Справка по итогам проверки техники чтения в 2-4 классах
В 1-4 классах была проведена проверка техники чтения.
Цели проверки:
проверить темп (скорость) чтения обучающихся;
выяснить способ чтения: как читают, по слогам или целым словом;
определить уровень ошибочности при чтении (искажения слов, неправильные ударения, «проглатывание» окончаний прочитанных слов, смысловые ошибки);
определить выразительность чтения;
выяснить уровень восприятия учащимися слов (зрительный, мыслительный).
В 1-ом полугодии в декабре 2014г была проведена проверка техники чтения в 1-4 классах. Из проверенных 538 обучающихся 1-4 классов 57 % (77чел.) учащихся читают с установленной программой нормой и выше нормы.
Результаты проверок навыков чтения во 2 полугодии показывают, что показатели чтения в 1-4 классах улучшились по сравнению с 1 полугодием на 21%. Это говорит о том, что учителями, учащимися и родителями младших классов были учтены выводы и рекомендации проверяющего, данные после первой проверки.
В результате проверки выяснилось следующее:
Обучающимся 1 класса, был предложен для чтения рассказ Э.Шима
«Брат и младшая сестра».
В 1 классах было проверено 189 учащихся из 195.
В 1 классах читают:
выше нормы слов 103 учащихся (56%);
норму слов 61 учащихся (32,2%);
ниже нормы слов 21 учащихся (11,1%);
класс всего проверено < нормы норму > нормы понимает прочитанное Владеет кратким пересказом Целыми словами Слог+словоПо слогам
1г 25 25 22 2 1 25 20 25 4 0
1д 25 25 20 3 2 25 20 12 8 4
1е 25 25 19 6 0 25 19 11 4 5
1ж 26 25 17 5 3 25 24 11 2 13
1з 25 23 20 1 2 23 20 13 1 10
1и 23 22 15 7 0 22 19 13 6 5
1к 23 23 13 10 3 23 14 11 5 7
1л 23 21 11 6 4 21 12 12 2 8
итого 195 189 122 40 15 189 148 108 32 52
% 97 82,5 21 7,9 97 78,3 57,4 16,9 27,5
Из всех проверенных 189 первоклассников понимают прочитанное 189 (100%), 148 владеют кратким пересказом (78,3%), пересказать по наводящим вопросам способны 36 учеников (19%), 5 учащихся затрудняются пересказать только что прочитанное (3,4%). Из 189 проверенных первоклассников читающих по буквам нет, 52 (27,5%) читают по слогам, 32 (16,9%) по слогам и целыми словами, 108- целыми словами (57,4%). Безошибочное чтение у 53 учащегося (36%). Допускают 1-2 ошибки 43 учащихся (29,4%), 23(16%) – допускают три и более ошибок. Ошибками при чтении являются: искажают окончания слов18 учащихся (15%), ударение- 20 (14%), 24(16,4%) - допускают повторы прочитанного. Много предстоит работать учителям 1 классов и над выразительностью чтения - соблюдению пауз, логического ударения в словах.
Во 2 классах было проверено 129 (99,6%) учащихся из 134. В классах читают:
выше нормы слов 65 учащихся ( 51,1%);
норму слов 45 учащихся (35,4%);
ниже нормы слов 13 учащихся (10,2%);
класс проверено < нормы норму > нормы понимает прочитанное Владеет кратким пересказом По слогам Слог+словоЦелыми словами
2в 26 1 5 20 26 25 0 4 22
2г 25 3 6 16 22 18 0 1 24
2д 22 4 12 6 20 15 2 3 17
2е 20 3 11 6 20 14 2 14 4
2ж 20 5 6 9 20 13 2 5 20
2з 16 3 5 8 15 6 3 8 5
итого 129 13 45 65 123 91 9 36 92
% 10,2 35,4 51,1 96% 71,6% 7% 28,3 72,4%
Из всех проверенных 127 второклассников 122 человек понимают прочитанное (96 %), владеют кратким пересказом 91 (71,6%), пересказать по наводящим вопросам способны 6 учеников (5%), 19 учащихся затрудняются пересказать только что прочитанное (15%). Из 127 второклассников читают по слогам 9 учащихся (7%), слоговое чтение с целым словом у 36 учеников (28,3%), целыми словами читают 92 ученика (72,4%). 72 ученика прочитали предложенный текст без ошибок, 39с одной – двумя ошибками, 16 с тремя и большим количеством ошибок. При чтении учащиеся допускают ошибки - искажают окончания слов 24 ученика, искажают ударение 10, 6 допускают повторы, 11 учеников допускают пропуски и искажение слов.
Учителям следует обратить особое внимание на развитие устной речи учащихся применяя в уроке «Пятиминутки по РР», что в полной мере будет способствовать развитию поля чтения, слуховой и зрительной памяти, а также артикуляционного аппарата в целом, использую техники по развитию речи.
В 3 классах было проверено 125 учеников из 127.
выше нормы слов 101 учащийся (80 %);
норму слов 13 учащихся (10%);
ниже нормы слов 11 учащихся (9%);
класс всего проверено < нормы норму > нормы понимает прочитанное Владеет кратким пересказом По слогам Слог+словоЦелыми словами
3в 28 28 5 10 13 25 22 5 8 20
3г 25 25 9 5 12 24 19 2 1 22
3д 25 25 6 4 15 24 25 0 4 21
3е 24 24 1 7 16 23 24 0 0 24
3ж 25 23 4 9 10 21 19 1 10 12
итого 127 125 25 35 66 117 111 8 23 99
Из всех проверенных третьеклассников понимают прочитанное 117 учеников (93,6%) и владеют кратким пересказом 111 учащихся (88,8%). Из всех проверенных третьеклассников читают по слогам 8 ученика (6,4%), 23 третьеклассников читают слог + слово (8,4%), 99 читают целыми словами (79,2%). У 57 учащихся чтение безошибочное (49%), 42 допускают 1-2 ошибки (36%), 20 (18%) – 3 и более ошибок. При чтении учащиеся допускают ошибки: искажают окончания слов - 13 учеников, 20 – искажают ударение,14 - допускают повторы прочитанного, 10 - пропускают слова. У 29 учащихся чтение монотонное.
В 4 классах было проверено 111 учащихся из 111.
выше нормы слов 95 учащихся (82,5 %);
норму слов 18 учащихся (15,2%);
ниже нормы слов 5 учащихся (4,2%).
класс всего проверено < нормы норму > нормы понимает прочитанное Владеет кратким пересказом По слогам Слог+словоЦелыми словами
4в 27 27 1 12 14 29 27 0 0 19
4г 26 26 8 7 11 29 22 0 3 16
4д 29 29 7 12 10 29 24 0 2 19
4е 29 29 5 11 13 24 27 0 0 14
итого 111 111 21 42 48 111 100 0 7 68
% 18,9 37,8 43,2 100 91,1 0 6,3 61,2
Из все проверенных четвероклассников понимают прочитанное 111 (100%), владеют кратким пересказом – 100 (91,1%). Способ чтения целыми словами у 68 учащихся (61,2%), слоговое чтение с целыми словами у 7 учащихся (6,3%). Безошибочное чтение у 78 учеников.1-2 ошибки допускают 23 ученика. При чтении 11учащиеся допускают ошибки, 9 искажают окончания слов (8,1%), 22 (19%) - ударение, 10 (11%) - допускают повторы прочитанного. У 11 учащихся чтение монотонное.
Необходимо отметить достаточно хорошую сформированность техники чтения к концу 2 полугодия у учащихся 1Г класса (учитель Дубовская ЭГ..), Тарвидас Т Л(1Д), 1Е класса (учитель Таргаева ЛА.), у учащихся 2В (учитель Завацкая ЛП.), 2 Г (учитель Байгузинова АР.), 3В (учитель Еленич СА.), 3Г (учитель Тастенова ЖМ.), 4В (учитель Текжанова Д.А.).
На основании выше изложенного рекомендовать:
1.Учителям Азимбаевой М К., Матейко Е А., Елубаевой ЖА., Шайхутдиновой С М., Кожемякиной И В, Титовой С А, Рассказовой АЕ обратить особое внимание на недостаток сформированности способа чтения, беглости чтения и выразительности чтения у учащихся. Учителям начальных классов необходимо продолжить работу по развитию речи учащихся, по увеличению темпа чтения, вести работу, направленную на развитие правильности и выразительности чтения.
В целях повышения качества чтения, необходимо ежеурочно проводить работу над развитием речевых навыков, через разучивание чистоговорок, скороговорок, тренировочных упражнений по системе Зайцева и Федоренко, Лысенко О.В., что в полной мере будет способствовать мотивации в работе над текстом, развитию способности к размышлению над прочитанным, а также расширению поля чтения. Создаст положительную основу для формирования навыков осознанного, правильного, выразительного чтения в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта по предмету.
2.Учителям начальных классов продолжить работу по диагностике, отслеживающей
Динамику развития учащихся и фиксирующей уровень индивидуальных достижений учащихся на каждом этапе школьного обучения.
3.Руководителю методического объединения учителей начальных классовТитовой С А. рассмотреть на заседании МО опыт работы учителей начальных классов по формированию навыка беглого, осознанного и выразительного чтения.