем чаю. От неожиданности Бабка – Ёжка забыла оставшиеся злые заклинания. И не может их вспомнить до сих пор. Правда теперь ей некогда вредничать: они с червяком днём цветы сажают, а вечерами чай пьют. С вареньем.
Вопросы.
Расскажите, как вредничала Бабка – Ёжка.
Что случилось с её домиком?
Чем так раздражал Бабку – Ёжку сосед – червяк?
Как получилось, что они потом подружились?
Игра «Предметы».
( Работа в парах).
На столе раскладывается определенное количество предметов различной формы. Через определенное количество времени испытуемый отворачивается, предметы меняются местами. Нужно восстановить прежний порядок. Партнеры меняются местами.
Упражнение «Предметы и слова».
Через определенное количество времени показываются ведущим предметы и называется какое-нибудь слово. При воспроизведении показывается предмет, ребенок должен вспомнить названное к нему слово и записать.
Игра «Кто больше запомнит»
(групповая, в кругу).
Называется слово, другой ребенок повторяет предыдущее и называет свое. Третий повторяет два предыдущих и называет свое.
Упражнение «Открытки».
(Работа в парах).
Один из испытуемых раскладывает ряд открыток в определенном собственном порядке. Запоминает. Второй испытуемый за определенное количество времени запоминает. Открытки смешиваются и выкладываются вторым испытуемым в первоначальном варианте. Первый испытуемый проверяет. Далее в упражнении меняются местами.
Игра "Опиши соседа"
(развитие памяти, внимания, наблюдательности).
В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человекавсе, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
"Сделай, как я!"
(со счетными палочками) - развитие памяти и внимания.
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только счетные палочки, но и пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.
отправляется в свое "дальнее путешествие".
Игра "Пуговица".
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
Игра "Кукловод"
( развитие двигательной памяти).
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
Игра "Подарки".
Одного из участников игры выбирают водящим.
- Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, - говорят ему, - и побываете в разных городах?
Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений.
Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами.
- Будете в Костроме, - говорит один, - загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой.
- У меня дядя в Саратове, навестите его, - просит другой. - Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры.
Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные.
Водящий - человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты.
"Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова - самовар, скажем, или свисток. Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими.
Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать - это дело несложное.
"Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков.
- Был у вашего дедушки, - обращается водящий к кому-либо из играющих. - Он прислал вам ошейник.
Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие".
"Запомни фразы"
Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.
Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:
- Лев, нападающий на антилопу.
- Собака, виляющая хвостом.
- Муха в супе.
- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
- Молния в темноте.
- Пятно на любимой рубашке.
- Капли дождя, сверкающие на солнце.
- Крик ужаса в ночи.
- Друг, ворующий любимую игрушку.
После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы.
«Детектив».
Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
«Пирамида».
Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок сразу же должен повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их и т.д.
«Что ты видел в отпуске?».
Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
«Следопыт».
Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас спрячет ее в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен найти ее.
«Одежда».
Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
«Нарисуй такой же».
Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
«Я положил в мешок».
Взрослый на глазах у ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ».
Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
Например:
«Находка».
Два человека на улице нашли вместе книгу и стали спорить, кому её взять.
Третий шел мимо и спросил:
- Кто из вас умеет читать?
- Никто.
-Так зачем вам книга? (Л.Толстой)
«Башня».
Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
Комплекс упражнений для развития
тонкой моторики.
Колечки. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков остальных пальцев правой руки; то же на левой руке; затем на обеих руках.
Поздороваемся. Пальцы обеих рук по очереди «здороваются друг с другом» – дотрагиваются кончиками – большой с большим и далее.
Корзинка. Переплести пальцы обеих рук, плотно сжимать и разжимать кисти и пальцы.
Ветки. Кисти рук – на уровне груди, пальцы слегка согнуты и беспорядочно касаются друг друга.
Волчок. Вращать прямыми указательными пальцами обеих рук по очереди и одновременно.
Волны. Сцепить пальцы перед грудью, вращать кистями рук.
Улитка. Большой палец, безымянный и мизинец сжать, указательный и средний поднять в виде «рожек», «проползти» кистью по рукам поочередно.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия.
Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Лезгинка. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук, 6 – 8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кулак – ребро – ладонь. Показывать ребёнку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ребром, распрямленная ладонь. Ребёнок выполняет пробу вместе с показывающим, затем по памяти выполняет 8 – 10 раз. Выполнять сначала правой рукой, левой, потом обеими вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении можно помогать словесными командами («Кулак – ребро – ладонь»), произнося вслух или про себя.
Голова – живот. Правой рукой гладить по голове, левой – похлопывать по животу. Поменять руки. Левой гладить по голове, правой – хлопать по животу.
Круг – квадрат. Правой рукой в воздухе чертить круг, левой – квадрат. Поменять руки. Левой – круг, правой – квадрат.
Пальчиковая гимнастика.
Массаж пальцев.
Ребёнок сам делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течение 1 – 2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж проводят в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
Змейка.
Дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальцев в отдельности то до основания этого же пальца, то как можно дальше от ладони. Повторить обеими руками 3 – 4 раза.
Круги.
Ребёнок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальцем обеих рук. Повторить 5 раз.
Крестики-нолики.
Ребёнок поочередно делает «крестик» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца.
Колокольчики.
Ребёнок в течение 30 – 60 с потряхивает кистями рук.
Ножницы.
Ребёнок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребёнок пытается отвести указательный палец от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.
И напоследок
В заключение, несколько слов о полезной для памяти пище, которая обязательно должна быть в рационе ребенка.
Во-первых, кормить ребёнка надо понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот "быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти. Так что сладкоежкам грозит не только кариес.
Во-вторых, надо дополнять рацион ребенка следующими пищевыми добавками: поливитаминно-минеральными препаратами, витамином Е, рыбьим жиром.
Список литературы.
1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. Москва. Издательство «Ось-89», 2006г.
2. Т.А.Проценко КАК СОХРАНИТЬ МОЗГ ЗДОРОВЫМ. Москва. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007г.
3. Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК УЧИТЕЛЯ. Москва. Просвещение, 1999г.
4. Ф.Р.Филатов ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие, справочник. Ростов н\Д,. Феникс, 2003г.
5. Л.Д.Столяренко ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ. Ростов н\Д. Изд-во «Феникс», 2001г.
6. Ив Ледансер КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ. Издательский дом Ридерз Дайджест, 2005г.
7. Тестируем детей/ Составитель Т.Г.Макеева. – ростов н/Д: Феникс, 2006г.
8.Р.В.Овчарова ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Москва. ТЦ Сфера, 2004г.
9. М.Н. Ильина ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Спб.: Питер, 2007г.
10. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.,1993.
11. Липкина А.И., Оморокова М.М. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М., 1967.
развиваем память школьникаTimes New RomanРисунок 1Рисунок 7C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Надежда Павловна\уголок\mult\mult9.jpgРисунок 10C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Надежда Павловна\уголок\mult\mult57.jpgРисунок 11C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Надежда Павловна\уголок\mult\mult58.jpgРисунок 14C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Надежда Павловна\уголок\mult\mult50.jpg