Методические рекомендации по формированию УУД младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Невьянского ГО
Методические рекомендации по формированию УУД
у школьников младшего школьного возраста
Буланичева Ирина Николаевна:
учитель НОО,
высшая квалификационная категория
Невьянск 2015
Цель: познакомить учителей Невьянского ГО с технологией учебного диалога и его некоторыми приемами для формирования коммуникативных УУД.
Расширить представление педагогов НГО по формированию коммуникативных УУД.
Задачи:- Распространить опыт использования технологии учебного диалога как одного из приоритетных приемов развития коммуникативных УУД, соответствующего новым образовательным стандартам.
- Показать, что технология учебного диалога – технология ФГОС.
- Создать условия для раскрытия творческих возможностей каждого участника образовательного мероприятия.
- Организовать деятельность, способствующую повышению мотивации педагогов к использованию учебного диалога в своей практике.
Познакомить с системой работы по мониторингу формирования коммуникативных УУД и с технологией учебного диалога.
Продемонстрировать диагностики, которые наиболее эффективны при оценивании уровней коммуникативных УУД.
1.Актуальность разработки методических рекомендаций.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому Федеральный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
В своей деятельности я использую приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, аргументированно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, т.е. приемы и методы, формирующие все виды коммуникативных умений. Разработчики стандартов второго поколения общего образования считают эту сторону развития одной из приоритетных. Сегодня я поделюсь опытом применения такого приема, как учебный диалог, который охватывает все виды коммуникативных умений и способствует их развитию.
2. Теоретическая часть.
Л.С.Выготский указывал на тот факт, что именно на основе диалога (первичной формы речи) формируется монолог – высшая форма речи, развивавшаяся исторически позднее, чем диалог. Очевидно, что диалог рождается из-за потребности человека в общении. У младших школьников такая потребность существует; она возникает у учащихся и в ходе решения учебных задач. Но общение по поводу учебной задачи на уроке, как правило, не возникает, учащиеся не взаимодействуют непосредственно друг с другом, а общаются через учителя, который в этом случае является посредником между детьми в их вопросах, ответах, замечаниях и предложениях друг другу. Это лишает младших школьников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности в речевой деятельности, подавляет способность к саморефлексии.
   
Актуальность поднятой мною проблемы заключается в том, что залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. В этих условиях важную роль играет учебный диалог.
Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Она находит воплощение в разработках по организации учебного процесса с помощью диалоговых форм, направленных на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативно-дискуссионной культуры личности. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения и воспитания. Инновация данного приема заключается в синтезе приемов обучения и воспитания.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.
В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
Диалоговые формы обучения вызывают у младших школьников интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности. 
Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления.
В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.
Обучение диалогу имеет незаменимое воспитательное воздействие, ибо сама форма диалогического общения предполагает уважение к говорящему как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия, с точки зрения участников диалога.Использование диалога в начальной школе как метода до недавнего времени в педагогических исследованиях учитывалось недостаточно. В настоящее время современная школа активно начинает применять этот метод. Среди них наибольшим спросом пользуется эвристическая беседа или проблемный диалог. Предлагаю вашему вниманию книгу «Я открываю знания» из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). Данное пособие посвящено технологии проблемного диалога, которая позволяет заменить уроки объяснения нового материала уроками открытия знаний. Также можно использовать и дискуссию, которая только начинает входить в практику начальной школы (так как она требует определенного развития учеников, высокого уровня их знаний и педагогического мастерства учителя). Школьная практика доказывает эффективность применения диалоговых форм обучения в начальной школе, тем самым подтверждая выдвинутую мною гипотезу. Они способствуют стимулированию познавательного учебного процесса младших школьников; развитию у них рефлексивного мышления, умственных способностей, речевых навыков и  коммуникативных умений; созданию психологического комфорта учеников на уроке; приобретению навыков, необходимых для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Сначала я представлю вашему вниманию этапы формирования коммуникативных УУД, затем расскажу, как я отслеживаю результаты своей работы и представлю вашему вниманию рекомендации по данной теме.
3. Этапы формирования коммуникативных УУД.
Исследование эффективности использования учебного диалога как средства формирования коммуникативных умений проводилось мною в несколько этапов:
1 этап в период сентябрь-октябрь 2012 года(1класс) – этап исследования познавательной активности учащихся.
2 этап с ноября 2012 года по май 2014года – этап приобретения знаний и формирования умений у учащихся вести учебный диалог.
3 этап сентябрь 2014 года – использование результатов проделанной работы.
На первом этапе я провела мониторинг познавательной активности своих учащихся (надо отметить, что подбор диагностического инструментария для отслеживания результатов стал основной проблемой в процессе моего исследования). Я использовала в своей работе «Программу стартовой диагностики УУД первоклассников», в основе которой лежат разработки Гальперина, Давыдова, Ореховой, Кравцовой.
Результаты мониторинга показали, что дети не умеют вступать в учебный диалог не только с одноклассниками, но и с учителем, осуществлять совместную деятельность. Получилось, что реальный уровень коммуникативной компетентности различен и далек от желаемого. Эти умения оказались на самом низком уровне (см. приложение1). По данной диаграмме можно увидеть, что 16 детей (60%) имеют низкий уровень, 8 учащихся (31%) – средний уровень, а высокий уровень сформированности коммуникативных умений наблюдается только у двух учащихся класса (8%). Для более детального изучения коммуникативных УУД я провела дополнительную диагностику по методике Г.А.Цукермана «Рукавички» (см приложение 2), полученные результаты проанализировала совместно с учащимися.
Данная диагностика показывает, насколько дети умеют согласованно взаимодействовать во время работы, анализировать полученный продукт. Сейчас я предлагаю опробовать данную диагностику на себе. Итак, цель предстоящей работы: выявить сформированность навыков сотрудничества. Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Форма работы: парами. Инструкция: Коллеги перед вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами придумываете узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Во время проведения диагностики педагог наблюдает за взаимодействием детей в процессе работы над заданием, предполагающем сотрудничество. Отмечает активность детей, взаимопомощь, эмоциональное отношение и оценивает каждого ребенка по 4 показателям:
активность в дискуссии,
исполнительность,
догадливость,
обращенность на других.
Обработка результатов осуществляется по следующим критериям:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся).
Ну а теперь посмотрим, что у нас получилось. Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в соответствующие уровневые показатели:
1 уровень (высокий уровень) – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
2 уровень (средний уровень) – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3 уровень (низкий уровень) – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем.
Хочется поделиться с еще одной интересной диагностикой «Дерево» по методике Л.П.Пономаренко. Не смотря на то, что она диагностирует успешность адаптации ребенка в школьном обучении, я ее использовала для выявления внутренней позиции ребенка, его готовность к общению, взаимопомощи, сотрудничеству и т.д.
Перед вами лесная школа. Ученики в ней – лесные человечки. Рассмотрите дерево. Вы видите на нем и рядом с ним человечков. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое место. Возьмите красный карандаш и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и на ваше положение. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый карандаш и обведите того человечка, которым вы бы хотели быть и на чьем месте вы бы хотели находиться. А теперь посмотрите на слайд. Вы видите это же дерево и этих же человечков, но они все пронумерованы. Интерпретация результатов.
Может кто-то из вас уже использует данные методики и хочет поделиться своим мнением по применению их?
Итак, как я сказала уже выше, результаты в классе оказались далеки от желаемого, поэтому я решила работать над развитием коммуникативных УУД и поставила цель: формировать коммуникативную компетентность своих учеников в учебном процессе через учебный диалог с использованием интерактивных игр и других форм работы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивация достижений, инициативы, самостоятельности учащихся.
2. Обучение учащихся вести учебный диалог, соблюдать правила взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, распознавать чувства и настроения других людей, выстраивать взаимоотношения со сверстниками, работать в паре и группе на основе сотрудничества, относиться друг к другу с теплотой и вниманием.
3. Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного общения, чувства благодарности, сочувствие и чувства собственного достоинства.
4. Создание условий для формирования общей психологической культуры, согласованных совместных действий, чувства уверенности в себе.
Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:
Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
Приобретение знаний о способе выполнения действий.
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
Контроль умения выполнять действие.
На формирующем этапе коммуникативных УУД для организации учебного диалога я в свою деятельность включила разнообразные задания (см приложение 4), которые помогали снять барьеры в общении между ученик – ученик, ученик – педагог, ученик – родитель. Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения из моей практики, которые учат совместному выбору решения, развивают умения чувствовать состояние других людей, способствуют установлению в группе уважительного климата и т.д. предлагаю вашему вниманию упражнение «Семь предпосылок», которое развивает умение договариваться, находить общий язык, отстаивать свое мнение.
Также отдавала предпочтение урокам наблюдений, урокам с проблемными ситуациями, использовала на уроках и внеурочной деятельности дискуссии, групповые работы. Для родителей и педагогов, работающих в моем классе, разработала рекомендации по организации учебного диалога (см приложение5). Предложила чаще использовать доверительную диалоговую позицию, т.е. переход на партнерскую модель деятельности, быть эмоционально открытым, искренним, быть готовыми изменить ситуацию в пользу ребенка, давать возможность ребенку влиять на то, что происходит на уроке.
Учебный диалог продуктивен при наличии следующих факторов: доброжелательность, соблюдение правил взаимодействия, взаимоуважение, внимание к каждому, открытость, возможность для каждого высказаться и быть услышанным, готовность к совместному обсуждению и совместной деятельности на решение общего результата.
Проработав массу литературы по данной теме, я нашла интересную и очень нужную для работы технологическую карту по формированию коммуникативных УУД младших школьников, адаптировав ее данные, я успешно стала использовать ее в своей работе (см приложение9). Считаю, что такая карта будет интересна и полезна, станет настоящим помощником педагогам основной школы при реализации ФГОС.
Огромную роль в формировании УУД сыграл и надпредметный курс «Мир деятельности» под редакцией Л.Г.Петерсона (см приложение), который состоит из четырех параллельных развивающихся содержательно-методических линий. Одна из них коммуникативная, которая формирует нормы поведения в классе, нормы общения, нормы коммуникативного взаимодействия. Именно на занятиях данного курса дети получили первые навыки работы в парах и группах, разработали правила поведения при групповой работе.
Уже к концу первого класса уровень сформированности коммуникативных умений вырос на 20%, т.е. 5 учеников моего класса перешли с низкого уровня на средний.
Во втором классе я продолжила работу над формированием коммуникативных умений и расширила перечень форм работ, связанных как с урочной, так и с внеурочной деятельностью
На уроках использовала и до сих пор использую взаимную проверку заданий, работу в парах и группах, обсуждение участниками способов своего действия, защиту групповых минипроектов. Кроме того предлагаю оценивать работу своей и других групп, задавать вопросы при защите проектов, поддерживать содержательный разговор по той или иной теме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, оценивается не только результат, но сам процесс работы по следующему алгоритму (см приложение7)
К концу учебного года (см приложение8) в классе у 88% учащихся сформированы коммуникативные умения, из них 27% учащихся показывают высокий уровень сформированности коммуникативных умений ( в первом классе высокий уровень был у 2 учащихся (8%)). У этих детей отмечается осознанный интерес к общению на основе понимания его необходимости, они проявляют самостоятельную активность в процессе решения проблемных ситуаций, часто предлагают выход из трудных ситуаций. Из этих ребят создан актив класса на новый учебный год. Умениями среднего уровня овладели 60% учащихся, на начало обучения в школе он составлял лишь 31%. Эти дети активны в общении, но инициаторами его не являются, затрудняются в поиске выхода из сложных ситуаций в общении. Процент учащихся с низким уровнем снизился с 60% до 12% учащихся, которые остались на низком уровне. Эти учащиеся испытывают затруднения при устных ответах у доски. В индивидуальных беседах на интересующие их темы раскрываются как знающие, интересные собеседники, но вступать учебный диалог с одноклассниками не спешат.
4.Выводы.
Благодаря использованию учебного диалога, как педагогического средства, осуществляется формирование коммуникативных умений у младших школьников более эффективно. Значимость проведенной работы состоит в уточнении и расширении понятия об учебном диалоге и использовании данного приема, как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.
Таким образом, утверждение приоритетов учебного диалога в образовательном пространстве современной школы, продуктивных форм педагогического общения способствует овладению учащимися коммуникативной культурой, воспитывает творческую и ответственную личность и поэтому представляет собой актуальную проблему современного этапа развития российского образования и нашего общества в целом. Технология учебного диалога – технология ФГОС.
Жизнь не стоит на месте. Если 3-4 года назад диагностики по сформированности УУД найти можно было с трудом, то сейчас их огромный выбор. Я работаю по УМК Образовательная система «Школа 2100» и
Мой опыт использования технологии учебного диалога, как одного из приоритетных приемов развития коммуникативных УУД, соответствующего новым образовательным стандартам, уверена, будет востребован и полезен педагогам не только начальной, но основной школы, которые начинают с нового учебного года реализацию стандартов второго поколения. Закончить свое выступление я хочу притчей, которая очень нравится моим детям. Давным-давно жил на свете человек. Он хотел разобраться, чем отличается ад от рая. Однажды, после долгих и мучительных размышлений, человек уснул и во сне оказался в аду. Видит, много измученных и голодных людей, сидящих возле котлов с едой. Почему же они несчастны и голодны, подумал человек, ведь котлы полны пищи? И тут он заметил, что ложки, которые держат люди с длинными ручками, зачерпнуть еду можно, но поднести ко рту нельзя. Тут к нему подбежал черт(местный житель) и поторопил человека, т.к. поезд в рай уже отходит. Прибыл наш человек в рай и видит ту же картину: люди возле котлов с пищей и те же ложки с длинными ручками, только люди счастливы и сыты.

Приложение1.
Мониторинг познавательной активности учащихся 1 класса «Б»
2012-2013 учебный год

Приложение 2.
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Отслеживание уровня коммуникативных навыков учащихся по методике Г.А. Цукерман (экспертная оцен)
Цель: выявление сформированности у детей основных коммуникативных навыков.
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия.
Возраст: начальная школа.
Форма проведения: индивидуальная форма работы.
Материалы: таблица с описанием основных параметров и их характеристиками, бланки для оценки (4 отрезка по 10 см).
Время обследования: не ограничивается.
Краткое описание методики: данная методика представляет экспертную оценку педагогом отдельных коммуникативных навыков у детей.
Методика проведения: педагог оценивает каждого ребенка по 4 показателям: активность в дискуссии, исполнительность, догадливость (умение высказываться), обращенность на других. Берется отрезок (полюса – 10 см), считается по мм.
Обработка результатов: Баллы приписываются в зависимости от расположения результата эксперта (педагога). Количество баллов соответствует количеству см на данной линеечке.
Самый верх линеечки – 10 б., …, самый низ линеечки – 0 б.
Выводится среднее по ребенку и по группе.
Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в соответствующие уровневые показатели:
1. Высокий уровень - от 8 до 10 баллов.
2. средний уровень – от 6 до 8.
3. Низкий уровень – ниже 6 баллов.
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление сформированности навыков сотрудничества школьников.
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет).
Форма проведения: работа учащихся в классе парами.
Материалы: каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Время обследования:
Краткое описание методики: наблюдение за взаимодействием детей в процессе работы над заданием, предполагающим сотрудничество, и анализ результата.
Методика проведения: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Обработка результатов осуществляется по следующим критериям:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в соответствующие уровневые показатели:
1 уровень (высокий уровень) – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
2 уровень (средний уровень) – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3 уровень (низкий уровень) – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем.
Развитие коммуникативных навыков у младших школьников диагностируется социометрической методикой «Подари подарок другу» и проективным тестом «Домики» (О. А. Орехова), направленными на выявление личностных отношений, социальных эмоций и деятельностных ориентаций в общении. Задачи на контекстное общение Е. Е. Кравцовой позволят определить сформированность умения принимать младшим школьником учебную задачу.
Приложение 4.
Упражнения для снятия барьеры в общении : ученик – ученик, ученик – педагог.
Упражнение «Презентация»
Цель: активизация внимания к своей личности.
Детям предлагают сесть на стулья в форме круга по группам. Взрослый представляет кота Тимофея(любого другого персонажа), который будет вместе с ними путешествовать по стране Знаний, осуществлять совместные открытия. Далее предлагается каждому ребенку представить себя группе и сообщить что-то новое о себе.
Творческая работа «Моя визитка»
Цель: Развитие осознанного отношения к своей личности.
Дети выбирают среди представленного набора цветной бумаги, фломастеров, маркеров те, которые им нравятся больше всего и изготавливают визитки, отражающие их индивидуальность.
Затем педагог предлагает детям разместить все визитки так, чтобы их было видно всем и ребята пробуют догадаться, кому принадлежит та или иная визитка.
Можно предложить детям рассказать, что они хотели выразить своим рисунком.
Обсуждаем и принимаем правила поведения в группе.
Цель: Учиться совместно вырабатывать решение, вносить свои предложения.
Первый вариант.
Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, которые в равной степени относятся и к нему и к участникам. Дети предлагают свои правила. Каждое правило обсуждается и принимается (не принимается). Правила записываются на плакате и висят на каждом занятии.
Правила поведения:
Не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака.
Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.
Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.
Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
Не обсуждать вне группы, то, что узнаем друг о друге на занятиях. Все, что происходит на занятиях, должно оставаться нашей общей тайной.
Ведущий торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает участникам сделать то же самое. Все берутся за руки и произносят: «Обещаю!»
Второй вариант.
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Игра «Передай эмоцию»
Цель: Развитие умения чувствовать состояние других людей.
Детям предлагают по очереди передавать любую эмоцию, не повторяя друг друга с помощью жестов, мимики, пантомимы. Остальные должны догадаться, какую эмоцию им передали.
Упражнение «Посылай хорошие чувства»
Цель: Развивать фантазию, воображение, дружелюбие.
Инструкция: Приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается "напряженная атмосфера", т.е. находятся раздраженные, недовольные или разочарованные люди? По каким признакам можно определить, что в той или иной группе людей царит "напряженная атмосфера"? Мы можем заметить это, даже если совершенно не знаем о том, что там произошло до нашего появления. И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе царит хорошее настроение? Передается ли и нам самим это хорошее настроение?
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света...
Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах...
Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.)
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы...
А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три..Анализ упражнения:
— Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям?
— Кому ты посылал особенно много света?
— Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-нибудь из ребят?
— Что в этой игре было самым трудным для тебя?
Здесь возможны самые разнообразные реакции, в том числе, разумеется, и отсутствие вообще каких-либо ощущений у некоторых детей. Объясните им, что всякий опыт хорош и нормален.
Игра «Накопительные комплименты»
Цель: Способствовать установлению в группе уважительного климата.
Инструкция: Кто из вас знает игру «испорченный телефон». В этой игре определенная информация передается от одного к другому, и когда послание, проделает очень длинный путь, то к концу оно часто приходит сильно измененным. Я хочу сыграть с вами в одну очень необычную версию этой игры. Пожалуйста, подходите по пять человек и становитесь друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Подумайте немного о том, какой комплимент вы могли бы сказать члену группы, стоящему за вами. Сосредоточьтесь на комплиментах, которые относятся к личности и к характеру, например: «предупредительный», «приветливый», «терпеливый». Если вы совсем не знаете или знаете мало человека, стоящего за вами, вы можете подарить ему выдуманный комплимент. Ведь было бы замечательно, если бы мы могли передать кому-нибудь хорошее качество, просто шепнув на ухо: «С тобой хорошо работать».
Каждый придумал комплимент? Игра начинается с тех, кто стоит в каждом ряду первым. Вы поворачиваетесь к стоящему за вами и шепчете ему на ухо. Используйте простой оборот: «Я думаю, что ты... (приветливый)». А вот тут и начинается самое интересное. Второй человек передает назад комплимент, который сам получил, и добавляет к нему собственный комплимент. В нашем примере он бы сказал третьему человеку: «Я думаю, что ты приветливый и терпеливый». И так далее. Каждый повторяет комплименты, которые сам получил, и добавляет свой комплимент. Последний в ряду человек идет вперед к тому, с кого началась игра и который сам еще не получал комплимента, и дарит ему все уже названные комплименты плюс свой собственный. Когда все группы передали комплименты, мне, конечно, хотелось бы услышать, что именно вы сказали друг другу. Тогда первый человек должен еще раз сказать комплименты, которые он получил. Поняли, как играть?
Игра «Плохое настроение»
Цель: Развивать чувство эмпатии.
Инструкция: У каждого человека может быть плохое настроение и окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое настроение человека.
Послушайте одну историю:
- Один мальчик пришел в школу в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спокойно спросил : «Ты имеешь в виду, что тебе хочется играть с другими детьми?»
У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался понять.
Теперь выберем водящего, который будет изображать человека в плохом настроении. Остальные должны попытаться правильно реагировать, можно начинать высказывание со слов: «Ты имеешь в виду, что …»
(Можно узнать, может  в группе есть человек в плохом настроении, или у кого-то недавно было плохое настроении и попросить вспомнить свои чувства).
Приложение 5.
Рекомендации по организации учебного диалога для учителей и родителей.
Учителю необходимо: быть эмоционально открытым, искренним; не бояться и быть готовым изменить ситуацию на уроке в пользу ребенка; слышать разное(мысли, позиции, переживания), понимать и сорганизовывать разное; уметь проводить рефлексию, самоанализ, саморефлексию; давать возможность ребенку влиять на то, что происходит на уроке.
Для организации учебного диалога необходимо: снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком, использование приемов «подогревающих» обучение; владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога; проведение на ряду с уроками-заданиями уроков-наблюдений и уроков проблемных ситуаций; использовать на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций и т.п.; смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, т.е. переход из закрытой педагогической позиции в открытую, использование лидерской и партнерской моделей деятельности учителя.Учебный диалог продуктивен при наличии следующих факторов: доброжелательность; соблюдение правил взаимодействия; взаимоуважение; внимание к каждому; открытость; возможность для каждого высказаться и быть услышанным; возможность задать вопрос; готовность слушать и слышать; наличие собственной позиции и ее аргументация; готовность озвучить собственную позицию; готовность к совместному обсуждению; коллективное решение задачи; комфортность атмосферы.
Приложение 6.
Надпредметный курс «Мир деятельности» под редакцией Л.Г.Петерсона.
Приложение 7. Алгоритм анализа работы в группах
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
делало ее более эффективной;
тормозило выполнение задания;
не позволило точно выполнить задачу, испортило отношение в группе.
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
учет позиции собеседника, взаимопонимание, сотрудничество;
согласованность действий, соблюдение ролей;
обмен информацией;
были равномерно задействованы все участники.
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
недостаток информации;
недостаток средств коммуникации;
трудности в общении.
Какой стиль общения преобладал в работе?
ориентированный на человека;
ориентированный на выполнение задания.
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
в группе сохранилось единство и партнерские отношения;
единство группы в ходе работы было нарушено.
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы;
нежелание наладить контакт большинства участников группы;
непонимание задачи, поставленной для совместной работы;
сама задача оказалась неинтересной/трудной.
Приложение 8.
Уровни сформированности коммуникативных умений.

Приложение 9.
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе.
Вид коммуникативных УУД Показатели Уровень сформированности коммуникативных УУД
Диагностика
высокий средний низкий Педагог Психолог
1 класс
Коммуникация как кооперация Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре.
- отвечает на все вопросы.
- осознанно стремится к сотрудничеству. - частично отвечает на вопросы.
-работает в паре ситуативно. - не идет на контакт (агрессивен или пассивен). Наблюдение
Методика «Рукавички»
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.
Рекомендации:
консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу. Коммуникация как интеракция Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Понимать речевое обращение другого человека. - тактичен, вежлив, соблюдает этикет.
- понимает речевое обращение другого человека - частично соблюдает этикет.
- не всегда понимает речевое обращение другого человека - молчалив или агрессивен.
- не понимает речевое обращение другого человека. Наблюдение
Методика «Левая и правая стороны»
Рекомендации: продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
Рекомендации: изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу. Коммуникация как интериоризацияСлушать и понимать речь других. - слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
- слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно. - не слышит, не может дать обратную связь Наблюдение Методика «Узор под диктовку»
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания. 2 класс
Коммуникация как кооперация
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - осознанное стремление к сотрудничеству.
- доброжелатель-но идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) - участвует выборочно в диалоге.
- идет на контакт, когда уверен в своих знаниях - не идет на контакт (агрессивен или пассивен)
Наблюдение
Методика «Рукавички»
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге. Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу. Коммуникация как интериоризацияОформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

- обладает хорошим словарным запасом и активно им пользуется
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) - читает, высказывает свои мысли по алгоритму.
- читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.
Наблюдение
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого.
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания. 3 класс
Коммуникация как кооперация Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

- активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми,
- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения. - понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи.
- ведомый - не хочет участвовать в диалоге.
- не слушает и не понимает других. Наблюдение
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), участие в дискуссиях, дебатах и т.д.
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах). Коммуникация как интериоризацияОформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

- владеет большим словарным запасом и активно им пользуется.
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) - читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.
-молчит, не может оформить свои мысли
-читает, но не понимает прочитанного Наблюдение
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), привлечение к участию в литературных конкурсах
Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками. Коммуникация как интеракция
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры
Понимать точку зрения другого.

- отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен.
- умеет слушать и слышать, дает обратную связь - ситуативно отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен.
- слушает, но не всегда дает обратную связь - пассивен или агрессивен.
- молчит, игнорирует другого человека Наблюдение
Рекомендации: продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
Рекомендации:
продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками. 4 класс
Коммуникация как кооперация
Умение договариваться, находить общее решение.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

- умеет договариваться, находить общее решение,
- умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
- владеет адекватными выходами из конфликта.
- всегда предоставляет помощь. - не всегда может договориться.
- не всегда может сохранить доброжелательность.
- предоставляет помощь только близким, знакомым. -не может и не хочет договариваться.
-пассивен или агрессивен.
- не предоставляет помощь. Наблюдение
Задание «Совместная сортировка»
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), положительное одобрение, выступление на школьных конференциях, олимпиадах. Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции при общении. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах), выработка активной позиции при общении., продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков Коммуникация как интериоризацияОформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

- имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает,
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) -читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов,
- высказывает свои мысли по алгоритму -молчит, не может оформить свои мысли
-читает, но ни понимает прочитанного Наблюдение
Задание «Дорога к дому»
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах.
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), привлечение к участию в литературных конкурсах
Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками. Коммуникация как интеракция
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Уважение позиции других людей, отличную от собственной.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

-различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность.
-понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.
-редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.
Наблюдение
Методика «Кто прав?»
Рекомендации: продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах и дебатах городского уровня
Рекомендации:
Продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах и дебатах городского уровня
Рекомендации: консультация специалистов (умение контролировать свои эмоции), изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками. Библиография
 1) Ануфриева Ю.С. Учебная дискуссия и приемы ее организации.//Начальная школа, 1999,№3.
 2) Бархаев Б.П. Психология развивающего обучения. Совр.гуманитарный унив., 2002. С
 3)Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.336. 
 4)Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002,№ 4.
 5)Белкина В.Н. Диалог ребенка со сверстниками: общие проблема дет.сада и начальной школы.//Начальная школа, 2003,№7. С.9.
6)Введенская Л.А. Риторика и культура речи. Учеб.пособие для студ. ВУЗов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. С.520-524.
7)Веретенникова И.В. Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке. Система Л.В.Занкова.//Начальная школа, 2006, №11. С. 58-62
 8)Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа, 2004, № 6. 
9)А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина – Давыдова, - М., Рассказов Ъ, 2004г.,386с.
 10)Выготский Л.С.Педагогическая психология. – М.,1991.
 11)Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках.//Начальная школа, 2004, №1. С. 15-17.
 12)Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.//Начальная школа, 2004, №11. С. 45-49. 
 13)Добрович А. Б. Общение. Наука и искусство М.: Яуза, 1996.
 14)Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения.// Педагогика, 1998, №2
15)Епишина Л.В. Из опыта групповых и коллективных средств обучения. Сб. «Индивидуально-дифференцированный подход к обучению младших школьников». Орехово-Зуево, 2003г. С.111-114.
 16)Епишина Л.В. о развитии коммуникативных черт личности младших школьников на уроках математики. Сб. «Личностно-ориентированное образование школьников (проблемы, поиски, решения)». Орехово-Зуево, 2006г. С. 127-131.
 17)Ефимов В.Ф. Проблема усвоения учебного материала в личностно-ориентированной парадигме образования. Ефимов В.Ф. Сб.МГОПИ «Психолого-педагогическая поддержка развивающейся личности в условиях Московской области». – Изд. Центр, 2006г. С. 49-53.
18)Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос – 1999. С. 150-155. 
19)Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. С. 145-163
 20)Кравцова И.О. Применение диалоговых форм обучения на уроках математике с целью гуманитаризации обучения. – Совр. гуманитарный унив. – 1998г. С. 21-27.
 21)Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. – Киев, 1987г. С.94-97.
22)Официальный сайт НОО МОУ «Гимназия2»г. Вологда lycee8.ru/Doc/startdiagnostika.doc23) Оценка состояния учебных достижений первоклассника http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0+%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D1%83%D1%83%D0%B4+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B224) Интернет ресурсы