Методические рекомендации по формированию УУД на уроках русского языка и литературы
Методические рекомендации
по формированию УУД
на уроках русского языка и литературы
в условиях реализации ФГОС ООО.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в основной школе, в 5 классе. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Виды УУД, их формирование в зависимости от возраста, темы и типа урока.
“Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность”. (А.Г. Асмолов).
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий обусловлена следующими факторами: — необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися; — задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации; — необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
Выделяют следующие группы УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Функции универсальных учебных действий включают:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
•обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Обобщая, можно сказать, что универсальные учебные действия - это инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего складывается умение учиться, то, благодаря чему ребенок становится субъектом учебной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия. К личностным УУД относятся:
•положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
•желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
•осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
•осваивать новые виды деятельности;
•участвовать в творческом, созидательном процессе;
•осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
•осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
•стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий :•участие в проектах;
•творческие задания;
•зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
•мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
•самооценка события, происшествия;
•дневники достижений.
Регулятивные универсальные учебные действия Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, одноклассниками;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.
Как формировать универсальные учебные действия на уроке? (способы, средства, технологии и др.).
Способы, средства, технологии Общая характеристика
Создание проблемных ситуаций на уроке На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию различных компетенций.
Работа с текстом 1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?»;
2. Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста.
3. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение и выводы по поводу прочитанного текста.
6. «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера» - в центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Прием логического запоминания учебной информации Включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц; подготовка докладов, сообщений.
Дискуссия Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами, в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.
Групповая форма работы Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы, учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды.
На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.
Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.
Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником оценивает результаты его работы. Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками – к партнерским отношениям.
В условиях коллективного решения задач действие, выполняемое каждым участником, оценивается им уже не с учетом своей собственной позиции, а с учетом правильности соблюдения всей последовательности таких действий, т.е. для каждого ребенка становится важным не просто выполнить свое собственное действие, а проследить правильность получения результата, сопоставить свой результат с результатом действий других участников. Такое обучение самоанализу результатов собственной деятельности способствует развитию самоконтроля при выполнении задания, а также адекватному восприятию оценки учителя.
Парная форма работы Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
Проектная и исследовательская деятельность Необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Рефлексия К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн, диаманта.
Информационно-коммуникационная технология Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Осуществляются метапредметные связи.
Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Технология развития критического мышления через письмо и чтение Я считаю, что особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология помогает образованию новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.
Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.
Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Учебные задания по русскому языку и литературе для освоения УУД.
Предлагаю рассмотреть упражнения на формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы.
Посредством текстов учебника «Русский язык для 5 класса» происходит развитие личностных УУД, используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:
- беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;
- работать над развитием и совершенствованием собственной речи.
Предусмотрена система речевых упражнений:
- свободные диктанты,
- поздравления, записки, телеграммы, письма,
- обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование.
Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком?»; «Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа. Представлю несколько фрагментов с уроков по работе с текстом.
Урок контроля по теме «Текст. Стили речи» (фрагмент)
Урок построен на ТРКМЧП
I. Прочитайте текст. Выполните задания:
1) Озаглавьте текст.
2) Определите основную мысль текста. (приём «Маркировка текста»)
3) Выделите в тексте абзацы.
4) Составьте план, используя слова из текста.
5) Определите стиль речи текста. (заполнение таблицы ЗУХ)
6) Определите тип речи текста.
7) Выпишите из текста 3 слова, употребленные в переносном значении.
8) Допишите концовку рассказа, какой вы себе её представляете?
Осенью, когда стукнул первый мороз, мы с Мишей и Костей решили, что сейчас самое время начинать делать каток. Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело. Только Витька усмехнулся и убежал домой. Поздней ночью мы кончили поливать каток. За студеную ночь вода схватилась и замёрзла крепко-накрепко. На следующий день состоялось открытие катка. Все ребята собрались вокруг. Лед блестел как зеркало. Мишка первый выехал на середину льда. Он прямо-таки светился от счастья.
- Каток объявляю открытым! – радостно закричал он и тут же шлёпнулся. Ребята рассмеялись…
Урок «Имя прилагательное как часть речи» (фрагмент)
1. Прочитайте текст. Выпишите прилагательные в сочетании с существительными. Определите разряд прилагательных и их синтаксическую роль. (парная работа)
В детстве мама возила меня к бабушке. Какой там лес, какие озёра чистые и тихие, какие луга зелёные! Выйдешь на высокий берег реки — и видно далеко-далеко. А сколько цветов в лугах...
Мама говорит: «Отдыхай здесь всё лето». А мне уже через неделю хочется домой. Сначала не очень, а потом так хочется, что, если бы крылья — полетела бы сейчас через луга, леса, озёра.
И почему это домой так хочется? Ведь нет у нас ни речки болышой, ни леса тенистого, ни озёр чистых, ни лугов широких. Степь, холмы, леса нет, пруд маленький — а хочется быстрее домой.
Наверное, потому так тянет домой, что там я родилась, там началось моё детство, там я впервые увидела яркое солнце и синее небо, услышала пение птиц и произнесла первое слово...
Я читала, что есть страны, где вечное лето, вечно цветут цветы, зеленеет трава. Но пусть они живут себе, те прекрасные страны, со своим вечным летом, а я ни на что не променяю своей осени с серой моросью, зимы с белой вьюгой, нашей певучей весны и горячего лета. Потому что самое дорогое для человека — это Родина. (В. Сухомлинский)
2. Сформулируйте тему и основную мысль этого текста. Озаглавьте его.
3. Приходилось ли вам испытывать чувство тоски по родному дому? Расскажите, почему человеку всегда хочется домой. Согласны ли вы с поговоркой «В гостях хорошо, а дома лучше!».
4. Изобразите данный отрывок с помощью красок на листе бумаги.
Урок «Употребление прилагательных в речи» (фрагмент)
1. Внимательно, вдумчиво прочитайте текст.
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка. В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, а в другом — хорошие и меткие местные слова, в третьем — слова людей разных профессий, в четвёртом — слова, засоряющие русский язык.
Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как девочка перечисляла разные травы и цветы.
Думая о словаре «природных» слов, я делил его на разделы: слова «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озёрах, растениях и животных.
Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (По К. Паустовскому)
2. Как вы относитесь к мысли писателя о том, чтобы составить несколько новых словарей русского языка? Какие это должны быть словари, по замыслу К. Паустовского? Почему он считает, что такие словари необходимы? А вы как думаете?
3. Предположите, какие имена прилагательные вошли бы в каждый из словарей, которые хотел составить К. Паустовский. Приведите по три-четыре примера слов, которые могли бы в них войти.
4. Какие словари русского языка вы знаете? Расскажите, в чём заключается функция, назначение каждого из этих словарей. В каких случаях и с какой целью вы обращаетесь к ним? Приведите примеры.
5. Какой словарь называют толковым? Объясните значение прилагательного толковый, подобрав синонимы к глаголу толковать, от которого оно образовано. В каких ещё значениях употребляется слово толковый?
6. Найдите в тексте названия разделов «природного» словаря. Назовите по пять-шесть прилагательных, которые вы обязательно представили бы на страницах каждого раздела этого словаря. Обоснуйте свой выбор.
Урок: Правописание корней слов. (фрагмент).
Подготовка к изложению по тексту:
Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
«Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
- выписать слова с пропущенными буквами;
- выделить в них корни;
- подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
- Каково было отношение русского народа к березе?
- С чем оно было связано?
- Только ли русские люди почитали березу?
- Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
- Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
Материал к урокам русского языка
1.В книге К.И.Чуковского “От двух до пяти” приведены такие пары слов:
Высота – низотаОткрытка – закрыткаНожики – ложики
Начало – кончало
Далёкое – близёкоеМолодежь – стародежьВторое слово в каждой паре придумано детьми.
-Как могли появиться в представлении детей такие пары?
2.Составьте синонимические ряды из следующих фразеологизмов.
Нас скорую руку, обводить вокруг пальца, на всех парах, хоть волком вой, провести на мякине, хоть караул кричи, со всех ног, заговаривать зубы, хоть плачь, во всю прыть, во весь опор, в пожарном порядке.
3.Выберите из приведенных фразеологизмов антонимические пары.
Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу, дать маху, ходить вокруг да около, брать за рога, попасть в точку.
4.Закончите предложения фразеологизмами-сравнениями.
1.Новые дома растут в поселках как … . 2.Что ему ни говори, ему все как …
3.Парень он был молодой, в Москву попал впервые, вот и кружился с утра до вечера как … . 4.Город свой он знает как … . 5.Никто ничего не подозревал, и вдруг это известие как… . 6.Похожи они с братом как … .Для справок: как гром среди ясного неба, как две капли воды, как с гуся вода, как грибы после дождя, как белка в колесе, как свои пять пальцев.
5.Пунктуационный разбор (предложение написано на доске без знаков препинания).
С твёрдым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но, как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
6.Определить причину удвоения согласных (устно).
Черкесский, жужжащий, данный, преддверие, можжевеловый, классический, иллюзорный, бесструнный, ценный, оттепель, недюжинный, мировоззрение, многогранный, странник, гривенник, контрразведка, монотонный, терраса (лат. “терра” – земля)
7.Объясните причину постановки или отсутствие тире в предложениях. Определите правописание личных окончаний глаголов.
1)Ум – одежда, которая никогда не износится , знание – родник, который никогда не исчерпаешь.(Пословица)
2)Боишься – не говори, сказал – не бойся.(Пословица)
3)Человек, которому повезло, - это человек, который делал то, что другие только собирались делать.(Афоризм)
4)Дальнее расстояние не помеха для дружбы.(Пословица)
8.По данным словам восстановите текст загадки.
Поясните роль окончаний. (запись на доске.)
Кто, весь, ночь, по, крышка, бить, да, постукивать, и, бормотать, и, петь, убаюкивать?
Я показала несколько фрагментов уроков по работе с текстом. Моя система упражнений действительно сформирует личностные УУД на уроках русского языка и литературы в основной школе, но, безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий, только тогда реализация ФГОС будет осуществляться в полной мере.
Мониторинг успешности освоения УУД.
Одним из самых эффективных приёмов мониторинга является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений» или «Индивидуально-образовательного маршрута развития ученика». Индивидуально-образовательный маршрут может помочь учащимся: сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач. Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете. Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
Может стать средством:
Планирования;
Удержания предметной логики в течение учебного года;
Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете;
Связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Вся эта работа помогает оценивать то, как же развиваются все виды УУД. Таким образом, организуя любую деятельность обучающихся, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий.
На уроках внеклассного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар?). Для того, чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с одноименной пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. В процессе работы пришли к выводу, что жить и работать лучше дружно. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка. Таким образом, развитие и мониторинг УУД обучающихся может быть очень разнообразным. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Желание детей узнавать новое выливается в желание участвовать и побеждать в различных конкурсах. Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов. Свои методические рекомендации мне хочется закончить словами В.А.Сухомлинского:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».