Методические рекомендации учителям по формированию познавательных УУД на предмете «Окружающий мир».


Минниахметова И.И.
г. Нижневартовск
МБОУ «Гимназия №2»
учитель начальных классов
Методические рекомендации учителям по формированию познавательных УУД на предмете «Окружающий мир».
Подготовка к работе по формированию познавательных УУД начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления поурочно – тематического планирования и продолжается в ходе изучения тем на всех этапах учебного процесса.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию познавательных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности».
Проблемная ситуация 1 (прием проблемного диалога).
Цель: формированию умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Текст учебника.
Лена: Миша, зачем мы дышим? Ведь мы вдыхаем воздух и выдыхаем?
Права ли Лена? Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? Почему мы должны дышать?
1. Назови основные отличия живых организмов от неживых.
2.Какое значение имеет кислород в жизни организма?
Проблемная ситуация 2 (прием проблемного диалога).
Цель: формирование умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять логическое действие «сравнение», поиск решения проблемы.
Текст учебника.
Лена: Клетки нашего организма такие нежные! Внутри тела они наверное, хорошо себя чувствуют. А каково же приходится тем, которые снаружи?!
Миша: как раз на самой поверхности тела клеткам ничего не страшно: ведь они мертвые.
На какое противоречие ты обратил внимание? (Что ожидала Лена, и о чем им рассказал Миша?)
Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с авторским.
Формирование у школьников умения создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в окружающем мире, пожалуй, наименее разработанное направление в методической деятельности учителя. Эта работа сводится к выполнению тех или иных действий по плану, предложенному учителем или учебником. Учащиеся к составлению алгоритма деятельности, как правило, не привлекаются.
В программе «Школа 2100» формирование этого метапредметного умения осуществляется на протяжении четырех лет обучения.
классРаздел программы «Человек и история человечества»
Тема урока «Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству»
Цель: формирование умений самостоятельно находить и выделять информацию из естественно – научных текстов, словаря по естествознанию, в том числе с помощью компьютерных средств, с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений; ориентироваться в своей системе знаний по естествознанию: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; осознанно и произвольно строить речевое высказывание процессов письменной форме, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в окружающем мире.
Текст
Изучение Арктики продолжался и после того, как был пройден весь Северный морской путь. Ученых и путешественников заинтересовали и еще открытые острова. Но самым заветным желанием было достижение Северного полюса. Первым его достиг американский путешественник Роберт Пири в 1909 году.
Составь план твоих действий над работой с текстом, и напиши рассказ о каком – либо первооткрывателе Северного морского пути. Воспользуйся дополнительными источниками информации в случае затруднении.
Традиционно достижения школьников на уроке оценивалось учителем. В новых условиях ситуация меняется. Боле того, обучение учащихся рефлексии своей деятельности, становится одной из целей формирования универсальных общеучебных действий.
Цель: формирование умений проводить рефлексию способов и условий действия, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности на предмете окружающего мира.
Формаподводящегодиалога.Вопросы.Какуюзадачуставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Какимспособом?
Какие получились результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Что у вас получилось хорошо?
Над чем необходимо еще работать?
Формирование универсальных общеучебных действий в совместной деятельности ученика и учителя при решении типовых задач.
4класс
Раздел программы «Человек в мире людей»
Тема урока Мое общество.
Цель: формирование умений извлекать нужной информации с целью ответов на вопросы, свободно ориентироваться в тексте, осознанно строить речевое высказывание процессов в письменной форме.
1.Выпишите предложения, в которых сказано об увлечении семьи.
2. В каком веке происходила война России с армией Наполеона Бонапарта?
3. Напиши 2-3 предложения об общих увлечениях в твоей семье.
Текст
У супругов Дарьи Владимировны и Валерия Григорьевича двое детей школьного возраста: старший сын Толя и Наташа. Вся семья живет в Москве.
Ребята каждую неделю навещают своих бабушку и дедушку, которые живут на соседней улице. А Валерий Григорьевич всегда помогает родителям с покупками. Папа и Толя любят по выходным ездить на рыбалку. Наташа занимается теннисом, а мама увлекается вышиванием.
В семье хранится медаль, которую предок по отцовской линии получил за храбрость в сражениях Отечественной войны 1812 года. В этой войне русский народ одержал победу над французской армией Наполеона Бонапарта, вторгшейся на территорию России.
В процессе такой работы на уроках «Окружающий мир» формируются общеучебные познавательные УУД. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.
На второй этапе рекомендуется формировать умения видоизменять объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графическую или знаково - символическую), преобразовывать модель с целью выявления общих законов объектов и явлений живой и неживой природы.
Из разных видов деятельности со знаками, выделяют моделирование.
Более того, в концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова, умения преобразовывать информацию в модель, у учащихся начальной школы должно быть сформировано к концу окончания начальной школы.
Перевод текста на знаково – символический язык, делает обозримыми связи и отношения, скрытые в тексте, тем самым способствуют поиску нахождения информации. Во многих заданиях «Окружающего мира» перевод текста на язык графики является анализом информации.
Поскольку перевод информации в схему или в модель вызывает трудности у учащихся, рассмотрим ее более подробно.
4 класс
Раздел программы «Человек и прошлое человечества»
Тема урока Древний мир – рождение первых цивилизаций.
Цель: Преобразование текста в знаково- символическую модель
Текст
Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.
Задача
Выпишите существительные из текста.
2. Составьте к каждому из них схему (разбор слова по составу)
Раздел программы «Человек и природа»
Тема урока Путешествие бутерброда.
Цель: Преобразование текста в знаково- символическую модель
При изучении текста в учебнике, учитель предлагает составить схему путешествия бутерброда с указанием органов пищеварения.
Таким образом, знак, символ и графика является «инструментом» передачи информации и познавательными средствами учебной деятельности. Следовательно, модель является результатом исходного объекта (информации). Не маловажную роль в познании играет и обратный перевод модели в словесную форму.
Раздел программы «Человек и многоликое человечество».
Тема урока Кто во что верит.
Цель: формирование умения преобразовать модель в словесную форму (рисунок 1).
Рисунок 1
Кто во что верит

Учебная задача
Дополни схему недостающими данными, используя информацию из текста о религиях существующих в мире.
Обобщение по разделу «Человек и история человечества»
Цель: формирование умений преобразовывать модель в словесную форму (рисунок 2).
Рисунок 2
Древняя родина всех славянских народов
Богатейшая природная зона – достояние России
Степь
Место величайших побед и тяжелых поражений России в разных войнах.
Место расположения многих древних городов и сел России. Родина значительной части населения РФ
Значение степи в истории России
Рассмотри схему, подготовь с соседом по парте сообщение о значении степи в истории России. Постарайтесь объяснить, почему степь называют колыбелью России.
Ослабла Русь под тяжестью ига. В разорении и пожарах стояли города русские. Полегли многие воины, и дети, и жены их от набегов монгольских. Казалось, что вся земля русская пропитана слезами и кровью несчастных. Но постепенно в дремучем лесном краю, в Москве, собирала Русь свои силы. Медленно, мучительно складывались разные княжества в единое государство. Много поражений потерпела Русь за эти годы. Но были и победы.
В 1380 году произошла великая битва на Куликовом поле. Здесь, на реке Дон, впервые русские дружины одержали победу над монгольскими полчищами. Князь Дмитрий Иванович, впоследствии получивший прозвище Донской, привел на бой с войском монгольского хана Мамая сотни тысяч воинов.
Страшную цену заплатила Русь за победу в этой битве. Многие русичи навсегда остались лежать на Куликовом поле. Но и радость была великая. Увидели люди русские, что собравшись вместе, могут они одолеть и непобедимую монгольскую орду.
Глубинная суть процесса моделирования заключается в том, что моделирование входит в структуру целенаправленной деятельности и является необходимым элементом учебного действия. Процесс познания в этом случае идет следующим образом. После уяснения проблемы путем известных им способов разрешения проблемы: наблюдения – выходят на новый уровень, модельный (схема, чертеж, конструкция), понимания сути явления. Затем снова возвращаются к словесному, но уже к точному описанию. Образно выражаясь, чертеж, схема для детей становятся «очками», через которые ребенок начинает видеть мир.
В настоящее время обойтись без моделирования невозможно. Модели можно встретить в содержании любого курса «Окружающий мир» (схемы, разрезы географических карт и др.). Подобные приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся.
На третьем этапе мы формируем умения универсально - логических действий. Формирование умения осуществлять логическое действие «сравнение», особый способ познания, а так же является составной частью многих других логических операций. Логический прием сравнения входит в структуру и другого приема — классификации.
В словаре психологических терминов сравнение определяется как вид мышления, в процессе которого получаются суждения об общности и различии свойств, двух или нескольких познавательных феноменов. То есть цель сравнения вполне конкретна — это поиск сходства и различий изучаемых объектов, явлений. В методической литературе сравнение рассматривается как прием, как составная часть того или иного метода обучения (логические приемы).
Прием сравнения является необходимым элементом формирования многих природоведческих и обществоведческих понятий. Среди множества воспринимаемых детьми объектов непроизвольно (в обыденной жизни) или под руководством педагога (в учебной деятельности) выделяются существенные признаки (несущественные отбрасываются или просто забываются), которые затем включаются в определение понятия; задания на сравнение включенные в структуру опыта.
Большинство опытов предполагает сравнение — сравнение контрольного и опытного вариантов, сравнение того, что былос объектом и что стало в результате опыта. В некоторых случаях слово «сравни» вводится в состав задания на проведение опыта, в других сравнение подразумевается.
Пример опыта по первому варианту: «Надень резиновое кольцо на стакан. Побренчи натянутой резинкой как струной. Теперь приложи стакан дном к уху. Снова побренчи резинкой. Сравни звуки».
Опыт по второму варианту: «Возьмем два стакана и поместим в них воронки. В воронки положим немного ваты. В одну воронку насыплем песок, в другую столько же размягченной глины. Нальем одновременно в воронки одинаковое количество воды и будем наблюдать, что произошло».
4класс
Раздел программы «Человек и его строение»
Тема урока. Почему наш организм работает слаженно?
Цель: формирование умения «сравнение»
Текст
Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека. Сердце человека является полым (пустым) мышечным органом, разделенным на 4 камеры – правое и левое предсердие, правый и левый желудочки. Масса сердца взрослого человека около 300 граммов. В нормальных условиях, без повышенной физической нагрузки оно сокращается около 70 раз в минуту и за это время «перекачивает» примерно 5 литров крови. Действие сердца регулируется нервной системой. Однако сердечная мышца обладает автоматизмом, то есть может работать самостоятельно, без воздействия нервной системы. Сердце при жизни человека никогда не останавливается в работе, перекачивая кровь ко всем органам, снабжая их кислородом.
В организме человека много разных мышц, которые от физического напряжения довольно быстро устают. А почему сердце не устает? Ученые подсчитали, что этот орган работает около ¼ всей жизни, а остальное время отдыхает».
Задача
1.Пользуясь сведениями из статьи, посчитай:
А) число сокращений сердечной мышцы за 1 час
Б) число сокращений сердечной мышцы за 2 часа
3. Запиши, какую часть жизни сердце отдыхает.
4.Соотнеси нужные диаграммы с текстом и решением задачи №3.
5.Рассмотри диаграммы. Ответь на вопросы. Запиши решения.
1)Во сколько раз дольше сердце отдыхает, чем работает?
2)На сколько, меньше сердце работает, чем отдыхает?
В учебнике «Окружающий мир» «Школа 2100» встречаются задания на упорядочение, классификацию изучаемых объектов.
Раздел программы «Как работает организм человека»
Тема урока. Для чего и как мы дышим
Цель: формирование умения классифицировать
Задача
Прочитай слова. Пронумеруй в определенном порядке только, те из них, которые обозначают название органов, участвующих в дыхании.
Зачеркни остальные слова.носжелудоктрахеябронхипищеводсердцепеченьлегкиеРаздел программы «Как работает организм человека»
Тема урока. Как устроен организм человека
Цель: формирование умения классифицировать предметы, явления.
ОрганычувствОпорно – двигательныеорганыМозгГлазСосудыПозвоночникОрганы нервной системыОрганы кровообращенияСпособность устанавливать и изучать причинно-следственные связи — необходимое качество человека, познающего окружающий мир. Эта работа стимулирует мыслительную деятельность детей, активизирует учебный процесс. Кроме того, выявление связей между объектами, явлениями, событиями необходимо для формирования и развития большинства понятий в школьном курсе «Окружающий мир».
Раздел программы «Человек и его внутренний мир»
Тема урока. Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.
Цель: формирование умения причинно – следственных связей
Задача
Выберите правильную последовательность эпох:
Первобытный мир — Древний мир — Средние века — Новейшее время — Новое время
Первобытный мир — Новое время — Средние века — Древний мир — Новейшее время
Древний мир — Средние века — Первобытный мир — Новое время — Новейшее время
Первобытный мир — Древний мир — Средние века — Новое время — Новейшее время».
Работа выявлению связей может идти без акцентирования внимания детей на то, что они занимаются изучением связей без использования самого термина «связи». Но будет продуктивнее, если этому вопросу учитель уделит специальное время или даже урок.
Решение учащимися типовых задач на уроках позволяет в первую очередь формировать у них познавательные УУД, где особое место занимают задачи по поиску, сбору, анализу информации. В процессе такой работы у учащихся формируется практически все умения познавательных УУД.
Прочитай текст.
Красная площадь - центральная площадь Москвы, примыкающая с востока к Кремлю. Образовалась в конце XV века, названа Красной (красивой) со 2-й половины XVII века. Первоначально являлась торговой площадью, с XVI века на Красной площади происходили торжественные церемонии. С запада Красная площадь ограничена Кремлёвской стеной с башнями. Стена когда-то была отделена рвом. В 1555—1560 годах с юга был воздвигнут Покровский собор (храм Василия Блаженного). После пожара 1812 года композиция была изменена: засыпан ров, перестроены торговые ряды. В 1818 году на Красной площади был открыт памятник К. Минину и Д. Пожарскому. В конце XIX века напротив Покровского собора был сооружен Исторический музей, а напротив Кремлёвской стены — новые торговые ряды (магазин ГУМ). На Красной площади происходят военные парады, демонстрации и другие торжества. От площади ведётся отсчёт расстояния по всем шоссе от Москвы.
Укажи, откуда взят данный текст.
Цель: формирование умений самостоятельно находить и выделять информацию из естественно – научных текстов, словаря по естествознанию, целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений
а)из сборника сказокв) из энциклопедического словаряб)из сборникахудожественных рассказов г) из сборника былин
Б. С учётом лексического значения слова «красный» в XVII веке запиши современное понимание следующих словосочетаний:
Цель: формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
красная девица —
Красная площадь —
Перечитай текст и объясни, благодаря какому строению наКрасной площади в XVII веке её назвали именно так (по твоемумнению).
Цель: формирование умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты естественно - научного, публицистического стилей.
Рассмотри карту-схему Москвы и запиши, от каких станций метро можно дойти до центральной площади Москвы.
Цель: формирование умения преобразовывать модель с целью выявления общих законов объектов и явлений живой и неживой природы.
Укажи, какое строение на Красной площади самое старое.
Цель: формирование умения устанавливать причинно – следственные связи
а)Исторический музейв) Кремлёвская стена
б)Покровский соборг) памятник К. Мининуи Д. Пожарскому
4. Выпиши, в какой последовательности на Красной площади появились 5 указанных в тексте строений.
Цель: формирование умения анализировать объекты, явления.
Используя сведения задания 1, выбери правильный ответ накаждый вопрос.
Цель: формирование умения анализировать объекты, явления, выделять существенные и несущественные признаки, умение преобразовывать модель в словесную форму, устанавливать причинно – следственные связи.
1) С какой стороны горизонта Красная площадь примыкает кКремлю?
а) с запада б) с северав) с востока г) с юга
2)В какую сторону от Покровского собора надо идти к Историческому музею?
а) на восток б) на западв) на югг) на север
3)В какую сторону от Кремлёвской стены надо идти к новым торговым рядам?
а) на югб) на востокв) на северг) на запад
6.На плане пронумеруй расположение исторических объектовна Красной площади: № 1 — Исторический музей, № 2 —Кремлёвская стена, № 3 — ГУМ, № 4 — памятник К. Мининуи Д. Пожарскому, № 5 — Покровский собор[33, c. 35].
С помощью таких задач ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
На уроке, где реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А.А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».
Работа над исследовательским проектом на уроках «Окружающий мир»
Тема урока. Отчего мы иногда болеем?
Цель проекта – формирование общеучебных, логических, знаково- символических, постановки и решения проблем.
Примерное время выполнения проекта.
В период формирования познавательных УУД на выполнение проекта рекомендуется отвести 2 урока. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта (таблица 1).
Таблица 1
Этапы занятияНа данном этапеВ будущем, когда проектная деятельность станет привычной
Организационный этап15 – 20 минут5 минутВыполнение проекта детьми30 – 40 минут20 – 30 минутПрезентации работ группами10 – 20 минут6 – 15 минутВзаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов 10 – 15 минут5 – 10 минутыИтого65 –95 45 –50
Организация рабочего пространства класса.
В классе одновременно работает три группы. В классе должны быть:
три рабочие зоны: (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов к группе), на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:
листы с заданием (по числу участников группы),
листы планирования и продвижения по заданию (один на группу),
листы самооценки (по числу участников группы),
ручки, линейки, ластики, белая и цветная бумага, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, клейкая лента, стикеры, песочные часы. Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,
бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;
компьютерная зона (пять-шесть столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и 10-12 посадочных мест);
стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях;
стол с ручными инструментами и материалами;
зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).
Ресурсы для выполнения проектаПодборка информационных ресурсов: значки и символы, примеры вопросов и форм для записи ответов опрашиваемых.
Инструменты и средства: пять-шесть компьютеров, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями, или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы.Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента, стикеры, бейджики с номерами от 1 до 5 (по числу детей в классе).
Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.
Функции учителя:
поддержка организованного проведения урока,
оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности
Примечание. Помощь не должна носить характера прямой подсказки.
общее наблюдение за процессом работы групп,
заполнение карты эксперта в ходе презентаций групп
Организация деятельности учащихсяУчитель объявляет тему урока и делит детей на 6 групп по 4 – 5 человек в каждой группе. Группы составляются по списку детей в журнале: первые 5 человек в списке – первая группа, вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д.
Учитель предлагают каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы ставится на рабочий стол данной группы. Затем дети разбирают и надевают бейджики с порядковыми номерами.
Учитель, находящийся с 3-мя группами в классе
А) сначала предлагает детям прочесть текст задания, обращает внимание на то, что они самостоятельно выбирают любую тему в рамках проекта, что должны решить, что они будут делать – плакат или презентацию, будут ли представлять результаты опроса наглядно. С помощью диаграммы или пиктограммы; показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами;
Б) затем предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:
1. обсуждение идеи и темы опроса, количества задаваемых вопросов, форм формы представления результата (таблица, диаграмма, пиктограмма), формы представления проекта – плакат, презентация;
2. составление плана работы (дети находят лист планирования);
3. выполнение задания;
4. контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);
5. представление результатов;
6. голосование за лучший проект;
7. самооценка (дети находят лист самооценки);
В) еще раз обращает внимание детей на доступные ресурсы, их расположение;
Г) даёт необходимые пояснения, отвечает на вопросы,
Д) дает команду приступить к работе (весь этап не должен занять более 15 мин).
По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.
После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» учитель итоги «голосования», а детям предлагается заполнить лист самооценки.
В конце занятия все учащиеся собираются вместе и объявляются проекты-победители – темы, вызвавшие наибольший интерес, и группы, выполнившие эти проекты. Учитель, благодарит детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и просят каждую группу собрать и сдать:
групповой лист планирования и продвижения по заданию,
листы самооценкиЗадание
Проведите опрос одноклассников и представьте сообщение « Как быть здоровым».
Обсудите и решите в группе, о чём именно вы хотите спросить ваших друзей. Например, занимаются ли они утренней зарядкой, посещают ли спортивные секции. Или может, вы решите выяснить, как часто они болеют, правильно ли питаются, какие блюда любят. Вы можете спросить их, любят ли они гулять на улице, как долго.
Вы можете задать один или несколько вопросов, но не более пяти. Составьте вопросы, ответьте на них сами и задайте их членам двух других групп. Свои и чужие ответы запишите. Проанализируйте полученные ответы и представьте результаты опроса в виде таблицы или диаграммы.
Например, если вы выясняли, что ваши одноклассники предпочитают, посещать спортивные секции, составьте таблицу, в которой запишите, сколько детей из вашего класса посещают спортивные секции, как часто они болеют, сколько любят гулять на улице, сколько человек занимаются утренней зарядкой.
Вы можете выбрать какие-нибудь символы для обозначения детей, предпочитающих гулять, делать зарядку, детей болеющих часто, детей болеющих реже и совсем не болеющих детей и т.д. Например, заниматься спортом – , часто болеющие дети – . С помощью таких значков можно сделать пиктограмму. Примеры оформления таблицы, диаграммы и пиктограммы приведены ниже.
По результатам проведенного опроса подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:
заголовок–название выбранной вами темы опроса;
составленные вами вопросы (не более 5) на выбранную тему;
количество опрошенных и количество полученных ответов;
результаты опроса, представленные в виде таблицы и диаграммы, или пиктограммы;
небольшой текст (до 5 предложений) – выводы по результатам проведенного опроса.
В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы.
Для выполнения задания вы можете использовать:
компьютер и принтер, проектор;
магнитнуюдоску с держателями;
иллюстративные материалы с разными значками и символами, которые размещены в папке на рабочем столе компьютера;
ручки, линейки, ластики, белую и цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему опроса, который вы хотите провести. Решите: а) о чём вы хотите узнать; б) сколько вопросов вы будете задавать; в) как вы будете представлять результаты – в виде плаката или в виде компьютерной презентации; г) будете ли вы делать диаграмму или пиктограмму, или только таблицу.
Обсудите и составьте не более пяти вопросов для проведения опроса. Придумайте и запишите форму для записи ответов.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, по проведению и оформлению результатов опроса, подготовке плаката или презентации. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения (рис.2). Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 – 25 минут. Сначала ответьте на свои вопросы сами, а потом задайте их вашим друзьям из двух других групп. Не забудьте, что вам тоже надо ответить на их вопросы.
Рисунок 2
Лист планирования и продвиженияпо заданию
Название группы ___________________________________________
Тема, выбранная группой __________________________________________
запишите выбранную вами тему
Форма представления проекта.
Отметьте выбранную вами форму:
А. Плакат
Б. Компьютерная презентация
Как планируете представить результаты опроса?
Отметьте выбранный вамиспособ:
А. Только в виде таблицы
Б. В виде таблицы и диаграммы
В. В виде таблицы и пиктограммы
Вопросы к одноклассникам:
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Что делаем Кто делает Отметка о выполнении
(+ или –)5.Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили; не забыли ли вы отметить чей-нибудь ответ.
6.Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
7.Выслушайте отчеты других групп.
8.Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
9.Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки (рисунок 3)
Рисунок 3
Лист самооценки
Название группы ___________________________________________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

Почти все сделали без меня.


Примеры оформления работ
Допустим, вы задали вашим одноклассникам вопрос: Как часто вы болеете?
Все ответили на этот вопрос, и все ответы вы записали. Теперь их нужно записать в форме таблицы, которую можно оформить, например, так (таб.2):
Таблица 2
Результаты опроса
Ответ:
Больше всего я люблю Символ ответа Количество учеников, давших такой ответ
Часто болеющие дети 6
Заниматься спортом 5
Делать зарядку 4
ВСЕГО ОТВЕТОВ 15
Подобные формы организации уроков удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию познавательных УУД на уроках «Окружающий мир».