Урок устной речи на тему Наблюдение за погодой из окна в 3-м классе.
Тема: Наблюдение за погодой из окна.
Цели: Формирование образного мышления, активного словаря путём привития интереса к окружающему миру. Совершенствование мелкой моторики, цветового восприятия. Коррекция внимания. Воспитание мотивации.
Оборудование: иллюстрации, карточки со схематическим изображением явлений природы, признаков времён года, плакаты с опорами для описания погоды с карточками для справок, плоскостные изображения окна с прорезанной рамой, девочки и мальчика, схематические изображения признаков времён года, репродукции картин о природе, оборудование для коллажа, образец коллажа.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Коррекционное упражнение на развитие внимания, путём установления
сходства и различия изображений: на доске закреплены 2 полосы с изображениями на каждой полосе элементов неживой природы (например, на обеих полосах рисунки снежинок, дождевых капель, туч и пр.), остальные элементы – непарные. Учащиеся находят одинаковые изображения, называют их, затем уточняют, какие изображения не имеют пары.
3. Вводная беседа: - Давайте посмотрим в окно. Потом скажем, что увидели.
Дети подходят к окнам.
Учитель спрашивает, можно ли сказать, какая сегодня погода:
- пасмурная,
- ясная,
- солнечная,
- ветреная, и в какую сторону дует ветер,
- безветреная,
- есть ли на небе тучи или облака.
Ответы учащихся основываются на наблюдениях за объектами природы (небом, облаками, солнцем, деревьями, раскачивающимися от ветра и пр.); уточняются учителем.
4. Сообщение темы урока: - Кто догадался, о чём будем беседовать на уроке?
(- Тема урока – «Наблюдение за погодой из окна»).
5. На доске открывается изображение девочки, смотрящей сквозь оконную раму.
( - Маша проснулась сегодня утром. Она посмотрела в окно. Смотрит, и не поймёт, какая погода. Давайте ей об этом расскажем.)
Учащиеся выходят к доске, выставляют изображения сугробов, домов, деревьев (солнца, туч и т.д.). Добавляют по вопросам, есть ли ветер, какой он, и т.д.
На доске открывается плакат (или сама доска), с примерными схемами описания погоды:
{ Сегодня … погода. Солнце … … . Небо … . Ветра нет. Деревья не … .} Слова для справок, на отдельных карточках: ясная, ярко, светит, чистое, раскачиваются.
{Сегодня … погода. Солнца … . Небо затянуто … . Дует … . Идёт … .}
Cлова для справок: пасмурная, нет, тучами, ветер, снег.
6. Описание погоды с помощью карточек с места: каждому ученику раздаются карточки со схематическим изображением снега, ветра и др., предлагается показать, какая сегодня погода – поднять нужные карточки.
7. Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
8. Дифференциация признаков времён года: у доски выставляется фигурка мальчика, смотрящего в окно сквозь оконную раму; рядом выставляются вперемежку все признаки осени, частично – других времён года ( - Это Саша. Он с утра забыл все признаки осени, и думает – что же за время года сегодня? Давайте расскажем ему и покажем карточки).
9. Рассматривание пейзажей времён года (желательно, на репродукциях, с называнием картины и имени художника):- Какое время года изображено на картине? Попробуйте его описать.
Для составления описательных рассказов предлагаются словесные опоры, в виде карточек: снег, дождь, трава, солнце, листопад, ветер и пр., на усмотрение учителя, с учётом уровня подготовленности или состава класса.
10. Творческая работа: создание коллажа из различных видов бумаги, ткани, по показу учителя, на тему текущего времени года.
11.Подведение итогов. Оценки.